Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:50, научная работа
По данным ВЦИОМ, ¾ россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2 Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью»
Введение………………………………………………………………… 3
Развитие законодательства о противодействии коррупции…………..4
Практика правоприменения антикоррупционных норм……………..20
Перспективы развития антикоррупционной политики………...……28
Список использованной литературы…………………………...……. 33
Приложения………………
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (деле – Федеральный закон № 273-ФЗ) стал ключевым актом антикоррупционного законодательства. Он «носит во многом программный характер» и рассчитан на принятие целого ряда законов и подзаконных актов в его исполнение»16. Позже был принят ряд указов Президента РФ, направленных на реализацию этого Закона.
Детализированное
определение коррупции
Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена унификация прав и обязанностей для государственных служащих, а так же для лиц замещающих государственные должности Российской Федерации. В связи с этим не были внесены изменения в федеральные законы:
-
от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ « О статусе
члена Совета Федерации и
- от 6 октября 1994 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
-от
2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской федерации»
В большинстве случаев за коррупционные правонарушения установлена дисциплинарная или уголовная ответственность. Потенциал административной ответственности за коррупционные правонарушения пока в полной мере не раскрыт. В частности, КоАП устанавливает ответственность только за незаконные вознаграждения от имени юридического лица (ст. 19.28) и незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст.19.29). Это происходит на фоне постепенного стирания граней между уголовной и административной ответственностью. Кроме того, увеличив срок, в течение которого возможно привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (установив его в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ равным шести годам), законодатель не сделал второго шага – не изменил срок, в течение которого лицо считается привлеченным к ответственности – он так и остался один год.
В Федеральном законе «О
а)
злоупотребление служебным
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2)
противодействие коррупции - деятельность
федеральных органов
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
На сегодняшний день одни проявления коррупции рассматриваются законом как преступления и административные правонарушения, а другие - как безнравственные поступки и не более того. Речь идет о дисциплинарных коррупционных правонарушениях, которые необходимо пояснить посредством норм федеральных органов о государственной гражданской службе, статусе военнослужащих, муниципальной службе в Российской Федерации. Однако не возникает сомнения, что их совершение наносит вред интересам государственной и муниципальной службе, поскольку ставит под сомнение ее публичный характер, что объективно требует введения мер юридической ответственности.18
Стоит отметить некоторые позитивные изменения в законодательстве (в т.ч. в Федеральном законе № 79-ФЗ, сделанные в целях более четкого разграничения понятий «взятка» и «подарок». Этого вопроса касалась одна из рекомендаций ГРЕКО.
Еще одной из рекомендаций ГРЕКО являлось проведение в жизнь принципа защиты информаторов, сообщающих о коррупциногенном поведении. Таковой принцип основа успеха борьбы с коррупцией на западе, но в Российской Федерации до настоящего времени не приняты нормативно-правовые акты регламентирующие обеспечение безопасности государственного и муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о проявлениях коррупции.
В качестве перспективы развития Федерального закона № 273-ФЗ некоторые авторы выделяют введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов.
Среди мер противодействия коррупции ООН выделяет прозрачность информации о деятельности государственных органов. Анализ отчетов федеральных органов власти за 2009 год показал, что в недостаточной мере реализуются мероприятия связанные с обеспечением информации о деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. на интернет сайтах, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2010 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».19
На
сегодняшний день постановлением Правительства
РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 утвержден перечень
информации «о деятельности федеральных
органов исполнительной власти (руководство
деятельностью которых
В течении длительного времени региональное антикоррупционное законодательство развивалось со значительным опережением федерального. Примером этого феномена может быть и Коми Республика.
В Коми Республике Указом Главы от 18.09.08 №89 был образован совет при главе по противодействию коррупции, задачами которого является координация и взаимодействие с органами власти всех уровней в сфере противодействия коррупции, а так же рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению, требований об урегулировании конфликта интересов лиц замещающих государственные должности Республики Коми, государственных гражданских служащих Республики Коми, замещающих должности заместителей руководителей государственных органов Республики Коми, а так же некоторых обращений граждан.
Государственным советом
Задачами антикоррупционной политики в Республике Коми являются (ст.3 РЗ № 82):
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) снижение риска коррупционных действий (бездействия) и потерь от них;
3)
поощрение действий в рамках
закона и во благо
4)
вовлечение гражданского
5)
формирование нетерпимости по
отношению к коррупционным
Закон
предусматривает
1)
формирование в обществе
2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Республики Коми, муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов;
3)
предъявление в установленном
законом порядке
4) увольнение лица, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Коми или должность муниципальной службы в Республике Коми, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или применение в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги;
5)
внедрение в практику кадровой
работы государственных
6)
развитие институтов
На этапе отсутствия национального федерального законодательства подзаконные акты президента регулировали механизм реализации положений Конвенций. Указы Президента РФ от 18.12.08 № 1800 и 1799 возлагают ответственность за исполнение принятых обязательств касающихся международного сотрудничества в рамках антикоррупционной политики на Министерство юстиции РФ по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел и Генеральную прокуратуру по иным вопросам.
В целях реализации положений Федерального закона № 273-ФЗ - Указом главы Коми Республики от 2 ноября 2009 года № 115 создается «телефон доверия» главы республики коми по вопросам, связанным с проявлением коррупции в государственных органах Республики Коми. Цель телефона оперативный прием своевременная обработка и анализ. Данный указ основан на решении совета по противодействию коррупции при главе Коми Республики.
В Коми Республике в рамках противодействия коррупции реализовано:
-приняты некоторые акты в сфере организации работы по противодействию коррупции;
- закреплена организационная структура противодействия коррупции;
-
принят план и программа
- введена в практику антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;
Между тем следует отметить, что в группу передовых субъектов РФ по активности в разработке антикоррупционного законодательства Коми не входит. Так в ульяновской области появился новый институт- уполномоченный по противодействию коррупции, в ряде субъектов предпринимаются попытки введения антикоррупционных стандартов. В качестве примера можно привести ст. 11 Закона красноярского края от 7 июля 2009 г. №8-3610 «О противодействии коррупции в красноярском крае», ст. 8 Закона Ростовской области от 12 мая 2009 года №218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области», постановление Правительства Кабардино-балкарской Республики от 19 августа 2008 года № 192-ПП «Об антикоррупционных стандартах размещения государственного заказа Кабардино-Балкарской Республике».21 В этом смысле в последствии могут возникнуть сложности в последующей унификации понятийного аппарата при принятии подобных актов на уровне федерации. Антикоррупционный закон Коми республики (как и многие связанные с этим подзаконные акты) во многом дублирует федеральные нормы, содержит отсылки к ним. С другой стороны это способствует системности антикоррупционной деятельности в Российской Федерации в целом.