Актуальные проблемы современного российского нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие российского нотариата и основных его проблем в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие нотариата и его правовые основы;
• проанализировать особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы основных тенденций развития института нотариата в современной Российской Федерации 4
1.1.Понятие нотариата и его правовые основы 4
1.2.Особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации 9
1.3.Юридическая сущность института нотариата в трудах ученых – правоведов 11
Глава 2.Анализ некоторых проблем развития современного нотариата в современной Российской Федерации 18
2.1.Проблемы контроля в сфере нотариата в рамках его реформы 18
2.2.Некоторые проблемы осуществления территориальными органами юстиции надзора в сфере нотариата 25
2.3.Перспективы развития нотариата в Российской Федерации 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая нотариат.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

Указанное различие не проводится Е.В. Гурьевой, отмечающей, что "определяющий правовую природу нотариата признак - его юрисдикционная, правоохранительная функция, которая предусматривает порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы"

Кроме сказанного, отмечу еще одну неточность, допускаемую автором. Функция как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений другими словами, как основные (главные) направления деятельности любого органа, в том числе нотариата, не может предусматривать "порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы". В подтверждение этого, на мой взгляд, достаточно указать, что не функции определяют компетенцию нотариата, а наоборот, из его компетенции вытекают основные направления нотариальной деятельности. Иначе говоря, нотариат может функционировать только в рамках предоставленных полномочий, т.е. компетенции По моему мнению, нотариат представляет собой социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные его полномочия властного характера по реализации одной из важнейших функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц Правомерность делегирования некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям подтверждена Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" указано: "Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов... Конституция РФ... не запрещает государству передавать отдельные полномочия... органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти" Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева"

Кононов А.Л. подчеркивает, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов" Публичность в деятельности нотариата проявляется как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в осуществлении соответствующего контроля. С одной стороны, нотариат формируется государством (ст. 12 Основ законодательства о нотариате), реализует функции от его имени в законодательно закрепленной форме (ст. 39 Основ законодательства о нотариате); с другой стороны - государство осуществляет контроль, в том числе судебный, за деятельностью нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства о нотариате) и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор.

Исходя из сказанного, можно в  общем виде сформулировать понятие  деятельности нотариата как совершение нотариусами от имени Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными полномочиями в установленной  процессуальной форме нотариальных действий, имеющих властно-публичный характер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом Однако, как уже указывалось, в деятельности нотариата находит отражение и частный интерес. Это проявляется в ряде моментов и в первую очередь в самой сути нотариальных действий, вызванных к жизни появлением и развитием гражданского оборота, потребностей общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. В настоящее время осуществление гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений практически невозможно без института нотариата. Это видно из законодательно определенного перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами: удостоверение сделок; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг и т.д. (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Одним словом, "нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий" Социально-правовую ценность нотариата во многом характеризуют его цели и задачи, а также функции нотариальной деятельности и принципы, на которых она основана.

Нотариальную  деятельность, исходя из Основ законодательства о нотариате и общего понятия деятельности как таковой можно определить следующим образом: это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.

Рассматриваемая деятельность обладает специфическими признаками. В частности, в литературе указываются следующие ее характерные черты: нотариальные действия могут осуществляться только специальным субъектом (нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений); перечень подобных действий определен в законе (причем он дифференцирован в зависимости от субъекта нотариальной деятельности); совершаются в строго определенной законодательством процессуальной форме; их содержание должно основываться на положениях действующего законодательства; считаются совершенными после уплаты государственной пошлины или тарифа [13, С.108].

Указанные признаки позволяют отличить нотариальную деятельность от деятельности иных органов по применению законодательства, например судебных, арбитражных и др. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность нотариального действия.

Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Функции нотариата пока не нашли единообразного решения, дискуссии в первую очередь идут по поводу их количества и содержания.

Эта проблема имеет  принципиальный характер и не только в связи с тем, что она позволяет  выявить специфику нотариальных действий, а следовательно, возможность их совершения только нотариусами в рамках определенной законом процедуры от имени Российской Федерации.

В последнее время  наметилась тенденция законодательного "перераспределения" функций нотариата. Например, согласно ч. 4 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Многие авторы такую практику признают необоснованной

Как уже указывалось, Е.В. Гурьева считает, что нотариату  присуща правоохранительная функция, с одной стороны, являющаяся продолжением, детализацией функций Минюста РФ по организации юридических услуг и правовой помощи, так как реестр государственных нотариальных контор и контор частных нотариусов ведет федеральный орган исполнительной власти.

