Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа
По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Одним из способов осуществления
взаимосвязи объекта и субъекта
управления здравоохранением является
передача информации. При этом в
целях обеспечения динамичности
процесса управления необходимо обеспечить
непрерывность поступления
Деятельность по управлению, применение различных его способов образуют процесс государственного управления, который, как важнейшая составная часть характеристики структуры государственного управления, включает в себя следующие элементы: цели и задачи управления, функции управления, формы и методы их осуществления.
Под целями и задачами понимается «область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа».[9] В системе управления важнейшее значение имеют его цели. Весьма точное определение дал Г.В. Атаманчук: управление - это целеполагающее, т. е. сознательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в форме самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).[10] Определение целей - первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям).[11] На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или организации управления, так как правильно выбранная цель определяет успешное решение задач.[12] Поэтому в отрасли здравоохранения все шире применяется программно-целевое управление, ориентированное на достижение конкретных целей.
Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.
Думается для достижения указанных целей перед системой управления здравоохранением стоит необходимость решить следующие задачи: повышение эффективности управления системой здравоохранения при минимизации затрат; повышение адресности в предоставлении медицинских услуг гражданам, нуждающимся в них, в том числе, гарантированной бесплатной медицинской помощи в пределах государственных гарантий; создание экономической базы для исполнения федеральных законов; содействие развитию сети медицинских учреждений; создание государственно-общественной системы оценки качества и контроля деятельности учреждений здравоохранения всех типов и видов собственности, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию; обеспечение единого социально-правового и информационного пространства, создание системы законов и иных нормативных правовых актов в области здравоохранения, которая бы органически объединяла федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации; более четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также органами местного самоуправления в области здравоохранения на основе договоров; развитие программно-целевого механизма управления и финансирования сферы здравоохранения, стимулирование смешанного частно-государственного финансирования системы здравоохранения; повышение самостоятельности учреждений и организаций здравоохранения в выборе стратегии развития, содержания реализуемых программ и услуг, финансово-хозяйственной деятельности.
Функции государственного управления - это наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды деятельности управляющего субъекта, обеспечивающие решение целей и задач управляющего воздействия. Функция пронизывает организацию и процесс государственного управления. Если государственное управление не функционирует, то отсутствуют и его организация, и его процесс. Поэтому функции определяют основное содержание управленческой деятельности,[13] ее сущность. Вся разноплановая работа государственного управления может быть связана с тремя функциями, составляющими замкнутый цикл государственного управления: принятие управленческого решения, его осуществление и контроль. Каждая из названных функций может быть разделена на ряд составляющих. Итак:
1) Принятие управленческого решения заключается в оценке ситуации, прогнозировании и планировании.
Сначала оценивается ситуация в сфере здравоохранения по стране, выясняются потребности в медицинских услугах, и т. п. Затем составляется прогноз. Прогноз - это метод научно-обоснованного предвидения возможных направлений развития сферы здравоохранения.
Плановость пронизывает всю функциональную деятельность органов управления здравоохранением. Она предполагает изучение обстановки, сбор и обработку информации об объекте управления (анализ сложившейся ситуации). Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления здравоохранением. В процессе реализации планирования создаются программы по развитию отношений в сфере здравоохранения. Плановость управления дает возможность, исходя из выявленных закономерностей развития сферы здравоохранения, наиболее полно удовлетворять потребности нуждающегося населения в медицинских услугах, организовывать профилактическую работу, лечение, реабилитацию, подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации медицинских работников, осуществлять строительство объектов медицинского назначения. В общем виде разработку плана можно свести к решению четырех крупных проблем: 1) определение потребностей и интересов в развитии системы здравоохранения на планируемый период времени и формирования на этой основе целей и задач; 2) разработка путей развития системы здравоохранения как социального явления и темпов роста его основных показателей; 3) определение потребностей в материально-технических условиях и кадрах; 4) установление форм и методов контроля за выполнением планируемых мероприятий или задач.[14]
Планирование завершается принятием основного решения. Решение - это выбор определенного способа действий. В сфере государственного управления оно оформляется актами, имеющими государственное значение и особую юридическую форму (приказа или распоряжения органов управления). Существует два основных способа принятия решения: индивидуальный и коллективный. В любом случае последнее слово в решении вопроса остается за руководителем.
2) Осуществление решения предполагает организацию деятельности.
Непосредственная организация охраны здоровья народа возложена на отраслевые органы здравоохранения - территориальные (системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ) и ведомственные.
Организация состоит в формировании системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности и включает в себя координацию и регулирование.
