Управление сферой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание

По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 603.46 Кб (Скачать документ)

Увеличение числа перевязочных средств связано с тем, что при ДТП главным фактором, приводящим к смерти или тяжелому состоянию пострадавшего, является кровотечение. Входящие в состав старой аптечки 3 бинта не позволяли оказать помощь даже одному пострадавшему, имеющему несколько ран.

Исключение медикаментов из состава аптечки обусловлено следующим:

- нахождение лекарственных препаратов в автомобиле, где температура может колебаться в пределах от –40 до +55 градусов по Цельсию, является грубым нарушением условий хранения медикаментов и может привести к тому, что препарат будет испорчен и станет опасным при его применении;

- возрастает срок годности аптечек;

- идеология комплектации аптечек аналогична опыту развитых зарубежных стран, которые имеют большой опыт оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе водителями транспортных средств.

На 18,3% увеличилось число  пациентов, прошедших через первичные  онкологические кабинеты (отделения) в 11 регионах, участвующих в мероприятии по совершенствованию организации онкологической помощи населению с 2009 года. Показатель запущенности (IV стадии) сократился на 1,3% (с 22,7% в III квартале 2009 года до 21,4% в 2010 году).

В 2010 году в реализацию программы  включены 10 регионов (оснащение медицинским оборудованием 1 окружного и 9 региональных онкологических диспансеров - 5,8 млрд рублей). В июне текущего года во все субъекты осуществлены выездные проверки на предмет оценки выполнения условий заключенных соглашений, по результатам которых все субъекты признаны выполнившими условия соглашений. В соответствии с сетевым графиком в июле 2010 года всем субъектам перечислены субсидии федерального бюджета, на которые закуплено медицинское оборудование для онкологических диспансеров. В настоящее время осуществляется поставка и монтаж оборудования.

В 2011 году планируется включить в программу еще 14 регионов и 2 федеральных учреждения (6 916,3 млн рублей).

За 2009-й и 2010-й учебные  годы было направлено в интернатуру  и ординатуру 472 специалиста, что  позволит снизить дефицит врачей-онкологов почти на 10%. Кроме того, в 2010 году прошли повышение квалификации 4396 врача-онколога, в том числе 344 специалиста, работающих в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Разработаны новые направления  приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2011–2013 годы, в том числе:

    1. реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела для снижения перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, в том числе на 30% среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела, что позволит сохранить жизни более 1000 детей в год;
    2. повышение квалификации акушеров, гинекологов и неонатологов, педиатров с помощью обучающих симуляционных центров во всех федеральных округах. Всего планируется создать 6 обучающих центров (повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов, неонатологов и педиатров: подготовка в 2011 году 180 врачей акушеров- гинекологов, неонатологов, анестезиологов- реаниматологов, в 2012 году - 480–500 врачей, в 2013 году - 700–800 врачей, что позволит улучшить на 15–18% показатели деятельности родовспомогательных и педиатрических медицинских организаций);
    3. реализация мероприятий по профилактике и снижению числа абортов. Создание центров поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для оказания медицинской и социально- психологической помощи женщинам в случаях незапланированной беременности, направленное на обеспечение позитивной альтернативы аборту, что позволит обеспечить профилактику и снижение числа абортов; сохранить репродуктивное здоровье женщин и опосредованно увеличить число родившихся детей на 5–10 тыс. ежегодно;
    4. расширение объемов лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий для обеспечения лечения бесплодия свыше 9000 супружеских пар и рождения более 3000 детей ежегодно;
    5. проведение диспансеризации детей подросткового возраста (14-летних) с целью охраны репродуктивного здоровья для раннего выявления функциональных расстройств и своевременного лечения нарушений репродуктивного здоровья подростков, профилактика бесплодия, что позволит обеспечить снижение демографических потерь общества и государства;
    6. совершенствование национального календаря профилактических прививок за счет включения в него прививок против гемофильной инфекции.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА  «ЗДОРОВЬЕ» ДО 2013 ГОДА. Объем финансирования, млрд рублей

 

 

2.4 Проблемы государственного  управления в сфере здравоохранения  в РФ

 

Перед системой управления здравоохранением в России стоит  ряд проблем, основными из которых  являются:   

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов;   

- неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения;    

- систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства.    

Решение данных проблем видится  в следующем:   

Во-первых, управленческая деятельность должна быть прозрачной и осуществляться в соответствии с социальными  реалиями общества;   

Во-вторых, проведение эффективной  государственной политики в сфере  здравоохранения с учетом мнения ведущих практиков страны;   

В-третьих, принимаемые в  сфере здравоохранения нормативные  акты должны быть своевременны, лаконичны, ясны в применении, юридически грамотны и не должны нарушать права граждан, противоречить Конституции РФ и  иным вышестоящим законам.   

В-четвертых, необходимо ужесточить надзор за неисполнением здравоохранительного законодательства.   

На основе административно-правового  анализа характерных черт и особенностей государственного управления здравоохранением в России, можно дать следующее  его определение.   

Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан  гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской  помощи.

Здравоохранение является важнейшей  отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения все большее внимание.

В последнее время система  здравоохранения претерпела много  изменений. Возник кризис здравоохранения, появившийся в результате долгого преобладания остаточного принципа финансирования, и в связи с этим нехватки финансовых ресурсов. В последние годы на здравоохранение направляется около 3% ВВП. В стране до сих пор отсутствуют квалифицированные экономисты в медицинских учреждениях, поэтому

имеющиеся ресурсы используются неэффективно, это приводит к недостаточной обеспеченности материальными ресурсами, техникой и приборами. Наблюдается нехватка квалифицированного медицинского персонала, поскольку заработная плата в отрасли низкая и у людей отсутствует мотивация идти работать в учреждения, финансируемые из средств обязательного медицинского страховании. Как видно, назрела необходимость анализа методов управления учреждениями здравоохранения,

выявления основных проблем  в этой сфере и предложения возможных путей их решения.

Всемирной организацией здравоохранения  здоровье определяется как «состояние полного духовного, физического и социального благополучия».

Традиционно выделяют три  основных модели финансирования деятельности учреждений здравоохранения:

1. Бюджетное финансирование (модель Бивереджа);

2. Финансирование из средств  социального страхования;

3. Финансирование с помощью  частного страхования;

На практике можно наблюдать  смешанные модели финансирования. В  России наибольшая доля у финансирования за счет средств социального страхования. Ресурсы системы социального страхования складываются из обязательных налоговых или страховых взносов работодателей, отчислений независимых предпринимателей и перечисления части иных средств налогообложения из пенсионных программ, пособий по безработице и прочего. Также развивается и частное страхование, в основном либо за счет

работодателя, либо индивидуальное страхование, как правило, граждан, не имеющих права на использование обязательного медицинского страхования.

В последнее время начинают использоваться новые системы оплаты медицинских услуг такие, как:

- Оплата случая;

- Среднесуточная оплата;

- Единообразная оплата-бонус;

- Подушевое финансирование.

Быстрыми темпами растет спрос на платные медицинские услуги. Следует совместить систему платных медицинских услуг с системой обязательного медицинского страхования, чтобы «переливать» деньги из одной системы в другую и тем самым решать проблемы недофинансирования и необеспеченности медицинских учреждений необходимой техникой.   

В заключении следует отметить, что в настоящее время для  организации управления в области  здравоохранения характерным является отсутствие единой системы управления, что негативно сказывается на медицинском обслуживании населения. Поэтому важнейшей задачей государства  является упрочнение позиций государственных  органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование государственного  управления здравоохранением

 

3.1 Пути совершенствования государственного управления здравоохранением в РФ

 

 

Несмотря на мировой финансовый кризис, Россия сохраняет курс на повышение финансирования здравоохранения. В период с 2011 по 2012 год в бюджет за счет 2%-ного повышения тарифа на обязательное медицинское страхование поступит порядка 460 млрд рублей. Эти средства будут инвестированы в модернизацию российского здравоохранения, которая будет направлена на улучшение организации и повышение эффективности системы здравоохранения и в конечном итоге - на улучшение качества и доступности медицинской помощи.

Инвестиции будут распределены по трем направлениям:

    1. модернизация материально-технической базы лечебных учреждений (приобретение оборудования, капитальный ремонт и т.д.) - 300 млрд рублей;
    2. информатизация: создание единой информационной базы, электронных медицинских карт - 24 млрд рублей;
    3. обеспечение стандартов медицинской помощи, которые позволят установить единые стандарты лечения на территории всей России, что повысит качество и эффективность лечения; а также повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 136 млрд рублей.

Для того чтобы выделенные на модернизацию финансы работали эффективнее, будет реализовываться механизм региональных программ модернизации здравоохранения. В 2010 году каждый регион разрабатывал собственную программу развития здравоохранения с учетом медико-демографических показателей в рамках реализации Концепции демографической политики до 2025 года, структуры заболеваемости и смертности в регионе. Таким образом, инвестиции в здравоохранение будут направляться на конкретные задачи и соответствовать потребностям жителей в необходимой медпомощи с учетом региональных особенностей.

Все региональные программы  модернизации здравоохранения прошли защиту в Минздравсоцразвития России, где рассматривалась обоснованность запрашиваемых регионом инвестиций. Кроме того, регионы будут самостоятельно софинансировать часть мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, что позволит охватить большее число учреждений и в результате увеличит суммарный объем инвестиций. Реализация региональных программ модернизации здравоохранения начнется с 2011 года.

Лучший вариант - национальная модель здравоохранения и наличие добровольного частного медицинского страхования, что дает гражданам возможность выбора. Именно поэтому в большинстве западных стран в наши дни ищут новую структуру, позволяющую уравновесить государственное финансирование за счет налогов и за счет медицинского страхования, не рассчитывая, как у нас, на личные средства граждан. Более того, пришедшие от страховщиков принципы “оплата за пролеченного больного” и “деньги следуют за пациентом” наносят неоценимый вред здоровью наших граждан и всему обществу, определяя принципиально неверный вектор развития здравоохранения в стране. Исходя из этих принципов, в системе здравоохранения была полностью утрачена заинтересованность в увеличении числа здоровых людей.

Действительно, чем больше будет больных, тем больше денег  поступит в учреждения здравоохранения. В росте числа больных заинтересовано не только здравоохранение, но и фармацевтические производители и посредники, поскольку  при этом будет неизбежно расти  потребление лекарственных средств. Поэтому отмеченные принципы не просто ошибочны, но по настоящему вредны для нашей страны.

По сути, на территории Российской Федерации столько систем здравоохранения, сколько в ней субъектов: на каждой территории разрабатываются свои стандарты, оказываются разные объемы медицинской  помощи с существенными отличиями  по источникам финансирования (в структуре  расходов средства ОМС составляют от 10 до 63,6%). Это свидетельствует об отсутствии единой концепции развития здравоохранения.

Такая концепция должна состоять из нескольких частей. В первой части целесообразно представить необходимость создания новой стратегии, которая учитывала бы сложившуюся ситуацию, мировой прогрессивный опыт и основывалась бы на анализе результатов предыдущей концепции. Вторая часть должна включать в себя конечные цели для десятилетней реализации стратегии и модель будущего здравоохранения.

Третья часть – целевая, в которой могут быть представлены дерево целей стратегии, критерии их достижения и дерево укрупненных мероприятий или направлений с учетом научно обоснованных приоритетов. Самый главный приоритет на ближайшее десятилетие - несомненно, развитие профилактики, расходы на которую должны быть доведены до 70% всех расходов на здравоохранение, в т. ч. на первичную профилактику и массовое оздоровление - 50%. Это позволит снизить заболеваемость и увеличить число здоровых людей. На вторичную профилактику и возможно более раннее выявление заболеваний следует выделить 20% расходов, что в значительной степени снизит потребность в дорогостоящем лечении и уменьшит нагрузку на специализированную медицинскую помощь и высокие технологии. Соответственно должна значительно измениться и роль первичной медико-санитарной помощи именно как первичной заботы о здоровье.

Для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией, в первую очередь среди подростков и молодежи, необходимо организовать досуг, приблизить к местам компактного проживания спортивные площадки разного назначения, прогулочные маршруты, стадионы, спортивные группы, летние оздоровительные лагеря, разнообразные кружки по интересам, бассейны и т. п. Одновременно это будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо также восстановить и развить школьную медицину с ее профилактикой, периодическими обследованиями физического и психического здоровья, стоматологическими обследованиями и последующим оздоровлением школьников. Кроме того, требует своего восстановления вся профилактическая, оздоровительная и лечебно- реабилитационная работа на производстве (медико-санитарные части, врачебные здравпункты, цеховые врачи и т. д.).

Информация о работе Управление сферой здравоохранения