Актуальные проблемы современного российского нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие российского нотариата и основных его проблем в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие нотариата и его правовые основы;
• проанализировать особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы основных тенденций развития института нотариата в современной Российской Федерации 4
1.1.Понятие нотариата и его правовые основы 4
1.2.Особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации 9
1.3.Юридическая сущность института нотариата в трудах ученых – правоведов 11
Глава 2.Анализ некоторых проблем развития современного нотариата в современной Российской Федерации 18
2.1.Проблемы контроля в сфере нотариата в рамках его реформы 18
2.2.Некоторые проблемы осуществления территориальными органами юстиции надзора в сфере нотариата 25
2.3.Перспективы развития нотариата в Российской Федерации 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая нотариат.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право»

на тему «Актуальные проблемы современного российского нотариата»

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

А.Н.Петрунёва


 

 

 

 

 

Исполнитель:

Таскаева М.Н.,

группа Юр-Д-3В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Российский нотариат всегда представлял  в обществе один из важнейших юридических  институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

Современный период развития общественных отношений и правовой системы  в Российской Федерации характеризуется  реформированием многих юридических  институтов государства.

В настоящее время российский нотариат на пути к существенным изменениям, что делает тему работы актуальной.

Цель работы состоит в том, что  бы раскрыть понятие российского  нотариата и основных его проблем в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие нотариата и его правовые основы; 
  • проанализировать особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации; 
  • раскрыть юридическую сущность института нотариата в трудах ученых – правоведов ;
  • рассмотреть проблемы контроля в сфере нотариата в рамках его реформы; 
  • раскрыть некоторые проблемы осуществления территориальными органами юстиции надзора в сфере нотариата; 
  • наметить перспективы развития нотариата в Российской Федерации. 

Объект исследования- институт современного нотариата.

Предмет исследования – проблемы нотариата в современной Российской Федерации.

Методы исследования: сравнения, аналитический, анализа  научной литературы.

При написании  курсовой работы использовались научные  труды и публикации следующих  авторов:  Андреева Ю.А. Берсенева Т. Богатырева И.Н. Боер В.М. Гонгало Б.М., Грудцына Л.Ю. Дударев А. Забурянная Ю.В. Кашковский В.С. Парфирьев Д.Н. Романовская О.В., Сазонова М.И. Талапина Э.В. Черемных Г.Г. Черкасов К.В., Расказчикова А.П. Яковлев В.Ф. Ярков В.В.

Глава 1.Теоретические основы основных тенденций развития института нотариата в современной Российской Федерации

1.1.Понятие  нотариата и его правовые основы

 

В сентябре 2010 г. началось активное обсуждение проекта  Федерального закона "О нотариате  и нотариальной деятельности в Российской Федерации". Законопроект имеет своей целью кардинальную реформу российского нотариата, направленную на переход нотариата страны на единую небюджетную основу, внедрение в нотариальную практику современных информационных технологий, расширение сферы нотариальной защиты прав граждан, а в конечном итоге на создание эффективной системы нотариальной помощи населению при одновременном обеспечении максимальных удобств для граждан.

В 2010 г. нотариусами  страны широко обсуждалась Особенная  часть законопроекта "Нотариальное производство". Однако проект Общей части, призванной урегулировать организационные основы нотариата, пока не направлен нотариальным палатам. На наш взгляд, причина этого кроется в том, что разработчики пока не могут окончательно определиться в вопросе об организационной модели нотариата и прежде всего о статусе нотариальных палат, объеме их полномочий. В законопроекте нет какого-либо упоминания о саморегулировании. Складывается впечатление, что разработчики законопроекта отказались от этой идеи, хотя, на наш взгляд, необходимость юридического закрепления статуса саморегулируемых организаций за нотариальными палатами давно назрела, и это должно быть краеугольным камнем организационной реформы нотариата. До настоящего времени не утверждена и концепция Федерального закона, хотя ее проект предусматривал "определить нотариальные палаты всех уровней, как саморегулируемые организации". [17, С.63].

Идея о необходимости  перевода нотариата на принципы саморегулирования  высказывалась на многих публичных  мероприятиях, посвященных обсуждению законопроекта, в частности на Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в ноябре 2009 г., на круглом столе, проведенном по инициативе Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в феврале 2010 г. Высказывались разные мнения.

Так, заслуживает  внимания мнение советника Президента России В.Ф. Яковлева о том, что нотариальное сообщество - это саморегулируемая организация, которая подпадает  под действия правовых норм, касающихся саморегулируемых организаций. Однако, по его мнению, "это не значит, что все структуры, которые обладают подобным признаком (саморегулируемостью), автоматически подпадают под закон". В качестве примера он приводит систему правосудия: "Она построена так, что в ней есть элементы саморегулирования, - есть квалификационные коллегии, без решения которых Президент РФ не может назначить ни одного судью. Но никому не приходит в голову распространять на судейское сообщество закон о саморегулируемых организациях, поскольку есть специальный закон, относящийся к системе правосудия"

В.В. Ярков, делая  краткий отчет о работе над  проектом закона, говорит следующее: "Мы прямо не указывали на придание нотариальным палатам статуса саморегулируемых организаций, хотя, по сути, они ими  являются. Но если такого рода указание будет сформулировано в тексте закона, мы можем подпасть и под регулирование, существующее специально для них".

