Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа
Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.
Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:
рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Статус Президента РФ, закрепленный в Конституции РФ 12 декабря 1993 года является объектом весьма частого его исследования в Конституционном Суде РФ на предмет определения границ президентских полномочий в связи с неопределенностью, возникающей в практике функционирования механизма «разделения властей».
Так, 27 января 1999 года Конституционный Суд РФ принял постановление «О толковании статей 71 (п. “г”), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ»27 12 декабря 1993 года в котором указал, что не только Федеральное Собрание (Парламент) РФ, но и Президент России может осуществлять правовое регулирование по вопросам, отнесенным ст. 71 Конституции 1993 года к ведению РФ. Кроме случаев, когда Конституция требует для решения конкретного вопроса принятие именно федерального закона или федерального конституционного закона. Как гласит Постановление «Президент РФ может издавать указы по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, если они не урегулированы актом Парламента, т.е. законом. Но эти указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, в соответствии с позиций Конституционного Суда РФ, именно Президент и Правительство РФ (а не Федеральное Собрание) по смыслу Конституции РФ 1993 года компетентны определять структуру (т.е. перечень) федеральных органов исполнительной власти».
Очень широкая формула президентских полномочий была дана в Постановлении Конституционного Суда от 31 июля 1995 года. По делу о проверке конституционности трех Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ 1993-94 гг., касавшихся восстановления конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике и обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности РФ28.
Во-первых, Конституционный Суд на основе толкования норм Конституции РФ сформулировал новое полномочие Президента РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ говориться, что Президент вправе применять Вооруженные силы на территории Российской Федерации для разрешения внутренних конфликтов без санкции Совета Федерации в случае «экстраординарной ситуации» аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в период с осени 1991 года по декабрь 1994 года. Понятие «экстраординарная ситуация» неизвестно российскому законодательству. Оно впервые введено в правовой оборот анализируемым постановление Конституционного Суда на основе толкования ряда конституционных норм. Не вторгаясь в сферу прерогатив законодателя, Конституционный Суд придал этому понятию качество правового института. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ под экстраординарной ситуацией, — с наличием которой Конституционный Суд отожествляет полномочия Президента применять Вооруженные силы на территории РФ без санкции Совета Федерации, — понимается ситуация, создающая реальную угрозу нарушения основополагающих принципов конституционного строя, в частности, таких как принцип федерального устройства, единства и территориальной целостности государства. В Постановлении Конституционного Суда от 31 июня 1995 года очерчены контуры (признаки) такой экстраординарной ситуации, создающей основания для применения Президентом РФ Вооруженных сил без санкции Совета Федерации. Суть такой экстраординарной ситуации, аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в 1991- 1994 гг., заключается в том, что в субъекте РФ: была разрушена система законных органов власти; созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, оснащенные новейшей военной техникой; имели место массовые нарушения прав и свобод граждан; в одностороннем порядке субъектом РФ решен вопрос об изменении его статуса и выходе из состава Российской Федерации; прекращено действие Конституции РФ на территории субъекта РФ и когда неоднократные попытки Федеративной власти не привели к мирному политическому решению. В такой ситуации, как отмечено в анализируемом Постановлении Конституционного Суда: Президент РФ, в целях обеспечения государственной целостности РФ, конституционных прав и свобод вправе использовать Вооруженные Силы РФ на территории РФ. Анализируемое постановление Конституционного Суда РФ имело высокую актуальность в период, когда отсутствовало специальное регулирование процедуры использования Вооруженных сил РФ на территории РФ. Но ныне эта процедура регулируется Федеральными конституционными законами: «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001г.) и «О военном положении» (от 30 января 2002г.). Так, в ФКЗ «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» говорится, что: «на основании Указа Президента РФ… для обеспечения режима чрезвычайного (военного) положения могут привлекаться Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы». Согласно Законам от 30 мая 2001г. и 30 января 2002г.: Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима чрезвычайного (либо воинского) положения привлекаются для выполнения следующих задач:
Во-вторых,
в связи с проверкой
В-третьих, на основе проверки конституционности Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ по вопросам обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности РФ и урегулированию обстановки в Чеченской Республике (1993-1994 гг.) Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 июля 1995 года дал расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, выдвинул также концепцию допустимости прямого применения Президентом конституционных норм. Согласно позиции Конституционного Суда: в случае, когда законодательная база несовершенна — оно пробельно, противоречиво, устарело (в частности Конституционный Суд констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч. 1) Конституции РФ.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции, которые могут быть дифференцированы в пять групп29.. Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны.
К первой группе можно отнести полномочия Президента, производные от его статуса как главы государства. В перечне этих полномочий назовем следующие:
3.2.1.1. «Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»30.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства:
Определение внутренней политики
Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, и обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
При
этом по Конституции Президент
Императивность действий
Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.
В
рамках имеющихся в его распоряжении
конституционно-правовых полномочий Президент
определяет основные направления внутренней
политики также через нормотворческую
и организационно-
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.
Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет
Определение внешней политики
Президенту
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей31, а также назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях32. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.