а) Координация (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в сфере здравоохранения). Координация придает суммарным усилиям объектов управления (учреждениям здравоохранения) рациональный характер, отличный от того, который мог быть при простом сложении усилий этих объектов. С развитием материально-технической базы учреждений здравоохранения и созданием крупных социальных структур (например, центр медицинской и социальной реабилитации и т. д.) значение координации возрастает, так как возникает задача согласования деятельности отдельных единиц, входящих в эти образования. Координация по своему содержанию подразделяется на два вида: внутреннюю и внешнюю. Первый вид координации находит свое выражение при осуществлении одним руководящим центром (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) внутренней организационной деятельности. Внутренняя координация обеспечивает связь элементов каждой из подсистем, чёткую работу всех объектов управления.
Координацию высшего и более общего порядка в системе управления здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Они обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в сфере здравоохранения, её законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.
б) Регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления). Регулирование - использование способов и методов управления в процессе организации системы управления здравоохранением и её функционирования. Это установление общеобязательных требований и процедур для объектов - учреждений здравоохранения (государственные социальные стандарты, требования к процедуре лицензирования, государственной аттестации и т. д.) с целью обеспечения порядка управления в области здравоохранения, безопасности, равенства участников здравоохранительных отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан. Регулирование применяется при нарушениях в системе установленных связей между субъектом и объектом.
Следует отметить, что значение государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории,[15] так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.
3) Контроль. Суть контроля состоит в систематической подаче подконтрольными учреждениями здравоохранения (объектами управления) сведений о своей деятельности субъекту (органу управления здравоохранением), где эти сведения обрабатываются. На основе этих сведений субъекты получают возможность провести качественный и количественный контроль функционирования объектов с дальнейшей целью устранения недостатков в системе, а равно для ее совершенствования. Контроль может быть предварительным, направляющим, фильтрирующим и последующим. Контроль подразумевает выполнение четырех этапов: установление желаемого результата исполнения; изучение фактических результатов; оценка и сравнение полученных результатов с запланированными; выработка корректирующих воздействий. В зависимости от субъекта управления выделяют административный и общественный контроль. Результаты контроля являются предпосылкой для аналитических выводов о состоянии дела, о деятельности объектов управления. Результатом анализа становится умозаключение, в соответствии с которым принимается управленческое решение. Оно порождает новый цикл управленческого процесса.
Органы управления здравоохранением реализуют свои функции посредством специальных форм и методов деятельности.
Формы государственного управления представляют собой внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности. Формы и методы управления сложной системой здравоохранения в целом и на отдельных территориях определяются рядом факторов: социальные факторы (социальная направленность решений и действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти); уровень социально - экономического развития страны в целом и отдельных регионов; реализация принципов социальной справедливости и доступность для всех членов общества достижений науки и практики в области охраны здоровья населения; уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения; адаптация международного опыта в области медико – социального обеспечения населения РФ в целом и в различных регионах.
Формы управления здравоохранением можно классифицировать на правовые и неправовые. Выбор формы управленческих действий органами управления и должностными лицами в каждом конкретном случае подчинен определенным правилам: она должна соответствовать компетенции данного органа, назначению, функциям, правовым методам управленческой деятельности характеру разрешаемых вопросов, целям управляющего воздействия, особенностям конкретного объекта. Особенность правовых форм управления здравоохранением состоит в юридических последствиях для субъектов отношений в области здравоохранения. Основными формами такого типа являются правотворческая и правоприменительная деятельность. По общему правилу функции нормотворчества в настоящее время исполняет Министерство здравоохранения и социального развития РФ (например, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 октября 2005 № 645 «Об утверждении Типового положения о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства»).
К неправовым формам управления
относятся информативно-
Методы государственного управления - средства практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей,[16] а также возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты, подчиненных лиц. Обычно принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. Немаловажную роль в управленческом процессе управления здравоохранением играют идеологические методы, представляющие собой государственное воздействие на сознание людей, которое связано с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других средств группового воздействия (например, на пачках сигарет от имени государства – Министерства здравоохранения и социального развития РФ есть надпись, предупреждающая о том, что курение опасно для здоровья)
На основе административно-правового анализа характерных черт и особенностей государственного управления здравоохранением в России, можно дать следующее его определение.
Государственное управление здравоохранением -это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.
В заключении следует отметить,
что в настоящее время для
организации управления в области
здравоохранения характерным
1.2 Исторический опыт
В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассосредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главным образом за счет бюджетов земств и самоотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждений, медикаментов.