Антикоррупционная экспертиза и оценка регионального законодательства Республики Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:50, научная работа

Описание

По данным ВЦИОМ, ¾ россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2 Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью»

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Развитие законодательства о противодействии коррупции…………..4
Практика правоприменения антикоррупционных норм……………..20
Перспективы развития антикоррупционной политики………...……28
Список использованной литературы…………………………...……. 33
Приложения………………

Работа состоит из  1 файл

Антикор.экспертиза.docx

— 101.73 Кб (Скачать документ)

     2006                           36777                                          9980

     2007                           35714                                          8810

     2008                           40473                                          8372

     2009                           43086                                          9045

     2010                           37255                                          8309

     В целом, в количестве выявленных преступлений против государственной власти, интересов  гос.службы и службы в органах  местного самоуправления  так же проявляется указанная выше тенденция. До 2009 года идет рост (с 34498 в 2005 году до 43086 в 2009 году), затем в 2010 году – уменьшение до 37255 (примерный уровень 2006 года).

     Интересная  тенденция прослеживается по количеству выявленных лиц, дела по которым направлены в суд. Несмотря на то, что в 2005-2006 гг. выявлено на порядок (примерно 6-7 тысяч) меньше таких деяний, однако количество лиц, привлеченных к ответственности, было выше, даже по сравнению с 2009 годом, являющимся рекордсменом по выявленным преступлениям. А в 2010 году количество таких лиц было наименьшим.

     При этом очень важно отметить тот  факт, что статистика до 2008 года велась по критерию лиц, совершивших преступления и привлеченных к уголовной ответственности, а после - по количеству выявленных лиц, уголовные дела о которых направлены в суд (а какой приговор, обвинительный или оправдательный, вынес суд, является неизвестным). Это позволяет говорить о том, что на самом деле количество лиц в 2009-2010 гг., привлеченных к ответственности, еще меньше.

     Причины этого могут быть связаны с качеством расследования или низким уровнем работы на этапе подготовки к возбуждению таких дел. В 2009 году наблюдалась наиболее активная компания по выявлению фактов таких правонарушений, но возможно страдало качество. В 2010 тенденция сохранилась. Активизация по выявлению фактов криминальной коррупции в 2009 году,  возможно, была связана с принятием в конце 2008 года ФЗ «О противодействии коррупции». Несмотря на то, что в 2010 году была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, ее план, приняты другие подзаконные акты, но по фактам выявленных коррупционных правонарушений стало меньше. Это, возможно, говорит о том, что предусмотренные меры не возымели должного действия и не способствовали более эффективному выявлению фактов коррупционных преступлений. В указан период прошло несколько громких коррупционных процессов, что позволило в глазах общественности создать видимость активного привлечения к уголовной ответственности коррупционеров. Но статистика этого не подтверждает. 

     В то же время  по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)30, полученным при проведении всероссийского опроса, коррупция оценивается населением как одно из самых опасных для нашего государства явление. Так ,в частности, по мнению опрошенных, это, во-первых, беззаконие власти, беспредел, во-вторых – слияние власти и криминала, в-третьих – социальная болезнь, воровство у народа, государства, в-четвертых – взятки должностным лицам, взяточничество чиновников, в-пятых – злоупотребление своим положением и т.д. 

     При чем, так же по данным опроса ВЦИОМ, проведенного в июне 2010 года, в рамках которого респондентам задавался вопрос о том, опасаются ли они коррупции, произвола властей и беззакония, 11% опрошенных ответили, что их это не беспокоит, 34% - испытывают некоторое беспокойство, 38% - испытывают сильную тревогу, 15% - испытывают постоянный страх, 2% - затруднились ответить. Это говориит о том, что эта проблема актуальна для населения.

     Ряд общественных организаций, реагируя на назревшую проблему предприняли меры к ее более подробному изучению. В частности Общественной палатой России31 так же была организована  горячая линия по предположительным фактам коррупции, которая работала 16.02.2011 – 11.05.2011. По результатам двух с половиной месяцев общее число предположительных фактов коррупции составило 1491. При этом наибольшее количество сообщений пришло из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Ставропольского края. Республика Коми хоть и не находится в числе лидирующих позиций, но все же значится в этом списке.

     В рамках горячей линии был подготовлен  анализ предполагаемых фактов коррупции  по ведомственной принадлежности, где  органы исполнительной власти собрали 54% от общего числа обращений (подробнее см. Приложение 2), отражено распределение предполагаемых фактов коррупции по уровням власти (см. Приложение 3).

     При этом, анализ распределения предполагаемых фактов коррупции по уровням власти показал, что наибольшее число предполагаемых фактов коррупцию приходится на органы власти муниципальных образований (муниципальные районы, муниципальные поселения, городские округа), районные и мировые суды (84%). Это  распределение сопряжено в первую очередь с тем, что большая часть государственных услуг (здравоохранение, образование, охрана правопорядка) оказываются на муниципальном уровне.

     Половина  случаев предполагаемых фактов коррупции  на федеральном уровне были определены, как коррупция во ФГУП. (9 из 15). В 9 случаях из 15, предполагаемые факты  коррупции на федеральном уровне связаны с обращением заявителя за оказанием государственной услуги.

     В одном случае, на федеральном уровне, заявитель свидетельствует о  коррупции на уровне высшего руководства Федеральной службы. 

     Не  смотря на рекомендации Общественной палаты Российской Федерации Общественным палатам субъектов Федерации  провести круглые столы по вопросам участия институтов гражданского общества в реализации программы противодействия коррупции, Общественной палатой Республики Коми таковые мероприятия проведены не были. Возможно это вопрос ближайшего будущего.

     Несомненно, коррупция проявляется в различных  сферах экономической деятельности человека, которые в совокупности формируют своеобразные рынки. Формирование рынка коррупционных услуг связано с распределением сфер влияния между чиновниками и порядком взаимодействия их между собой. Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом.32 Эта тенденция была учтена Управлением государственной гражданской службы Республики Коми при составлении перечня государственных функций (услуг) с наибольшим риском возник и развития коррупции.

     Наличие такого списка позволяет органам  государственной власти обратить внимание на наиболее проблемные участки в своей деятельности. Вообще, проблеме коррупции уделяется большое внимание на уровне органов государственной власти республики. В частности,  в рамках борьбы с этим явлением в Республике Коми была разработана Памятка государственному  гражданскому служащему Республики Коми об основах антикоррупционного поведения, на сайте Прокуратуры Республики Коми представлена Памятка гражданину «Если у вас вымогают взятку » (разъяснения и рекомендации гражданину о действиях в случаях вымогательства взятки) и примерный текст заявления о факте вымогательства взятки, предпринимаются и иные меры.  
 
 

     ЧАСТЬ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

     АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

     В аналитическом докладе Фонда  «ИНДЕМ» «Россия и коррупция: кто кого?»33 приведен перечень мер, которые необходимо провести в рамках борьбы с коррупцией. При этом, данный перечень является весьма комплексным и предусматривает следующие действия:

     1) Ослабление влияния коррупции на политику:

     - первая задача - уменьшить влияние  коррупции на процесс выборов. 

     - вторая задача - уменьшить влияние  коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов;

     2) Укрепление правоохранительной  системы:

     Коррумпированность  правоохранительных органов, недостаточная  квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, - в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы. Поэтому совершенствование их работы, очистка от внутренних предателей - одна из первоочередных задач;

     3) Ведомственные антикоррупционные программы:

     Каждому ведомству присуща определенная специфика, свои структура коррупционных  преступлений и методы их осуществления. Для каждого из них следует  с привлечением сторонних специалистов разрабатывать специфические программы.

     Одна  из основных задач разработки и реализации ведомственных антикоррупционных программ - выработка мер по ограничению "вертикальной" коррупции (системы незаконных выплат нижестоящими чиновниками вышестоящим).

     Необходимо  ввести практику периодического обновления ведомственных антикоррупционных программ каждые три-пять лет;

     4) Законодательные меры:

     Представляется  бессмысленным вводить юридическое  понятие коррупции наравне с  ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки  заключить это понятие в жесткие  рамки приведут к тому, что часть  коррупционных действий окажется за пределами действия Уголовного кодекса  или иного закона. По той же причине  нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о  коррупции. Более эффективно подойти  к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов.

     Это значит, что реализация антикоррупционной  программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

     · закон о лоббизме;

     · закон об ответственности за легализацию  преступных доходов;

     · закон о конфискации имущества  и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии);

     · закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам;

     · закон о декларировании доходов  и имущества высшими должностными лицами и государственными служащими. Задача этого закона - охватить механизмом декларирования судей и избираемых членов законодательных органов разных уровней наряду с чиновниками;

     · дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в законодательные органы;

     · дополнения в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договора, полученные от органов власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям;

     · выборное законодательство;

     · развитие административного законодательства.

     · особое направление законодательной  работы - ревизия действующего законодательства, которая должна осуществляться по следующим направлениям:

     · распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает  возможность для чиновного произвола и коррупции;

     · "закрытие" многочисленных отсылочных норм в действующих законах;

     · ревизия шкалы наказаний за коррупционные  действия с учетом того, что часто  завышенные наказания мешают доказательству преступлений;

     · дифференцирование в Уголовном  кодексе коррупционных действий;

     · пересмотр шкал пошлин, штрафов и  т.п. (слишком высокие штрафы так  же неэффективны, как и слишком  низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки);

     · Целесообразно ужесточить контроль над ведомственным нормотворчеством и ввести постоянно действующую экспертизу законодательства на "антикоррупционность".

     5) Пропаганда и образование:

     Этот  комплекс мер должен реализовываться  по следующим направлениям:

     · популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах;

     · борьба в средствах массовой информации с мифом обреченности России на коррупцию;

     · стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию;

Информация о работе Антикоррупционная экспертиза и оценка регионального законодательства Республики Коми