Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа
В нашей работе мы рассмотрели такие вопросы, как понятие административного правонарушения, его состав, административную ответственность, предусмотренную нормами административного права и т.д. Мы ставили перед собой задачу глубоко проанализировать спорные вопросы в данной теме и, опираясь на доводы авторов правовой литературы, прийти к своему мнению и привести аргументы в его защиту. К таким спорным вопросам можно отнести: что, в конечном счёте, принимать за объект административного правонарушения, является ли юридическое лицо субъектом административного правонарушения и т.д.
Длящимися
считаются такие
В статье 2.6 под длящимся административным правонарушением понимается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания[1, ст. 2.6]. Длящееся правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действия лица, его совершавшего, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения. Примером длящихся правонарушений может быть правонарушение, предусмотренное статьёй 10.1 КоАП: самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра.
Противоправное
бездействие выражается в пассивном
отношении к объекту
Остальные признаки объективной стороны (способ, средства, место, и время совершения правонарушения) являются необязательными, их ещё называют факультативными. Факультативные признаки могут и не использоваться при описании признаков объективной стороны конкретных составов правонарушения. Однако мы считаем нужным более подробно остановиться на каждом из них.
Способ совершения правонарушения — это совокупность приёмов и методов, применяемых правонарушителем при совершении противоправного деяния. Это форма, в которой получает выражение деяние. Однако для многих административных правонарушениях способ не является юридически существенным признаком, именно поэтому он и относится к факультативным признакам объективной стороны правонарушения.
Под средствами совершения правонарушения понимаются орудия или физические эффекты. Например, к орудиям совершения правонарушения относятся: орудия добычи рыбы, орудия охоты, огнестрельное оружие, транспортные средства, газоиспользующая установка, иностранная валюта, кассовые суммирующие аппараты. Физическими эффектами являются, например, добыча рыбы и других водных животных с помощью орудий, принципы которых основаны на использовании электромагнитного поля, звука и других физических эффектов.
Место
совершения правонарушения — это
определенная территория, пространство,
где совершается
Время — это определенный в норме права промежуток той или иной длительности (срок), в период которого совершается правонарушение. Признак времени имеет два вида. Первый вид — это такой промежуток времени, в течение которого запрещается совершать соответствующие действия. Второй вид — это промежуток времени, в течение которого требуется совершить определенные действия. Их несовершение рассматривается как правонарушение. Иначе говоря, здесь деяние выражается в бездействии в установленные сроки для совершения действий. Например, нарушение нанимателем сроков выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 9.19) Второй вид времени как признак объективной стороны применяется законодателем довольно часто, первый же вид — крайне редко.
Мы хотим отметить, что некоторые авторы (например, Крамник) в своих трудах отмечают ещё и такой факультативный как обстановка совершения правонарушения. Обстановка совершения правонарушения — это внешние условия (обстоятельства), описанные в норме права, при которых совершается деяние.
Таким образом, мы можем отметить, что объективная сторона – это совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка. Как уже отмечалось выше, деяние является основным, главным признаком, а способ, средство, место и время – дополнительными (факультативными). Однако, несмотря на то, что факультативные признаки являются второстепенными, мы считаем, что учитывать данные признаки крайне важно, особенно при вынесении решения об административном взыскании относительно лица, совершившего административное правонарушение при рассмотрении конкретного дела.
Глава
4 «Субъект административного правонарушения.
