Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Дима2.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Принятие  Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     При этом конституционная модель президентской  республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек»  и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

     Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». В своем развитии этот институт претерпел определенные изменения. После принятия Конституции РФ произошло изменение не только статуса но и компетенции президента РФ, так, например, из главы исполнительной власти он превратился в главу государства.

      На  сегодняшний день компетенция Президента РФ неоднозначно оценивается российскими  и зарубежными государствоведами. Вместе с тем, очевидно, что большую  часть своих функций глава  государства реализует посредством  взаимодействия с другими органами государственной власти и путем издания различных актов.

      Если, на сегодняшний день, проблема компетенции  Президента достаточно хорошо освящена, то в науке конституционного права  попытки анализировать акты Президента РФ, носят преимущественно несистематизированный, характер и касаются в основном указов главы государства, хотя Президент РФ подписывает и издает также распоряжения, различного рода письма, заключения и запросы, издает документы программно-политического содержания - послания, программы, заявления.

      Остается  недостаточно изученной роль главы  государства в законодательном  процессе. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент неоднократно обращал  внимание парламента на необходимость  срочного заполнения правовых пробелов по самым важным вопросам государственного строительства. Именно от качества работы Государственной Думы в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, и именно медлительность российского парламента побуждает Президента к изданию указов законодательного характера. Поэтому остается актуальной проблема «указного права» в России.

      Не  до конца выявлены критерии соотношения  актов Президента и решений Правительства  РФ. Объяснение этому следует искать в новизне институтов государственной  власти Российской Федерации, находящихся в процессе развития. Аналогичными причинами обусловлена недостаточная разработанность проблемы соотношения актов Президента РФ и нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

      Приведенные выше аргументы позволяют обозначить цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих  полномочий в системе государственных  органов.

      Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

    • рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
    • проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

      Для этого в первой главе работы рассматриваются  вопросы - Понятие и признаки  государственного  органа  и системы органов государственной власти.

      Во  второй главе анализируются: порядок  выборов и вступления в должность  Президента РФ, рассматриваются правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

      В третьей главе анализируются вопросы компетенции Президента Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти, а также проблемы актов Президента Российской Федерации.

 

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Системе

 

 

1.1. Понятие и признаки  государственного  органа

 

     Деятельность  любого государства реализуется  через систему его государственных  органов.

     Для государственного органа характерны следующие признаки:

  1. порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;
  2. государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;
  3. государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;
  4. государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

     Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством1.

     Совокупность  органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой в ходе осуществления  государственной власти, образует систему  органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

1.2. Система органов  государственной  власти

 

     Россия  – демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

     К основам конституционного строя  относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

     Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.2

     Взаимосвязь различных звеньев федеральных  органов исполнительной власти можно  представить в виде схемы.3

     Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно  новый этап и подход в регулировании  всей системы исполнительной власти  и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.

     С принятие Конституции 1993 г. Значительно  расширился круг органов государственной  власти в РФ. К ним теперь относятся  представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти.4 До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.5 Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах, якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.

     Отнесение органов исполнительной власти к  числу органов государственной власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.6

     По  сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.

     В связи с вышеназванной проблемой  выделим следующее. По Конституции 1978г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти. По Конституции 1993г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лицеи, что особенно важно, как о главе исполнительной власти.

     Последовательное  проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно  новое по сравнению с Конституцией 1978г. решение вопроса о соотношении  Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.7

     Система федеральных органов государственной  власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

     В систему государственных органов  субъектов Федерации входят законодательные  органы  государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ  система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти.

     Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система  органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Информация о работе Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор