Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:50, научная работа
По данным ВЦИОМ, ¾ россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2 Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью»
Введение………………………………………………………………… 3
Развитие законодательства о противодействии коррупции…………..4
Практика правоприменения антикоррупционных норм……………..20
Перспективы развития антикоррупционной политики………...……28
Список использованной литературы…………………………...……. 33
Приложения………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сыктывкарский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра
теории и истории государства
и права
НАУЧНАЯ РАБОТА
Тема:
Антикоррупционная экспертиза и оценка
регионального законодательства Республики
Коми.
Авторы студенты 2 курса, 622 группы Тарасевич Андрей Николаевич
Научный руководитель Иванова Ольга Святославовна
г. Сыктывкар
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
По данным ВЦИОМ, ¾ россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2 Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью» преодолевают административные барьеры экономической деятельности, отдельные граждане коррупционным путем решают вопросы обучения, трудоустройства, медицинского обеспечения и др. Таким образом говорить о тотальном неприятии коррупции в российском обществе пока не приходится.3
Согласно макроэкономическ
Основой антикоррупционных мероприятий должно стать законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах.
Таким образом, оценка эффективности механизмов ныне действующего антикоррупционного законодательства в Коми Республике позволит определить перспективу развития общества и страны в целом.
ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
КОРРУПЦИИ
Оценивая эффективность закрепленных в нормативно правовых актах Коми Республики механизмов по противодействию коррупции необходимо прежде обратиться к федеральному законодательству, ввиду того что оно распространяется на все субъекты и более этого – определяет содержание и направление развития последнего.
Итак, до недавнего времени термин «коррупция» в принципе использовался только в литературе и прессе и не был легально закреплен в России. Поэтому определение Большого юридического словаря за 2005 год, можно считать справедливым: «Коррупция – (от лат. corrumpere — «растлевать» ) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. В РФ К.-понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида-от дисциплинарных до уголовно-правовых.»6 Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Отнесение данного состава к уголовным преступлениям характерно для большинства Европейский стран.7
В тот период к антикоррупционными нормам в первую очередь относились нормы (закрепленные в Уголовном кодексе Российской Федерации) о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292).
Итак, мы постараемся пронаблюдать развитие понятия коррупции в современном российском законодательстве, оценить эффективность разработанных механизмов и рассмотреть перспективы совершенствования оного.
Проявления коррупции можно рассматривать в качестве отклонения от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться за счет обеспечения надлежащего правоприменения. Данный подход нашел свое отражение в преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.
Целесообразно,
чтобы все государственные
Благодаря ратификации данной конвенции термин «коррупция» был легально закреплен в России ФЗ № 40 от 8 марта 2006 года «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (принят Государственной Думой 17 февраля 2006 года, одобрен Советом федерации 22 февраля 2006 года). Данная конвенция была подписана от имени Российской Федерации 9 октября 2003 года. (Принята 21 октября 2003 года).
ФЗ № 40 правда содержит восемь пунктов оговорок относительно применения норм конвенции Российской Федерацией.
Принятие данного документа связанно с «серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, случаи коррупции, связанными с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящими под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.»9
Из этого становится ясно, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Согласно конвенции предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств.
В общем, положения конвенции призывают каждое государство-участника принять такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться для эффективной борьбы и предупреждения коррупции и международного сотрудничество в связи с этим.
В этом же году ФЗ № 125 Российская Федерация ратифицировала «Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию», принятую государствами-членами Совета Европы и подписанную от имени РФ еще в январе 1999 года. На этот раз документ принят без оговорок.
Целью документа являлось необходимость проведения в первоочередном порядке обей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер; подчеркивая, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества»10.
Подобно конвенции ООН, положения документа призывают «принятие таких законодательных и иных мер, которые потребуются для того чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений» коррупциногенное поведение.
Присоединение
России к международным
Первым шагом на пути реализации 26 рекомендаций ГРЕКО стало утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции.12
В качестве последовательно осуществляемой и постоянно совершенствуемой системы мер организационно-экономического, правового, информационного и кадрового характера. В настоящий период выполнено менее половины рекомендаций ГРЕКО. Учет оставшихся – актуальная задача развития законодательства о противодействии коррупции.13
Национальный план противодействия коррупции был принят 31 июля 2008 г. Пр-156814 (спустя пять лет после подписания конвенции ООН). В документе отмечается, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
В плане отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего, осуществляется в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимость. Данный документ предлагает меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В приложении к Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом Российской Федерации приводится перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции: "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации", подготовка законопроектов "О противодействии коррупции"; "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий. Председатели счетной палаты. Российской Федерации, заместителя Председатели Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" 15. В связи с этим законом были внесены изменения в более 20 чем ФЗ.