Субъективная сторона административного
правонарушения»
Пункт
4.1 «Субъект административного правонарушения»э
Одним
из элементов состава
Автору данной работы правильным кажется второе утверждение. Так, в КоАП Республики Беларусь в статье 1.4 говорится: что «физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом». Сторонники первого мнения считают, что юридическое лицо как таковое никаких действий совершать не может, а тем более деликтных деяний. Их совершает орган управления или его должностные лица, иные работники юридического лица. Таким образом, употребляя термин «юридическое лицо», следует иметь в виду лишь отдельный его компонент — орган управления или работника юридического лица. В статьях Общей части КоАП обращается внимание на вину юридического лица в совершении правонарушения его должностным лицом или иным работником. В этом плане наиболее показательной является статья 3.5. Она устанавливает, что юридическое лицо признается виновным и подлежит административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или интересах этого юридического лица, с ведома или разрешения органа этого юридического лица. А как уже отмечалось выше, субъектом признаётся лицо, которое непосредственно совершило правонарушение, а значит в нашем примере это должностное лицо или работник юридического лица, а эти лица в свою очередь являются физическими. Тогда почему же законодатель упоминает в определённых статьях (ст. 11.24 «Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов...», ст. 11.34 «Превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций» и т.д.) юридическое лицо. Нам кажется, что ответ на этот вопрос мы можем найти в определении юридического лица, которое даёт законодатель в теории права.
Итак, юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[2, ст. 44]. Однако не следует забывать, что юридическое лицо является субъектом правоотношения только в области общего права. Что же касается административного права, то на сегодняшний день административная ответственность юридических лиц является не кодифицированной, т.е. «юридические лица… пока в КоАП как субъекты административных правонарушений не значатся… Но такое положение в принципе является временным, т.е. до обновления КоАП»[10]. Мы считаем верным это утверждение, особенно учитывая то, что на сегодняшний день действует КоАП от 1 июня 1985года, а понятие юридического лица с тех пор значительно изменилось.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъектами административной ответственности являются и физические и юридические лица. Далее мы хотим более подробно остановиться на каждом из этих субъектов.
Физическое лицо — это в первую очередь гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Кроме того, КоАП к физическим лицам относит должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних и малолетних (см. ст. 1.3 КоАП).
Многочисленность и разнообразие субъектов — физических лиц позволяет разделить их на виды. В административно-деликтной научной литературе их делят на три вида:
1) общие;
2) специальные;
3) отдельные.
К
общим субъектам относятся
К общим субъектам относятся и иностранные граждане, лица без гражданства, поскольку они отдельно не выделяются, а выступают в совокупности с гражданами Республики Беларусь.
Специальные субъекты правонарушения — это те физические лица, которые обладают, кроме общих признаков, еще и дополнительными, предусмотренными в большинстве случаев статьями Особенной части КоАП. К ним относятся должностные лица, водители транспортных средств, несовершеннолетние, наниматели, плательщики, работники юридического лица, т.е. те, которые обладают дополнительными специальными признаками и могут совершить целый ряд административных правонарушений.
Отдельные субъекты правонарушения выступают в качестве субъектов единичных правонарушений или отдельного их вида. К ним относятся лица с разным правовым статусом. Отдельными субъектами могут быть: медицинский работник (ст. 16.5), военнообязанный (ст. 25.5), пешеход (ч. 1, ст. 18.23), пассажир (ст. 18.30) и т.д.
Юридические лица и предприниматели выделяются в отдельные виды субъектов, так как имеют специфические признаки. Юридические лица и предприниматели могут быть субъектами специальных, присущих только им административных правонарушений. Юридическое лицо по КоАП является субъектом правонарушения тогда, когда оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы. Например, на юридическое лицо как субъект административного правонарушения указывается в части 3 статьи 12.10 «Расторжение по инициативе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений ранее срока, указанного в них, при использовании денежных средств граждан по основаниям, не предусмотренным в этих договорах».
Также можно с уверенностью утверждать, что при совершении любых административных правонарушений с присутствием юридического лица наличествует соучастие. Соучастниками являются исполнители и пособники. Исполнителями являются должностные лица или иные работники юридического лица, которые непосредственно совершают административное правонарушение. Пособники — это руководитель органа управления, заместитель(-ли) руководителя органа управления или орган управления, когда они, например, вынесли решение, разрешающее совершить определенное противоправное деяние, или правонарушение совершалось с их ведома.