Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание

В нашей работе мы рассмотрели такие вопросы, как понятие административного правонарушения, его состав, административную ответственность, предусмотренную нормами административного права и т.д. Мы ставили перед собой задачу глубоко проанализировать спорные вопросы в данной теме и, опираясь на доводы авторов правовой литературы, прийти к своему мнению и привести аргументы в его защиту. К таким спорным вопросам можно отнести: что, в конечном счёте, принимать за объект административного правонарушения, является ли юридическое лицо субъектом административного правонарушения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по АП.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)
gn="justify">    По  мотиву поведения:

    Корыстные составы, связанные с извлечением  определенной (материальной) выгоды.

    Некорыстные составы правонарушений, по мотиву совершения деяний не связаны с извлечением  выгоды. 

    Делая вывод из всего выше сказанного, необходимо отметить, что состав административного  правонарушения – это совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов). Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Именно наличие перечня данных признаков является необходимым основанием для квалификации деяния как административного проступка, а значит и основанием для наступления административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 «Объект административного правонарушения. Объективная сторона» 

    Пункт 3.1 «Объект административного правонарушения» 

    Объект  является необходимым элементом  каждого состава административного  правонарушения и играет существенную роль при квалификации деяния. Отсутствие объекта правонарушения свидетельствует  о том, что в действиях (бездействиях) лица нет состава правонарушения, а следовательно, нет основания для административной ответственности.

    Как уже отмечалось выше, под объектом административного правонарушения подразумевается то, что защищается административно-деликтным законом  и на что посягает административное правонарушение. Следует отметить, что в определение понятия объекта нет единого мнения. Так, например, Хомич В.М. в своих трудах отмечает, что объектом правонарушений являются интересы людей или отдельных лиц (множество лиц).

    Однако  нам близка вторая точка зрения, в которой утверждается, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права[8, с. 217]. В самом определении административного правонарушения, которое дано в статье 2.1 КоАП заключена мысль о том, что противоправные действия прежде всего посягают на общественно значимые отношения. По нашему мнению, деяние может признано административным правонарушением только в том случае, когда оно приносит ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Конечно, если рассматривать общественные отношения более глубоко, то можно сделать вывод о том, что интересы общества складываются из интересов отдельных лиц. Однако не следует забыть и о том, что административным правонарушением (проступком) признаётся деяние, посягающее на государственный порядок, на установленный порядок управления. Виновное лицо, совершая деяние, посягает на установленные общественные отношения. Например, согласно пункту 7 Правил дорожного движения пешеходу предоставлено право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по регулируемым пешеходным переходам при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Не соблюдая это правило, пешеход посягает на урегулированные общественные отношения, связанные с переходом им проезжей части дороги.

      Таким образом, здесь ещё раз  подчёркивается, что именно общественные  отношения являются предметом  посягательств, а физическое лицо (в данном случае пешеход) является субъектом данных отношений. Следует также отметить, что к объекту правонарушения относятся не все общественные отношения, а лишь те, которые урегулированы административно-деликтными нормами.

    Одним из элементов общественных отношений  выступают предметы, т.е. материальные и нематериальные ценности. Материальными предметами общественных отношений являются вещи, нематериальными — духовные, моральные, организационные явления. Объект правонарушения всегда сопровождается предметом. Противоправное деяние, посягая на объект (общественные отношения), одновременно посягает и на предмет. Предмет становится составной частью правонарушения, только не в качестве самостоятельной, отделенной от объекта, а в составе его.

    Общественные  отношения, содержащие предмет в качестве материальных ценностей, являются материальными (вещественными), те, которые не имеют их, считаются нематериальными. Например, незаконное ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46) является правонарушением материального характера, так как его объект — это общественные отношения в области порядка управления, а предмет — оружие. Неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, т.е. неявка по вызову без уважительной причины, (ст. 24.1), является правонарушением нематериальным (невещественным), объект которого — общественные отношения в области правосудия, а предмет — честь и достоинство суда.

    Таким образом, правонарушитель, совершая деяние, воздействует на предмет и этим самым  посягает в целом на общественное отношение, причиняя ему ущерб. Объекту противоправным деянием всегда наносится вред, предмету вред может и не причиняться. В некоторых правонарушениях предусмотрено обязательное присутствие предмета, в значительной части правонарушений предмет как вещь отсутствует.

    Интересно отметить, что классификация объектов административных правонарушений проводится не по каким-либо критериям (например, по области, в которой складываются административно-деликтные отношения  либо по предмету воздействия), а лишь с учётом одного критерия, -  так называемой, «вертикали». Классификация «по вертикали» является наиболее содержательной.

    Объекты административных правонарушений «по  вертикали» классифицируются как общий, родовой и непосредственный[11, с. 96].

      В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в статьях 1.2 и 2.1 КоАП общественных отношений[14, с. 130]. Общий объект означает, что он является одним для всех административных правонарушений. Он лишен конкретных признаков общественных отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого административного правонарушения.

    Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов.

    В основе классификации административных проступков лежит понятие родового объекта. Это однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую часть общего объекта. Родовой объект объединяет однородную группу общественных отношений, состоящих из конкретных объектов, и является для них единым. Например, посев или выращивание запрещенных к возведению растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1), сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2), и др. посягают на один и тот же родовой объект — отношения в области здоровья населения.

    Как уже отмечалось выше, выделение родового объекта играет существенную роль –  он лежит в основе классификации административных проступков. Родовой объект крайне важен для построения системы Особенной части КоАП, а значит и для кодификации правового документа. Близкие, родственные правонарушения объединяются в одной главе Особенной части. Количеством глав определяется количество родовых объектов административных правонарушений. Например, в главе 24 «Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» заключаются те правонарушения, которые свидетельствуют о пренебрежительном отношении к деятельности суда и органов уголовной и административной юрисдикции и т.д.

    Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов. Видовой  объект, являясь разновидностью родового, представляет собой обособленную группу общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода[8, с. 217]. Видовые объекты имеют свои специфические черты, например, они имеют свой объект посягательства. Видовые объекты в КоАП не обособляются в какие-то структурные единицы, а определяются в названиях глав или статей. Так, в главе 9 выделены правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1), против чести и достоинства человека (ст.ст. 9.2 «Клевета», 9.3 «Оскорбление») и против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4-9.22).

    Непосредственный  объект административного правонарушения – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство и которое охраняется нормами  административного права. В КоАП Республики Беларусь непосредственный объект проступка назван в конкретных статьях соответствующих глав его Особенной части: непосредственным объектом мелкого хулиганства является общественный порядок (ст. 17.1), умышленного причинения телесного повреждения — здоровье человека (ст. 9.1) и т.д.

    Непосредственный объект не всегда четко обозначается в статье Особенной части КоАП. Как правило, его можно установить путем определения смысла правовой нормы. Например, занятие проституцией (ст. 17.5), распространение порнографических материалов или предметов (ст. 17.7), распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст.  17.8) посягают на общественные отношения, связанные с нравственностью.

    Непосредственный  объект служит основой для классификации  правонарушений по главам Особенной  части КоАП. Он наиболее полно определяет сущность и подчеркивает специфические особенности конкретного правонарушения. 

    Следует отметить, что классификация объектов административного правонарушения проводится и по другим критериям, нежели «по вертикали»: по различных областях социальной жизни, по предмету воздействия, по субъектам общественных отношений  и т.д. Однако, классификация объектов правонарушений по данным критериям не в полной мере соответствует структуре Особенной части КоАП, имеет в основном познавательное значение и не влияет на систематизацию норм и квалификацию правонарушений.

      
 
 

    Пункт 3.2 «Объективная сторона административного правонарушения» 

    Объективная сторона состава правонарушения — это совокупность предусмотренных  нормой административно-деликтного права  признаков, характеризующих его  во внешнем проявлении, т.е. внешнюю  сторону. Такие признаки, относящиеся к конкретному правонарушению, называются в диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП.

    К общим признакам объективной  стороны относятся:

    • деяние — действие либо бездействие;
    • способ, средства, место, и время совершения правонарушения.

    Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону правонарушения, является деяние. Деяние – это стержень, вокруг которого группируются иные черты объективной стороны: способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения[8, с. 218]. Деянием является сам факт совершения административного правонарушения. Административное правонарушение в его внешнем проявлении выражается:

    1)  в противоправном действии;

    2)  в противоправном бездействии.

    Противоправное  действие представляет собой активное воздействие на объект правонарушения.

    Намерения и убеждения человека, какими бы противоправными по своему характеру  не были, но непроявленные в конкретном противоправном деянии не могут рассматриваться  в качестве признаков объективной  стороны правонарушения. Противоправное деяние всегда проявляется в соответствующем поведении человека.

    Противоправное  действие бывает простым или сложным. Простое является единичным актом  поведения человека. Например, прием  на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15).

    Сложное деяние состоит из нескольких самостоятельных  действий. Например, повреждение газопроводов или их оборудования при производстве работ (ст. 20.7), пользование лицом, управляющим  транспортным средством, радио- и телефонной связью во время движения (ч. 10 ст. 18.14), и т.д.

    Сложные действия могут быть различных видов:

    1)  с двумя разными действиями;

    2)  совокупными (альтернативными);

    3)  длящимися.

    С двумя разными действиями — это  такое правонарушение, одно из действий которого является базой для совершения другого, основного, выступающего в качестве противоправного. Первое не является противоправным. Примером может служить названное выше правонарушения — повреждение газопроводов или их оборудования при производстве работ. Производство работ не является противоправным, но в процессе их осуществления произошло повреждение газопроводов. Это действие и является противоправным.

    Совокупные (альтернативные) деяния представляют ряд противоправных действий, предусмотренных  одной статьей КоАП, каждое из которых  само по себе может выступать в  качестве совершённого правонарушения. В то же время лицо не совершает  нового правонарушения, если оно последовательно осуществляет все или ряд перечисленных в диспозиции нормы действий. Например, нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов (ст. 12.2). Каждое из названных действий представляет собой нарушение порядка: 1) учета; 2) сбора; 3) хранения; 4) использования; 5) реализации; совершенное отдельно, оно представляет самостоятельное правонарушение. Если же они совершены все, и ни за одно из них лицо не привлекалось к ответственности, то образуется одно совокупное правонарушение и применяется одно взыскание из предусмотренных в санкции статьи 12.2.

Информация о работе Административные правонарушения