Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа
По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.
Общность задач, стоявших
перед Врачебными коллегиями, привела
к их объединению. 24 января (6 февраля)
1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров
был образован Совет Врачебных
коллегий, на который возлагались
функции «высшего медицинского органа
Рабочего и Крестьянского правительства»
Перед Советом Врачебных – коллегий стояли тогда три основные задачи:
1) Продолжить организацию на местах медико-санитарных отделов при Советах рабочих и солдатских депутатов;
2) Закрепить начатую
3) Всемерно укреплять санитарное дело, наладить борьбу с эпидемическими заболеваниями и всеми силами помочь советской власти в устранении санитарной разрухи.
Создание государственной системы управления здравоохранением в РСФСР завершилось учреждением Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. Понятно, что в те годы вновь образованный высший орган по охране здоровья народа сосредоточил свое внимание прежде всего на самой насущной проблеме момента - борьбе с эпидемиями. 18 июля 1918 г.
Таким образом, Постановление закрепляло жесткую централизацию управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, с одной стороны, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. В те годы бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий доступными широким народным массам.[17]
К конце 1930-х гг. в стране резко возросло число стационаров и количество коек. Заметные успехи были достигнуты в борьбе с социальными болезнями. Система выявления, учёта и лечения больных способствовала снижению заболеваемости туберкулёзом, венерическими болезнями, их раннему выявлению и эффективному лечению, резкому сокращению числа больных тяжёлыми формами. Были созданы материально-техническая база здравоохранения и медицинская промышленность, подготовлены кадры врачей и средних медицинских работников, больших успехов достигла медицинская наука.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг. существенно изменились задачи здравоохранения: главными из них стали медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. Была учреждена Академия медицинских наук СССР (1944), объединившая деятельность ведущих научных институтов страны; первым её президентом стал известный хирург, учёный, организатор науки Н.Н. Бурденко.
В послевоенные годы Народные
комиссариаты здравоохранения СССР
и РСФСР реорганизованы в Министерства
здравоохранения (1946); было проведено
объединение амбулаторно-
1950-е гг. ознаменовались
рядом важных научных открытий,
способствовавших
Во 2-й пол. 1980-х гг. в здравоохранении началась серьёзная реформа, ориентированная на более активное использование экономических методов управления, повышение уровня экономической подготовки руководителей, осознание ими необходимости серьёзных структурных изменений в системе здравоохранения страны.
Разработанная в 1990-1991гг. программа реформирования предусматривала принципиальное изменение самого подхода: место экстенсивных, количественных оценок в здравоохранении должны были занять интенсивные, качественные показатели. Одновременно были заложены основы перехода к обязательному медицинскому страхованию, развитию более гибких систем государственного регулирования статуса и взаимоотношений всё более самостоятельно действующих органов, учреждений здравоохранения и множества вновь возникших организаций и других субъектов здравоохранения.[18]
На фоне относительной стабилизации социально-экономической ситуации в стране, в конце 20 - начале 21 вв. в здравоохранении наметились некоторые положительные тенденции. В условиях формирования конкурентной среды существенно снизилась господствующая роль производителя медицинских услуг и возросли роль пациента и внимание к его запросам. Централизованное планирование здравоохранения трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на государственное регулирование и обеспечение качества медицинской помощи. Ближайшие задачи здравоохранения: установление оптимальных взаимоотношений между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и государственным регулированием, общественным и частным владением, между финансированием ресурсов и финансированием медицинских потребностей и нужд. Это должно привести к поступательному и стабильному развитию здравоохранения, призванному в новых политических и экономических условиях активно влиять на поддержание и укрепление здоровья населения.
1.3 Зарубежный опыт государственного управления здравоохранением
С точки зрения организационно-финансовых
особенностей в многообразии систем
здравоохранения в странах
Система национального здравоохранения (бюджетная) получила развитие в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии. Основными чертами этой модели являются: всеобщий охват населения услугами здравоохранения, финансирование из средств общего налогообложения, контроль со стороны парламента и управление правительственными органами. В качестве единственного страховщика в таких системах выступает, как правило, государство.
Несмотря на положительные качества, присущие бюджетной модели, для нее характерны определенные недостатки. Во-первых, существенной слабостью бюджетных систем является склонность к монополизму. Его следствием становится снижение качества медицинских услуг из-за отсутствия возможности осуществления контроля за деятельностью лечебно-профилактических учреждений со стороны потребителей медицинских услуг. Страховая система здравоохранения (модель Бисмарка) распространена во многих странах мира. В Европейском союзе она представлена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Основополагающие принципы этой модели заложены в конце XIX в. в Германии ее канцлером О. Бисмарком, подготовившим основы прогрессивного для того времени социального законодательства, которое в дальнейшем послужило образцом для других индустриальных государств. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования, существующие в немецкой системе социальной защиты и по сей день: страхование по старости и инвалидности, страхование по болезни и страхование от несчастных случаев на производстве. Сформировалась система регулируемого медицинского страхования, основными чертами которой являются: всеобщность охвата населения, трехстороннее участие наемных работников, предпринимателей и государства в финансировании страховых фондов, контроль за деятельностью страховых медицинских организаций, согласование тарифов на медицинские услуги и контроль качества оказываемой медицинской помощи.
Рассмотрев подробнее Германию, мы видим, что развитие социального страхования связано с принятием в конце XIX в. трех законов: 15 июня 1883 г. был принят «Закон о страховании рабочих по случаю болезни», б июля 1884 г. - «Закон о страховании от несчастных случаев», 22 июня 1889 г. - «Закон о страховании по инвалидности и старости». Одной из главных причин принятия этих законов - бурное развитие рабочего движения, связанное с индустриализацией и ростом численности наемных рабочих.
В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней - наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США. Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование «платы за услуги». При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая компания оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% расходов на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный. В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% расходов на здравоохранение в рамках основных программ - «Медикэйд» (Medicaid) и «Медикэр» (Medicare). В соответствии с программой «Медикэр» осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа «Медикэр» частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих - как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, «Медикэр» финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа «Медикэйд» предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи. Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. В то же время эти люди слишком молоды, чтобы соответствовать требованиям «Медикэр», не относятся к категории необеспеченных и на них не распространяется программа «Медикэйд». По разным оценкам, число незастрахованных американцев колеблется от 20 до 50 млн чел. (8-20% населения). В США существует стройная система взаимоотношений клиент-страховая компания-врач. Особое внимание страховые компании уделяют перечню лекарственных средств и схемам лечения. В стране с эффективным законодательством каждый шаг врача находится под контролем. Американские врачи не назначают препараты, которые не включены в официально принятый на уровне министерства здравоохранения или страховой компании перечень лекарственных средств. В случае предъявления иска врачу за профессиональную ошибку проводится проверка всех его предписаний. Если в листе назначений фигурирует «нелегальный» лекарственный препарат, последствия такой проверки могут оказаться плачевными для врача.[19]
1.4 Правовые основы
Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений.[20] Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в Преамбуле и ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы), а ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.
Охрана здоровья
является делом
В целях решения
перечисленных задач,
Право на охрану
здоровья и медицинскую помощь
имеет конституционное