С другой стороны, нотариат, как и суд, осуществляет единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте

Вергасова Р.И. выделяет также две функции, которые выполняет  нотариат в России, но уже иные: правозащитную  и правоприменительную. Она пишет: "Совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, нотариусы обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов всех обращающихся к ним лиц. Совершение нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов"

Более широкий  спектр функций нотариата представлен Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных Во-первых, все рассматриваемые функции ими подразделяются на две большие группы:

1) функции нотариата,  вытекающие из публично-правового  характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата,  вытекающие из частноправового  содержания нотариальной деятельности. Во-вторых, в каждую из указанных  групп включается различное количество функций.

Так, в первую группу входят:

- правоохранительная; выражается в обеспечении законности  в сфере гражданского оборота;

- правоприменительная;  характеризуется разрешением юридических  дел в отношении конкретных  фактических ситуаций (например, совершение исполнительных надписей);

- предупредительно-профилактическая; осуществляется по следующим  направлениям:

а) обеспечение  процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера

в) предупреждение возможных споров между потенциальными участниками сделки на стадии согласования условий в процессе ее заключения;

- фискальная; нотариус  обязан сообщать государственной  налоговой инспекции, например, об  удостоверении договоров дарения  и выдаче свидетельств о праве на наследство

Во вторую группу функций включены:

- правореализующая; нотариус, во-первых, создает необходимые  предпосылки для правомерного  поведения субъектов, в отношении  которых совершается нотариальное  действие; во-вторых, сам исполняет  и соблюдает требования правовых норм;

- правоустанавливающая; она связана с установлением  в нотариальном производстве  больших групп юридических фактов;

- консультационная; в соответствии  со ст. 16 Основ законодательства о нотариате нотариус обязан разъяснять права и обязанности физических и юридических лиц;

- регулятивная; в ее рамках осуществляются  действия по регулированию, закреплению  в той или иной форме прав и законных интересов субъектов гражданского оборота (например, нотариальные действия по удостоверению сделок);

- охранительная; состоит в принятии  мер по защите или принудительному  осуществлению прав и законных  интересов граждан и юридических лиц (например, меры по охране наследственного имущества, удостоверение бесспорных фактов и т.д.); [15, С.18].

Вывод. В литературе нотариальные действия характеризуются по-разному. Например, предлагается различать два вида данного понятия, рассматривая его в статике и динамике. В первом случае оно будет означать результат нотариального производства как юридический факт, во втором - процедуру его совершения, охватывающую систему юридических фактов Таким образом, социально-правовая ценность нотариальной деятельности как объекта уголовно-правовой охраны заключается в том, что нотариат реализует правоохранительные (защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц) и другие функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов иных правоотношений.

 

 

 

Глава 2.Анализ некоторых проблем развития современного нотариата в современной Российской Федерации

2.1.Проблемы  контроля в сфере нотариата  в рамках его реформы

 

В преддверии нового Федерального закона о нотариате  нотариусы страны ожидают ответа на вопрос: как будет организован контроль их профессиональной деятельности? Ответ на него будет зависеть от того, будет ли новый закон предусматривать переход нотариата страны на принципы саморегулирования.

Как отмечалось в статье "Нотариат - публично-правовая саморегулируемая организация" реформа нотариата должна иметь своей целью переход нотариальных палат на саморегулирование, что позволит им по-новому организовать контроль профессиональной деятельности нотариусов. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" определяет контроль саморегулируемой организации за профессиональной деятельностью своих членов как предмет саморегулирования. Вместе с тем контроль за осуществлением профессиональных обязанностей нотариусов имеет ряд особенностей, обусловленных статусом нотариусов и спецификой их работы.

Вопросы профессионального  контроля долгое время являются предметом  дискуссий в связи с нечеткостью  действующих правовых норм. В первую очередь это касается определения  предмета контроля и разграничения  контрольных полномочий между контролирующими органами. Необходимо отметить, что Основы устанавливают 3 конкретных вида контроля в сфере нотариата и определяют соответствующие контролирующие органы:

- контроль за  исполнением нотариусами правил  нотариального делопроизводства, осуществляемый совместно органами юстиции и нотариальными палатами (ст. 9);

- контроль за  исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, осуществляемый нотариальными палатами (ст. 34);

- судебный контроль  за совершением нотариальных  действий, предусматривающий судебный порядок обжалования нотариального действия или отказа в его совершении (ст. ст. 33, 48, 49).

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации (Указ Президента России от 13 октября 2004 г. N 1313) к компетенции Министерства отнесены вопросы надзора и контроля в сфере нотариата. Однако Минюстом России правовые механизмы осуществления контроля в сфере нотариата не разрабатывались, нормативные правовые акты по вопросам контроля профессиональных обязанностей нотариусов не принимались. Очевидно, это объясняется тем, что глава VII Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы) "Контроль за деятельностью нотариусов" не предусматривает издания Минюстом России актов по вопросам контроля, а ст. 34 Основ относит вопросы профессионального контроля к исключительной компетенции нотариальных палат.

Информация о работе Актуальные проблемы современного российского нотариата