И наконец, Министр  юстиции РФ А.В. Коновалов на заседании  расширенной коллегии Минюста России по итогам работы за 2010 год более четко высказал свое мнение о перспективах перехода адвокатуры и нотариата на принципы саморегулирования: "И адвокатская, и нотариальная корпорации должны уйти от контроля Минюста и какого-либо другого органа исполнительной власти. Нужно понимать, что должны быть гарантированы высочайшие стандарты качества услуг, которые будут обеспечиваться этими саморегулируемыми сообществами профессиональных юристов. Должны быть отработаны безупречные механизмы этики, внутрикорпоративные механизмы соблюдения этих стандартов и жесточайшей реакции при их нарушениях"

Необходимо отметить, что Конституционный Суд России отнес саморегулируемые организации  к субъектам публичного права. Э.В. Талапина верно замечает, что в  этом вопросе судебная практика вновь  опередила законодательную власть. Следует также согласиться с ее выводом, что включение саморегулируемых организаций в число квазигосударственных субъектов влечет необходимость их строгой публично-правовой регламентации. В случае же, если саморегулируемые организации по-прежнему останутся для законодателя лишь субъектами гражданского права, расчет государства на их активную регулятивную роль может не оправдаться

Вместе с тем  в юридической литературе практически  не исследуется вопрос о нотариальных палатах как саморегулируемых организациях, как юридических лицах публичного права, хотя вполне очевидно, что придание нотариальным палатам такого статуса будет отражать интересы общества и государства. [19, С.11].

Это подтверждает правильность позиции Министра юстиции  о том, что саморегулируемая нотариальная корпорация должна перейти на новый уровень организации, уйти от контроля Минюста и какого-либо другого органа исполнительной власти.

Понятие публично-правовой саморегулируемой организации.

Статья 24 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы) определила принцип самоуправления как основополагающий принцип организации нотариальной палаты. Это означает, что полномочия нотариальной палаты реализуются ее членами (нотариусами) через высший орган - собрание и избираемые органы управления: правление и президента. При этом многие полагают, что самоуправление и есть саморегулирование, что понятия самоуправление и саморегулирование по своему правовому содержанию равнозначны. Однако это далеко не так. Указанные понятия необходимо различать.

Нотариальное  самоуправление в лице нотариальных палат проявляется в двух функциях: общественной, основанной на членстве каждого нотариуса, и государственной, при которой нотариальное самоуправление может рассматриваться как одна из форм организации государственного управления нотариальной деятельности, исходящей из наделения нотариусов и нотариальных палат полномочиями от имени государства.

Саморегулирование как правовое понятие появилось  сравнительно недавно. Советское право  вообще его не знало, оно было введено  Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - ФЗ). Статья 2 этого ФЗ дает следующее понятие саморегулирования:

"Под саморегулированием понимается  самостоятельная и инициативная  деятельность, которая осуществляется  субъектами предпринимательской  или профессиональной деятельности  и содержанием которой являются  разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил". Согласно ст. 3 ФЗ саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Исследователи этого правового  института делают следующие выводы:

"Содержанием саморегулируемой  деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях.

По большому счету, суть саморегулирования  состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере  профессиональной деятельности особому  субъекту - саморегулируемой организации"

Если проанализировать истоки саморегулирования, то можно утверждать, что появление этого института напрямую связано с проведением в стране административной реформы. Саморегулирование - составная часть этой реформы. Оно было предусмотрено целым рядом программных документов. В частности, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ на 2003 год говорилось о радикальном сокращении функций госаппарата как о приоритетной задаче развития государственного управления

В целях реализации положений Послания Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" были определены приоритетные направления административной реформы, среди которых названо и развитие системы саморегулируемых организаций. Задачи перехода к саморегулированию определялись в ряде распоряжений Правительства России: от 10 июля 2001 г. N 910-р "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)"от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах" [12, С.21].

Необходимо также  обратить внимание, что ст. 5 ФЗ, наряду с общим подходом о добровольности членства, предусматривает, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Таким образом, уже при первом ознакомлении с приведенными нормами ФЗ создается впечатление, что они фактически воспроизводят ряд положений Основ, регулирующих организацию системы нотариата, а нотариальные палаты обладают всеми признаками саморегулируемой организации.

Здесь уместно  обратиться к авторитетному мнению ряда известных ученых и государственных деятелей.

Так, еще в 2007 году на парламентских слушаниях  на тему "Саморегулируемые организации. Проблемы развития, законодательства и правоприменительной практики" председатель Комитета по собственности  Госдумы РФ Виктор Плескачевский высказал следующую мысль: "...понятно, что 80 лет всепроникающего государственного регулирования в России привели к тому, что чиновники присутствуют поныне во всем процессе регулирования. Сегодня любое ведомство формально может каждый понедельник принимать новые лицензионные требования. Между тем саморегулирование заложено в деятельность нотариата, профессиональных оценщиков. И все же несмотря на то, что Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, государство в России с трудом отказывается от избыточного вмешательства в экономику. И эффективность принятых законов по дебюрократизации низка. Для этого и нужны организации саморегулирования"

Информация о работе Актуальные проблемы современного российского нотариата