Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:50, научная работа
По данным ВЦИОМ, ¾ россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2 Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью»
Введение………………………………………………………………… 3
Развитие законодательства о противодействии коррупции…………..4
Практика правоприменения антикоррупционных норм……………..20
Перспективы развития антикоррупционной политики………...……28
Список использованной литературы…………………………...……. 33
Приложения………………
·
разработка, постоянное применение и
использование в средствах
· создание системы "локальной гласности" для информирования населения о действиях наиболее "выдающихся представителей" низовой коррупции (главным образом - силами общественных организаций);
· постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.).
6) Международное сотрудничество.
Так же следует различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая (верхушечная) охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (законы, госзаказы, приватизация, государственные инвестиции и т.д.).
Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с текущими делами и повседневным взаимодействием чиновников с предпринимателями и гражданами (лицензии, штрафы, регистрации, разрешение и т.д.).
Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает им оперативно, быстро решать свои проблемы. С другой стороны, это часть платы за возможность мелких нарушений законов и принятых положений.
В то же время масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию.34
Несомненно, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, активное и грамотное включение в эту работу средств массовой информации. При этом стоит обратить внимание на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.
А желание одного Президента, наличие пакета законов и программ, как мы можем увидеть, является недостаточным. Необходима сильная общественная поддержка при борьбе с коррупцией, активизация гражданского контроля со стороны гражданского общества. О том, что всего этого нет, говорит та же статистика, которая показывает, что больше всего преступлений выявляет сотрудники ОВД.
Это
значит, что пока в России не будут
установлены традиции высокой гражданственности,
все останется на своих местах
и уровень коррупции не снизится.
А эти традиции можно установить только
с помощью внедрения в общество высокой
гражданственной, гуманистической культуры,
высших духовных и нравственных ценностей.
Только тогда можно будет говорить о борьбе
с коррупцией – «королевой всех пороков».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»;
2) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты». М.: ЭКСМО, 2011;
3) Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс»;
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
5) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 3539 от 31 июля 2004 г.;
6) Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. Федеральный выпуск №3832 от 28 июля 2005 г.;
7) Федеральный закон от 08.03.2006 N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // Российская газета. Федеральный выпуск №4022 от 21 марта 2006 г.;
8) Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Российская газета. Федеральный выпуск №4130 от 28 июля 2006 г.;
9) Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №4310 от 7 марта 2007 г.;
10) Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" // Российская газета. Федеральный выпуск №4665 от 22 мая 2008 г.;
11) Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета. Федеральный выпуск № 4823 от 30 декабря 2008 г.;
12) Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Российская газета. Федеральный выпуск №4849 от 13 февраля 2009 г.;
13) Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов "// Российская газета. Федеральный выпуск №4957 от 22 июля 2009 г.;
14) Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 № 1799 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи"// СПС «КонсультантПлюс»;
15) Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества"// СПС «КонсультантПлюс»;
16) Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // Российская газета. Федеральный выпуск №5158 от 15 апреля 2010 г.;
17) Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 N 1789-р г. Москва (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // СПС «КонсультантПлюс»;
18) Распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2009 г. №755-р г. Москва «Об определении операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме» // СПС «КонсультантПлюс»;
19) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 г. Москва "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. Федеральный выпуск №5053 от 2 декабря 2009 г.;
20) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 г. Москва "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// Российская газета. Федеральный выпуск №5125 от 5 марта 2010 г.;
21) Закон Республики Коми от 29.09.2008 N 82-РЗ (ред. от 11.05.2010) "О противодействии коррупции в Республике Коми" (принят ГС РК 18.09.2008) // "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", N 9(1), сентябрь, 2008 г.;
22) Указ Главы Республики Коми от 18 сентября 2008 г. N 89 «Об образовании Совета при Главе Республики Коми по противодействию коррупции» // СПС «КонсультантПлюс»;
23) Указ Главы Республики Коми от 2 ноября 2009 г. № 115 «О создании "Телефона доверия" Главы Республики Коми по вопросам, связанным с проявлениями коррупции в государственных органах Республики Коми» // «Республика», №207 (4121), 10 ноября 2009 г.;
24) Указ Главы Республики Коми от 11 ноября 2009 года № 119 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми» // СПС «КонсультантПлюс»;
25)
Постановление Правительства Республики
Коми от 10 ноября 2009 года № 322 «О проведении
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов Правительства Республики
Коми и проектов нормативных правовых
актов Правительства Республики Коми»
// СПС «КонсультантПлюс»;
II.
Научная литература:
26) Большой юридический словарь // под ред. Малько А.В. М.: Проспект, 2006;
27) Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. №6;
28) Кудашкин А.В. Проблемы организации и проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2011. №2;
29) Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации// Гражданин и право. 2008. №2;
30) Нарышкин С.Е. Вне закона, вне морали: интервью// Российская газета. 2010. №278;
31) Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. 2011. N 5;
32) Полякова Т.А. Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении информационного общества// Юридический мир. 2008. №1;
33) Правоприменение: теория и практика/ отв. Ред. Ю.А. Тихомиров.М., 2008;
34) Пресняков М.В., Чанов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового закона//Государство и право. 2010. №3;
35) Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции// Журнал Российского права. 2007. № 5;
36) Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции// Журнал Российского права. 2011. №2;
37) Bardhan P. Corruption and development // Journal of Economic Literature. — 1997. — Vol. 25. — P. 1320;
38) European Treaty Series - No.173 Criminal Law Convention On Corruption Strasbourg, 27.I.1999 (ETS N 173);
39) Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ - http://www.mvd.ru;
40)
Официальный сайт Всероссийского центра
изучения общественного мнения - http://wciom.ru/index.php?id=
41) Официальный сайт Общественной Палаты РФ - http://www.oprf.ru/;
42)
Официальный сайт Фонда «ИНДЕМ» - http://www.indem.ru/.
Приложение
1
Нормативные правовые акты Республики Коми с коррупциогенными факторами (по состоянию на 9 сентября 2011 года):
1) В Законах Республики Коми:
-
от 08.02.2002 № 24-РЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в
- от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;
- от 01.07.2010 № 72-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Коми»;
2) в Указах Главы Республики Коми:
-
от 01.07.2002 № 213 «Об учреждении Почетной
грамоты Администрации Главы
Республики Коми и
-
02.12.2010 № 171 «Об утверждении
3)
в постановлениях
-
от 04.10.2010 № 330 «Об утверждении
Порядка определения особо
-
от 27.05.2011 № 240 «Об утверждении
Порядка и условий поощрения
благодарностью Правительства