Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа
По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Помимо Министерств здравоохранения и социального развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.
Задача региональных отраслевых исполнительных структур - оказывать содействие Минздравсоцразвития РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.
В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований.
2.2 Деятельность органов управления в области здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением функций, возложенных на иные федеральные органы исполнительной власти), социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
Министерство здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении Федеральной
службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Федеральной службы по надзору в
сфере здравоохранения и
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Министерство здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации осуществляет свою деятельность
непосредственно через
Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, который:
- осуществляет функции по выработке государственной политик и нормативно – правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно – эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико – санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико – биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.3 Эффективность деятельности
органов государственного
На реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2010 году выделено 144,1 млрд рублей (с учетом средств внебюджетных фондов), кассовое исполнение расходов федерального бюджета на 1 октября с.г. составило 64,9% (93,5 млрд рублей).
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» с 2006 года на территории Российской Федерации проводится дополнительная диспансеризация работающих граждан.
Всего с 2006 по 2009 годы осмотрено 17 700 903 работающих гражданина.
По результатам
По итогам дополнительной диспансеризации и оценки состояния здоровья было взято под диспансерное наблюдение соответствующими врачами-специалистами в амбулаторно- поликлинической сети 3 003 341 осмотренный гражданин, 152 770 человек направлены на лечение в условиях стационара (из них получили лечение - 114 858 человек), для получения высокотехнологичной медицинской помощи направлено 3833 человека, из них получили ВМП - 2164 человека, нуждалось в санаторно-курортном лечении 1 634 004 человека, всем им проведены профилактические и лечебно- реабилитационные мероприятия.
За 2010 год было осмотрено 3 960 515 работающих граждан, что составило 103,2% от числа подлежащих осмотру в 2010 году.
Реализация данных мер помогает решить вопрос снижения уровня хронической заболеваемости, предотвратить рост первичного выхода на инвалидность, вследствие чего снизить смертность от предотвратимых причин.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» с 2007 года на территории Российской Федерации проводится диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
Всего, начиная с 2007 по 2009 годы осмотрено 798 558 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты ТФОМС направлены средства в сумме 1 519 421,1 тыс. рублей, в том числе в 2009 году - 823 626,2 тыс. рублей.
По итогам диспансеризации выявлены дети, которые нуждались в лечебно-оздоровительных мероприятиях в условиях амбулаторно-поликлинической сети, стационара, в том числе в высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортном лечении. Всем им проведены профилактические, лечебно-реабилитационные мероприятия.
Это помогает решить вопросы дальнейшей судьбы детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе, способствует обретению детьми семьи (опека, попечительство, усыновление, приемная семья и т.д.). Так, по данным Министерства образования и науки РФ в 2007-2008 годах более трети данной категории детей переданы на семейные формы устройства.
В 2010 году продолжалась диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
Начиная с 2013 года планируется включение дополнительной диспансеризации работающих граждан и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объем программы обязательного медицинского страхования в рамках оказания профилактической помощи населению Российской Федерации. Одновременно обязательное требование о проведении мероприятий диспансеризации будет включено в состав программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программы по совершенствованию организации медицинской помощи по трем направлениям, вносящим наибольший вклад в смертность трудоспособного населения, были начаты в 2008 году.
В реализации программы по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями участвуют 38 субъектов Российской Федерации (в том числе 14 регионов - с 2010 года) с общей численностью населения 69,3 млн человек. В 2010 году этим регионам на закупку дорогостоящего оборудования предусмотрено выделение 3,13 млрд рублей. В июне Минздравсоцразвития были проведены комплексные выездные проверки субъектов, участвующих в реализации мероприятий с 2010 года, на предмет выполнения условий заключенных соглашений. На 1 октября 2010 года перечислены субсидии федерального бюджета в объеме 2 897 774,9 тыс. рублей бюджетам всех субъектов Российской Федерации, кроме Кемеровской области, в которой до настоящего момента не выполнены условия соглашения в части подготовки помещений для монтажа оборудования.
МОНИТОРИНГ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОСУДИСТЫХ ЦЕНТРОВ И ПЕРВИЧНЫХ СОСУДИСТЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В 24 СУБЪЕКТАХ РФ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, 2008–2009 годы
В 2010 году в реализацию мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях включены 22 субъекта Российской Федерации, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги М-5 «Урал», М-9 «Кавказ» и М-60 «Уссури». Общий объем финансирования мероприятий в 2010 году — 3,38 млрд рублей. Заключен государственный контракт с ООО «СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА» на поставку 173 реанимобилей в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП в 2010 году. В настоящее время в регионы осуществляется поставка закупленных реанимобилей. В июне 2010 года проведены комплексные выездные проверки субъектов, участвующих в реализации мероприятий с 2010 года, на предмет выполнения условий заключенных соглашений. По итогам проверок бюджетам всех субъектов Российской Федерации в августе 2010 года перечислены субсидии федерального бюджета в объеме 3 166 655,0 тыс. рублей. Во всех участвующих регионах завершены конкурсные процедуры на поставку медицинского оборудования.
СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ, 2009–2010 годы
Опыт ряда регионов России, показал, что при комплексном решении проблемы возможно добиться положительных результатов в виде снижения смертности за короткий промежуток времени. Особенно существенное снижение отмечается в регионах, по территориям которых проходит федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга». Во Владимирской области отмечается снижение числа погибших на 19,8%, в Нижегородской области - на 18,5%, в Удмуртской Республике - на 8,9%. В регионах, по которым проходит автомобильная дорога М-3 «Украина», в 2010 году смертность от ДТП снизилась: в Калужской области - на 5,1%, в Брянской области - на 1,2%. В регионах, по которым проходит федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон», также отмечалось существенное снижение числа погибших от ДТП: в Ростовской - на 8,2%, в Тульской области - на 6,4%. В регионах по которым проходит автомобильная дорога М-10 «Скандинавия», в 2010 году смертность от ДТП снизилась: в Тверской области - на 9,7%, в Ленинградской области - на 6,2%.
С 1 июля 2010 года в России вступили в силу новые требования к автомобильным аптечкам: в них больше нет лекарств, только перевязочные материалы, жгуты, кровоостанавливающие салфетки и ножницы. Автомобильные аптечки используются гражданами, не имеющими медицинского образования, и предназначены для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Это и определило основные отличия нового разработанного состава от старого: существенное увеличение в составе аптечки перевязочных средств и отсутствие в аптечке лекарств.