Административное правонарушение: понятие, состав и видео

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является более полное и подробное раскрытие понятия административного правонарушения, состава, а также видов административного наказания. Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.
Объектом данной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….5
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ..……8
1.1 Понятийный аппарат административного правонарушения………………….……8
1.2 Признаки административного правонарушения……………………………..……11
2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ…………….…..14
2.1 Объект административного правонарушения…………………………………..….14
2.2 Объективная сторона административного правонарушения……………………..15
2.3 Субъект административного правонарушения…………………………….………17
2.4 Субъективная сторона административного правонарушения………………...…..24
3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………...…….29
3.1 Основные наказания…………………………………………………………...…….37
3.2 Дополнительные наказания…………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……..56
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….……..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..……61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………..…..65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Административное правонарушение понятие, состав и виды.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

     Иностранные граждане – это граждане, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства; лица без гражданства – лица, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве; иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации.

     Вышеназванные лица, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях.

     В ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому не подлежат административной ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об административной ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

     Административной  ответственности подлежит только вменяемое  лицо. Для того, что понять место  и уголовно-правовое значение понятия  «вменяемость» необходимо обозначить его положение в системе состава административного правонарушения.

     Не  любое физическое лицо может быть субъектом административного правонарушения. Административная ответственность  связывается со способностью человека понимать фактическую сторону и общественную значимость совершаемых действий и руководить своими поступками. Подобной способностью могут обладать лишь вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Перечисленные признаки (вменяемость и достижение возраста административной ответственности) являются обязательными юридическими признаками субъекта административного правонарушения. Лица, не понимающие фактическую сторону своих действий или их социальное значение, не могут быть субъектами административного правонарушения. Они нуждаются не в исправлении путем применения наказания, а в лечении. Поэтому наряду с достижением определенного возраста субъект преступления должен обладать признаком вменяемости. С другой стороны необходимым условием административной ответственности является наличие вины, т. е. умысла или неосторожности у лица, совершившего общественно опасное деяние.8

          Лица душевно больные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых ими действий или оценивать их социальное значение, а также не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики, не могут действовать умышленно или неосторожно в правовом смысле. В их объективных действиях нет вины, поэтому, рассматривая дела об общественно опасных деяниях, совершенных лицами в состоянии невменяемости, суд выносит не решение о виновности или невиновности, а определение.

     История права демонстрирует нам различные  подходы к решению вопроса  об определении невменяемости. Первоначально наиболее практичным казалось дать в законе перечень конкретных условий, устраняющих вменяемость. К ним относили малолетство, помешательство, глухонемоту, одряхление, лунатизм и др. Но при таком подходе легко могли быть опущены отдельные ненормальные психические состояния, устраняющие вменяемость. Поэтому следующим шагом в законодательстве было установление для различных состояний невменяемости обобщенных формул, способных охватить разнообразные случаи невменяемости, стремление указать в статье закона условия невменяемости и те основания, благодаря которым эти состояния устраняют ответственность.

     Таким образом, «Вменяемость есть способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное, т. е. юридическая предпосылка вины и уголовной ответственности».9

     В этом определении правильно отмечено психическое состояние лица во время совершения общественно опасного деяния, которое позволяет ему избрать линию своего поведения. Лицо может или сообразовывать свои действия (бездействие) с нормами права и правилами общественного поведения, или действовать вопреки им, причиняя вред охраняемым законом интересам. Во втором случае возникает основание уголовной ответственности.

     Вменяемость характеризуется двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим). Юридический критерий означает способность лица понимать фактические обстоятельства совершаемого деяния (осознавать внешнюю сторону совершаемого действия или бездействия и причинную связь между ним и последующим результатом) и его социальную значимость, т. е. общественно опасный характер содеянного, а также способность лица руководить своими поступками. Медицинский критерий вменяемости определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления: отсутствие определенных психических заболеваний и недостатков умственного развития, определенный уровень социализации личности (образование, жизненный или профессиональный опыт и т. п.). Лишь наличие этих двух критериев позволяет констатировать вменяемость субъекта.

     Лица, признанные невменяемыми, не несут  административную ответственность.

     Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое лицо. Вменяемость наряду с достижением установленного возраста выступает в качестве условия административной ответственности и является одним из общих признаков субъекта административного правонарушения.

     Таким образом, подводя итог, отметим следующее. Вменяемость как правовая категория характеризуется такими основополагающими понятиями, как «сознание» и «воля. Сознание и воля всегда обусловлены объективной действительностью, условиями материальной жизни общества, общественной средой, в которой находится человек. Воздействие внешних обстоятельств на человека всегда проходит через его сознание. Человек, как существо мыслящее, принимая соответствующее решение, способен оценить фактические обстоятельства, при которых он действует, характер и значение последствий своих действий и сознательно использовать свое поведение для достижения каких-либо целей, то есть выбрать определенный характер своего поведения. Бесспорным является утверждение следующего характера: «Если личность не имеет возможности контролировать и оценивать свои действия, так как непосредственной причиной оных явлений является психическое заболевание, следует говорить о невменяемости субъекта, а значит, поведение не может рассматриваться как правонарушение».10                                                                           Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП РФ выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.

     Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ.

     Специальным субъектом административного проступка  выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся  на территории нашей страны иностранные  граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

     Особым  субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся  на военных сборах граждане, а также  лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы состоит в том, что к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо наложения административного взыскания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

     Работники железнодорожного, морского, речного  транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в  соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими  при исполнении служебных обязанностей проступков, непосредственно предусмотренных КоАП РФ.

     Существенными особенностями как субъекты административных правонарушений характеризуются должностные  лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия и бездействие, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

    Под должностным лицом КоАП РФ11 понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (кроме тех лиц, которые выше отнесены к особым субъектам административных правонарушений).

     Как должностные лица несут ответственность  и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие иных юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций, т.е. организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. В случаях, когда нормами КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена ответственность юридических лиц, индивидуальные предприниматели приравниваются к ним и за совершенные административные правонарушения несут ответственность как юридические лица.

     Обладают  определенными особенностями и  такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие. Они несут административную ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности, мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.12 
 

         2.4   Субъективная сторона административного правонарушения  
 

    Субъективная  сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП  РФ (ч. 2 ст. 2.1).

     Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия либо бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

     Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве.

     Все составы административных проступков можно разделить на формальные или материальные.

     При формальном составе достаточно совершения указанного в законе действия либо бездействия, независимо от того, какие в результате этого наступили последствия.

     Материальные  составы  правонарушений  включают в  качестве обязательного признака не только действие или бездействие, но также последствие и причинную связь между действием или бездействием и наступившим вредным последствием. Последствием здесь выступает ущерб, причиненный хищением.

     В формальных составах административных правонарушений умышленная вина заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности. Например, к ответственности за незаконную порубку деревьев и кустарников либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях лицо может быть привлечено, если оно сознавало, где эти незаконные действия совершаются. В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности совершенного действия либо бездействия, включает также отношение к наступившим вредным последствиям. Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление.

     Например, при совершении мелкого хищения  государственного или общественного  имущества лицо сознает, что оно  незаконно, безвозмездно, с корыстной  целью завладевает государственным  или общественным имуществом в небольших размерах, предвидит, что в результате этого будет причинен такой  ущерб  соответствующей государственной или общественной организации.

Информация о работе Административное правонарушение: понятие, состав и видео