Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Дима2.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

     Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов  федерации, а также между органами государственной власти субъектов  федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

     Статус  Президента РФ, закрепленный в Конституции  РФ 12 декабря 1993 года является объектом весьма частого его исследования в Конституционном Суде РФ на предмет определения границ президентских полномочий в связи с неопределенностью, возникающей в практике функционирования механизма «разделения властей».

     Так, 27 января 1999 года Конституционный Суд  РФ принял постановление «О толковании статей 71 (п. “г”), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ»27 12 декабря 1993 года в котором указал, что не только Федеральное Собрание (Парламент) РФ, но и Президент России может осуществлять правовое регулирование по вопросам, отнесенным ст. 71 Конституции 1993 года к ведению РФ. Кроме случаев, когда Конституция требует для решения конкретного вопроса принятие именно федерального закона или федерального конституционного закона. Как гласит Постановление «Президент РФ может издавать указы по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, если они не урегулированы актом Парламента, т.е. законом. Но эти указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, в соответствии с позиций Конституционного Суда РФ, именно Президент и Правительство РФ (а не Федеральное Собрание) по смыслу Конституции РФ 1993 года компетентны определять структуру (т.е. перечень) федеральных органов исполнительной власти».

     Очень широкая формула президентских  полномочий была дана в Постановлении Конституционного Суда от 31 июля 1995 года. По делу о проверке конституционности трех Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ 1993-94 гг., касавшихся восстановления конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике и обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности РФ28.

     Во-первых, Конституционный Суд на основе толкования норм Конституции РФ сформулировал новое полномочие Президента РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ  говориться, что Президент вправе применять Вооруженные силы на территории Российской Федерации для разрешения внутренних конфликтов без санкции Совета Федерации в случае «экстраординарной ситуации» аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в период с осени 1991 года по декабрь 1994 года. Понятие «экстраординарная ситуация» неизвестно российскому законодательству. Оно впервые введено в правовой оборот анализируемым постановление Конституционного Суда на основе толкования ряда конституционных норм. Не вторгаясь в сферу прерогатив законодателя, Конституционный Суд придал этому понятию качество правового института. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ под экстраординарной ситуацией, — с наличием которой Конституционный Суд отожествляет полномочия Президента применять Вооруженные силы на территории РФ без санкции Совета Федерации, — понимается ситуация, создающая реальную угрозу нарушения основополагающих принципов конституционного строя, в частности, таких как принцип федерального устройства, единства и территориальной целостности государства. В Постановлении Конституционного Суда от 31 июня 1995 года очерчены контуры (признаки) такой экстраординарной ситуации, создающей основания для применения Президентом РФ Вооруженных сил без санкции Совета Федерации. Суть такой экстраординарной ситуации, аналогичной той, что сложилась в Чеченской Республике в 1991- 1994 гг., заключается в том, что в субъекте РФ: была разрушена система законных органов власти; созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, оснащенные новейшей военной техникой; имели место массовые нарушения прав и свобод граждан; в одностороннем порядке субъектом РФ решен вопрос об изменении его статуса и выходе из состава Российской Федерации; прекращено действие Конституции РФ на территории субъекта РФ и когда неоднократные попытки Федеративной власти не привели к мирному политическому решению. В такой ситуации, как отмечено в анализируемом Постановлении Конституционного Суда: Президент РФ, в целях обеспечения государственной целостности РФ, конституционных прав и свобод вправе использовать Вооруженные Силы РФ на территории РФ. Анализируемое постановление Конституционного Суда РФ имело высокую актуальность в период, когда отсутствовало специальное регулирование процедуры использования Вооруженных сил РФ на территории РФ. Но ныне эта процедура регулируется Федеральными конституционными законами: «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001г.) и «О военном положении» (от 30 января 2002г.). Так, в ФКЗ «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» говорится, что: «на основании Указа Президента РФ… для обеспечения режима чрезвычайного (военного) положения могут привлекаться Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы». Согласно Законам от 30 мая 2001г. и 30 января 2002г.: Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима чрезвычайного (либо воинского) положения привлекаются для выполнения следующих задач:

    • поддержания особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное (либо воинское) положение и выезда с нее;
    • охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и объектов, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды (а при военном положении – также и для охраны военных, важных государственных и специальных объектов);
    • для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований (при введении и чрезвычайного и воинского положений);
    • разъединения «противоборствующих» сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающимися насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники (при введении чрезвычайного положения);
    • пресечения террористической и диверсионной деятельности (специфическая задача, решаемая при введении военного положения);
    • для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (при чрезвычайном положении);
    • для участия в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (при военном положении) (ст.17 Закона о чрезвычайном положении и ст.10 Закона о военном положении).

     Во-вторых, в связи с проверкой конституционности  Указов Президента РФ и Постановления  Правительства по Чеченскому делу в  своем Постановлении от 31 июня 1995 года Конституционный Суд РФ сформулировал весьма широкую, новую концепцию статуса Президента РФ в механизме «разделения властей»: на основе положений о «подразумеваемых (скрытых)» полномочиях Президента РФ и допустимости (и значимости) прямого применения Президентом конституционных норм при несовершенстве законодательного регулирования. Суть правовой позиции Конституционного Суда РФ заключается, таким образом, в том, что статус Президента РФ, помимо прямых конституционных установлений, следует отождествлять с так называемыми «подразумеваемыми полномочиями». Концепция подразумеваемых полномочий Президента РФ раскрывается в ряде положений Постановления Конституционного Суда. В нем говорится: «Конституция РФ определяет, что Президент действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий,  не перечисленных в статьях 83-89 (о статусе Президента) Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом «разделения властей» (закреплен в ст. 10 Конституции РФ) и требованиям ст. 90 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Кроме того, реализация Президентом своей компетенции “в установленном Конституции РФ порядке» предполагает также возложение им на Правительство РФ в соответствии с п. «ж» части 1 ст. 114 Конституции РФ задач во исполнении указов Президента».

     В-третьих, на основе проверки конституционности  Указов Президента РФ и Постановления  Правительства РФ по вопросам обеспечения  государственной безопасности и территориальной целостности РФ и урегулированию обстановки в Чеченской Республике (1993-1994 гг.) Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 июля 1995 года дал расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, выдвинул также концепцию допустимости прямого применения Президентом конституционных норм. Согласно позиции Конституционного Суда: в случае, когда законодательная база несовершенна — оно пробельно, противоречиво, устарело (в частности Конституционный Суд констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч. 1) Конституции РФ.

3.2. Полномочия Президента  Российской Федерации

 

     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции, которые могут быть дифференцированы в пять групп29.. Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны.

3.2.1. Полномочия Президента представительского характера

 

     К первой группе можно отнести полномочия Президента, производные от его статуса  как главы государства. В перечне  этих полномочий назовем следующие:

     3.2.1.1. «Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»30.

     В соответствии с Конституцией РФ и  федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства:

     Определение внутренней политики 

     Конституционные полномочия Президента по определению  основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, и обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

     При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

               Императивность действий Президента  в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.

     Более сложна и многопланова взаимосвязь  основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.

     В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент  определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

     Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

     Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет

     Определение внешней политики   

           Президенту Российской Федерации даны широкие права  по проведению внешнеполитического  курса страны. Именно глава государства  во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.

     Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей31, а также назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях32. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.

Информация о работе Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор