Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью данной работы является более полное и подробное раскрытие понятия административного правонарушения, состава, а также видов административного наказания. Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.
Объектом данной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….5
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ..……8
1.1 Понятийный аппарат административного правонарушения………………….……8
1.2 Признаки административного правонарушения……………………………..……11
2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ…………….…..14
2.1 Объект административного правонарушения…………………………………..….14
2.2 Объективная сторона административного правонарушения……………………..15
2.3 Субъект административного правонарушения…………………………….………17
2.4 Субъективная сторона административного правонарушения………………...…..24
3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………...…….29
3.1 Основные наказания…………………………………………………………...…….37
3.2 Дополнительные наказания…………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……..56
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….……..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..……61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………..…..65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
Различают умысел прямой и косвенный.
При прямом умысле лицо желает наступления последствий, а при косвенном сознательно их допускает.
Противоправное действие, совершенное по неосторожности является менее серьезным правонарушением по сравнению с таким же действием, совершенным умышленно.
Неосторожная вина определяется применительно к материальным составам административных правонарушений и связывается исключительно с отношением нарушителя к последствиям своего действия.13
В формальных проступках неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не сознает его противоправности, но должно было и могло его сознавать.
Различают две формы неосторожной вины:
а) легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянном расчетом их предотвратить;
б) небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть указанные в законе последствия.
При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления вредных последствий, рассчитывая их предотвратить. Расчет делается на такие обстоятельства, как собственные силы, знания или опыт нарушителя, других лиц.
Например, при передаче управления транспортным средством лицу, не умеющему права, водитель рассчитывает, что при его опыте он не допустит аварийной ситуации.
Если она наступает, то водитель несет ответственность за наступивший вредный результат из - за проявленной им самонадеянности.
При
небрежности нарушитель не предвидит
возможности наступления
От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда (казус или случай), при котором лицо не несет ответственности. Для него характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его действия.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.14
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
В Особенной части KoAП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство правонарушений может быть совершено в любой форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.
Только
при наличии состава
В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения:
а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления;
б) вредными для общества, но не общественно опасными;
в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.
3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.
В статье 3.1. КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом - актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
Предписания статьи 3.1. КоАП РФ обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В свою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).15
Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.
Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.
В ч. 2 статьи 3.1. КоАП РФ находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий.
Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.
В механизме обеспечения правопорядка, дисциплины и законности важную роль играет административная ответственность, которая стимулирует к надлежащему выполнению обязанностей, соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений.
В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение. Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.
Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.
Наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.
В
теории права юридическая
При
наличии юридического факта - административного
правонарушения - включается механизм
санкции правовой нормы, и санкция
из потенциальной возможности
В
административном праве из всех многочисленных
мер административного
Нормы
административного права
Кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права, в частности трудового, земельного, финансового и др.
Основанием
для привлечения к
Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть административные, дисциплинарные и служебные.
Нормативными актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о прохождении службы.
Информация о работе Административное правонарушение: понятие, состав и видео