Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа
Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.
Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:
рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Президент РФ не обладает законодательной властью, но наделен рядом «сдерживающих» законодательный орган – Федеральное Собрание – полномочий, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом. К их числу относятся следующие:
Полномочия Президента РФ распускать Государственную Думу ограничены. Помимо указанных выше, ограничения заключаются в том, что Президент не вправе распускать Государственную Думу по указанным выше трем основаниям в следующих ситуациях44:
Кроме того, по таким основаниям как выражение Государственной Думой недоверия Правительству, либо отказ в доверии; Государственная Дума не может быть распущена также «в течение года после ее избрания» (п. 3 ст. 109 Конституции РФ 1993 г.), т.е. установлен годичный мораторий на досрочный роспуск.
Необходимо обратить также внимание, что Президент РФ вправе решать вопрос о роспуске лишь одной палаты Федерального Собрания — Государственной Думы; но это его полномочие не распространяется на верхнюю палату Парламента — Совет Федерации. Совет Федерации не может быть распущен.
Наряду с осуществлением конструкционных полномочий Президент РФ компетентен также участвовать в деятельности Федерального Собрания РФ, в том числе в законодательном процессе в Парламенте на отдельных его стадиях;
Этот вид полномочий Президента может быть идентифицирован и с его полномочиями как главы государства. Однако, они все же больше тяготеют к законодательной сфере: во всех странах послания глав государства к Парламенту — это своеобразная программа законодательной деятельности парламента на текущий период. Начиная с 1994 года Президенты РФ ежегодно, как правило, в феврале-апреле текущего года обращаются с посланиями к Федеральному Собранию России.
Обширны
полномочия Президента, дающие ему
возможность участвовать в
Президент РФ довольно часто применял свое право вето. Например, им был отклонен Земельный кодекс РФ, по поводу чего 21 июня 1997 года Президент направил письма Председателям обеих палат Федерального Собрания о сути своих возражений47. Интересный факт: в мае 1994 г. Президент РФ подписал Закон о статусе депутата Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, однако, одновременно, он опубликовал свои возражения по поводу этого Закона. Закон менялся в 1996, 1999 гг. и всякий раз вызывал возражения Президента, но подписывался им48.
Сотрудничество Президента РФ с Федеральным Собранием обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате49.
Пятый вид полномочий Президента, предусмотренных Конституцией РФ 12 декабря 1993 г. — полномочия в сфере формирования судебной власти:
Наконец, в еще одну, шестую группу полномочий можно выделить полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти. К числу этих полномочий относятся такие, как;
—
Президент формирует и
—
Президент формирует
—
Президент назначает и
Вопросы полномочий и компетенции Президента важны в связи со значимостью его деятельности направленной на урегулирование разнообразных общественных отношений. Данное регулирование осуществляется при помощи разнообразных актов Президента РФ. Раскрытие темы работы будет неполным, если избежать более подробного рассмотрения этого основного момента отражающего компетенцию Главы государства.
Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов: указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ 1993 г.). Порядок Президентского нормотворчества определен рядом нормативных актов, изданных Президентом РФ: «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента от 23 мая 1996 г., в редакции 13 августа 1998 г.)50; «Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федеративного Собрания РФ в законотворческом процессе» (Утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г.)51. Различие между актами установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ – акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них)52. Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ (например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и др.). Поэтому граница между актами Президента порой условна.
Но, пожалуй, в одной ситуации форма указа употребляется весьма часто. Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно если они не урегулированы законом; указ Президента в данном случае как бы заменяет законодательное регулирование.
Свою логику Президент изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 года: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы. Тем более что и конституционно-правовая основа для такого рода президентских актов. Во-первых, указы Президента – это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден. Разумеется, эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента могут считаться формой реализации этого полномочия. В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом, - сделал вывод Президент, - пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений»53.
Можно было бы согласиться с позицией Президента, если бы не некоторые серьезные обстоятельства. Прежде всего, в ряде случаев в силу указания Конституции либо в силу правовой логики вообще вряд ли допустимо принятия акта Президентом даже при отсутствии закона и необходимости в нем. Например, если ст. 6 Конституции говорит о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается «в соответствии с федеральным законом», невозможно принятие вместо него указа. Или, к примеру, поскольку Федеральное Собрание принимает законы РФ, постольку логично то, что оно и определяет порядок их опубликования и вступления в силу. В этом плане принятие Президентом Указа от 5 апреля 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»54 вызывает недоумение, даже если и объяснять подобное действие тем, что депутаты затянули с принятием закона по данному вопросу (он был подписан Президентом 14 июня 1994 г.).