Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа
В нашей работе мы рассмотрели такие вопросы, как понятие административного правонарушения, его состав, административную ответственность, предусмотренную нормами административного права и т.д. Мы ставили перед собой задачу глубоко проанализировать спорные вопросы в данной теме и, опираясь на доводы авторов правовой литературы, прийти к своему мнению и привести аргументы в его защиту. К таким спорным вопросам можно отнести: что, в конечном счёте, принимать за объект административного правонарушения, является ли юридическое лицо субъектом административного правонарушения и т.д.
Индивидуальный предприниматель является субъектом разных видов правонарушений, и все они связаны с его деятельностью. Для того чтобы физическое лицо в виде индивидуального предпринимателя было субъектом административного правонарушения, необходимо наличие трех условий:
Пункт
4.2 «Субъективная сторона административного
правонарушения»
Субъективная
сторона является одним из важных
элементов состава
К признакам субъективной стороны относятся: вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Вина является обязательным признаком, а мотив и цель – дополнительными (факультативными).
Вина
составляет содержание субъективной стороны.
Она является элементом любого состава
административного
Противоправным же деянием признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности. Административное правонарушение признаётся совершённым по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение. Административное правонарушение признаётся совершённым по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть[1, ст. 3.3].
Однако следует отметить, что законодатель не придает значения формам умысла (прямой, косвенный) или неосторожности (легкомыслие, небрежность). Они даже не указаны в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
Мотив — это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию, это те стремления, желания, которые побуждают к совершению определенных поступков. Мотив правонарушения — это сознательные стремления, желания, которые лежат в основе совершаемого правонарушения. Ни одно правонарушение не совершается без мотива. Однако он не является обязательным элементом состава правонарушения, поэтому статьи Особенной части КоАП не содержат указаний на мотив правонарушения.
Цель правонарушения — это то, чего стремится достичь лицо совершением правонарушения, это мысленное представление о желаемом результате. Мотив и цель тесно связаны между собой. Цель возникает на основе мотива и является вторичным явлением. Мотив и цель вместе побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, направленной к совершению правонарушения.
В КоАП указывается цель лишь при описании отдельных составов правонарушений. Так, в статье 10.7 установлена цель причинения ущерба — извлечение имущественных выгод, в части 2 статьи 11.2 цель приставания к гражданам — скупка, продажа, обмен иностранной валюты и т.д.
Таким
образом, можно отметить, что вина
является одним из главных признаком
не только административного правонарушения
как токового, но и субъективной стороны
административного правонарушения.
Глава
5 «Административные таможенные правонарушения»
Пункт
5.1 «Понятие административных таможенных
правонарушений»
Для нас было очень важным изучить вопрос, как же наша будущая профессиональная деятельность связана со столь значительным разделом административного права как административные правонарушения, каким образом изучение теоретических основ данного раздела поможет нам в будущем. В этой главе мы хотим ответить на эти вопросы.
Итак,
таможенные органы, являясь органами
государственного управления специальной
компетенции, т.е. исполнительно-
Направление такого регулирование – охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров.
В частности, в ст. 10 ТК прямо установлено, что таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран.
Мы хотим более подробно рассмотреть, какие же деяния классифицируются как административные таможенные правонарушения, их признаки и отличительные черты.
Правоохранительная деятельность таможенных органов в области административного права основывается на нормах Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенного кодекса Республики Беларусь, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» от 17 июня 1994 года, Указ Президента Республики Беларусь №367 от 2 июне 2006 года.
Таможенный кодекс Республики Беларусь к административным таможенным правонарушениям относит противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования. Необходимо добавить, что за административное таможенное правонарушение (далее АТП) административным законодательством предусмотрена административная ответственность.
Юридическими признаками АТП признаются:
В
состав АТП, как и в состав любого
другого административного
Субъектом АТП является физическое лицо, достигшее 10-летнего возраста, которое совершило проступок, закрепленный кодексом. В настоящее время КоАП Республики Беларусь не предусматривает ответственность юридических лиц. Данный факт не позволяет в ряде случаев привлекать к ответственности организации, а только должностных лиц. Это, в свою очередь, налагает на сотрудников таможенных органов дополнительные обязанности по определению статуса физического лица, причем ответственности подлежит должностное лицо только за совершенное им деяние.
Субъективная
сторона АТП характеризует психическое
состояние физического лица и его отношение
к совершенному деянию. Важно помнить,
что административное таможенное правонарушение
может быть совершено как умышленно, так
и по неосторожности. На таможенные органы
возлагается задача в процессе производства
установить вину нарушителя, мотивы совершения
правонарушения и преследуемые им цели,
что особенно важно для определения меры
взыскания в пределах санкции, которая
предусмотрена законом[9].
Пункт
5.2 «Контрабанда – один из видов АТП»
Контрабанда – это обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме.
Борьба с контрабандой является одной из важнейших функций таможенных органов. В качестве контрабанды могут рассматриваться: наркотические средства, оружие, предметы художественного, исторического и археологического достояния народов, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты, другие товары, незаконным образом перемещающиеся через границу Республики Беларусь.
Контрабанда совершается только с прямым умыслом, то есть лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению вещи и ценности в крупном размере и желает совершения таких действий.
Следует отметить, что не всегда правонарушения, связанные с контрабандой являются административными. Так, перемещение вещей и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, помимо или с сокрытием от таможенного оформления, осуществляется не в крупных размерах влечет административную ответственность. Контрабанда же наркотических средств, ядовитых, отравляющих, сильнодействующих, психотропных, радиоактивных и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, специальных материалов и технических изделий военного назначения влечет уголовную ответственность независимо от ее размера[4]. Таким образом, административные таможенные правонарушения отличаются от уголовных преступлений меньшей ступенью общественной опасности. Именно степени общественной опасности выражается такой юридический признак АТП, как антиобщественная сущность административных таможенных правонарушений, которая служит критерием оценки и отграничивает АТП от других нарушений.
Предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства. Конфискация товаров и автотранспортных средств, являющихся объектами правонарушений, осуществляется исключительно по решению суда, что также не противоречит международному законодательству.
В заключение хотелось бы уделить немного внимания статистики.
В области таможенного дела за 2004г. в потоке товаров, следующих транзитом через наше государство, выявлено 1938 административных таможенных правонарушений, что составляет 13,6% от общего количества пресеченных правонарушений в минувшем году. Как показывает анализ, чаще всего такие товары следовали по документам, полученным незаконным путем, в которых отправителями или получателями указывались несуществующие предприятия, либо в товаросопроводительных документах сообщались недостоверные сведения о них.
В 2005 году выявлено и пресечено 12454 нарушений таможенного законодательства. Пресечена 31 попытка контрабанды наркотиков. Изъято около 5 кг наркотических средств и более 8,5 тонн прекурсоров.
По
данным работы правоохранительного
блока таможенных органов Беларуси
в январе-июне 2006г. выявлено и пресечено
7036 нарушений таможенного