Административное правонарушение: понятие, состав и видео

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является более полное и подробное раскрытие понятия административного правонарушения, состава, а также видов административного наказания. Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.
Объектом данной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….5
1 ПОНЯТИЕ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ..……8
1.1 Понятийный аппарат административного правонарушения………………….……8
1.2 Признаки административного правонарушения……………………………..……11
2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ…………….…..14
2.1 Объект административного правонарушения…………………………………..….14
2.2 Объективная сторона административного правонарушения……………………..15
2.3 Субъект административного правонарушения…………………………….………17
2.4 Субъективная сторона административного правонарушения………………...…..24
3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………...…….29
3.1 Основные наказания…………………………………………………………...…….37
3.2 Дополнительные наказания…………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……..56
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….……..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..……61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………..…..65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Административное правонарушение понятие, состав и виды.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время, как указывалось  ранее, действует большое количество различных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила противопожарной безопасности, правила торговли, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.

     В большинстве случаев за нарушение  этих правил наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения. Нарушение таких правил иногда может повлечь уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.

     При этом административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и их профилактике, в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения. Вместе с тем она имеет свои особенности.

     Во-первых, административную ответственность  за совершенные административные проступки  устанавливают не только органы законодательной  власти (например, принятие федерального закона - Кодекса РФ об административных правонарушениях), но в объеме своих полномочий и компетенции административную ответственность в подзаконных актах могут устанавливать и органы исполнительной власти.

     Во-вторых, наложение административных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях - судами (судьями). В отличие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчиненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным налагать административные взыскания за совершенные правонарушения.

     В-третьих, административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности и по субъектам  ответственности. К ним относятся  не только физические лица - граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены ст. 2.3 КоАП РФ. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи с ними - за то, что не контролировали их поведение. Должностные лица, работающие в государственных органах, согласно ст. 2.4 КоАП РФ несут ответственность не только за нарушения обязательных правил своими действиями, но и за некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по их роду службы. Это административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, охраны природной среды, здоровья населения, санитарно-эпидемиологических правил и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

     В-четвертых, основанием административной ответственности  является совершение административного  проступка и наличие соответствующей  нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Ответственность (административная) наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.

     В-пятых, административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно всегда противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в КоАП РФ и других нормативно-правовых актах. От преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не общественной опасности административных правонарушений. Составы же административных правонарушений аналогичны составам преступлений и включают в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

     В-шестых, некоторые составы административных правонарушений можно назвать формальными, так как административная ответственность наступает независимо от того, наступили отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов. Например, переход гражданином улицы в неположенном месте.

     В-седьмых, за совершение административного проступка  налагается административное взыскание, за дисциплинарный проступок - дисциплинарное, а за преступление - уголовное наказание.

     В-восьмых, к лицам, совершившим административные правонарушения, применяются специальные меры государственного (административного) принуждения. К ним относятся: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности (административные взыскания).

     Законодатель определил исчерпывающий перечень правонарушений, за которые каждый орган или должностное лицо правомочны налагать административные взыскания. Определены также характер и размер санкций, которые могут применять конкретные органы и должностные лица.

     В КоАП РФ даны общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица). Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий и распространенности, личности нарушителя, степени его вины и других обстоятельств. Взыскание согласно КоАП РФ может быть наложено не позднее двух со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения.  С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возмoжностъ его квалификации как повторного.

             К лицам, совершившим административные правонарушения (проступки), применяются меры принуждения, именуемые административными взысканиями. Административное взыскание - это мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами17.

     Административные взыскания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объединяет общность оснований применения мер принуждения (административное правонарушение), а также общая цель этих мер принуждения - предупреждение новых правонарушений.

     Однако  меры административного пресечения не являются мерами взыскания и направлены, прежде всего, на предотвращение правонарушения и возможное привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры административного пресечения чаще всего предшествуют применению мер административных взысканий.

     Административные  взыскания выражаются обычно в моральном  или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно как моральное осуждение, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, исправительные работы, лишение специальных прав и др.).

     За  совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

     8) дисквалификация;

     9) административное приостановление деятельности;

     В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий.

            В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных наказаний.  

         

             3.1 Основные наказания

             

            

             Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

           Предупреждение - это мера административного  наказания, выраженная  в официальном  порицании физического или юридического  лица. Оно применяется только в письменной форме или иногда оформляется иным способом, определенным нормативным актом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой те же правовые последствия, как и все другие административные взыскания, то есть может быть повторным и повлечь за это соответствующие юридические последствия. Следует отличать предупреждение от мер административного предупреждения. И предупреждение, и предупредительные меры  относятся к мерам административного принуждения. Но, несмотря на свое созвучие, они относятся к разным группам принудительных мер.                            Предупреждение - это один из видов административного наказания, самое мягкое из наказаний,  первое по счету в системе. А меры  административного предупреждения образуют самостоятельную группу мер административного принуждения. К ним относятся, например: контрольные и надзорные проверки, досмотр вещей и личный досмотр, проверка документов. Их целью является не наказание, а, как это явствует из их названия, предупреждение, предотвращение возможных правонарушений в сфере государственного управления, то есть меры административного предупреждения применяются профилактически, до момента совершения каких-либо правонарушений, во их избежание. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения (см., например, ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и др.). Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

          Предупреждение как мера административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам18.

         Административный  штраф - это  денежное взыскание, налагаемое от имени государства или по его поручению за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Он является наиболее распространенным видом взысканий, так как является наиболее оперативным, гибким, дифференцированным средством воздействия на материальные интересы нарушителя.   Размеры штрафов в последние годы достаточно подвижны и порой не совсем увязываются с принципами административных взысканий. Размеры штрафов различаются для граждан и должностных лиц.

          Штраф выражается в рублях и устанавливается  для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной;

1) стоимости предмета административного правонарушения;

2)сумме  неуплаченных и подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения  налогов, сборов или таможенных  пошлин, либо сумме незаконной  валютной операции, либо сумме  денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и зачисленных с невыполнением установленного требования о резирвировании, либо сумме валютной выручки. Не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленной в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме  выручки правонарушителя от реализации  товара, на рынке которого совершено  административное правонарушение, за календарный год, предшествующий  году, в котором было выявлено  административное правонарушение, либо за предшествующую дате  выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара в предшествующем календарном году;

Информация о работе Административное правонарушение: понятие, состав и видео