Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 21:29, дипломная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопросов компетенции Президента российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ 8
1.1. Понятие и признаки государственного органа 8
1.2. Система органов государственной власти 9
1.3. Президент в системе органов государственной власти 13
Глава 2. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА 17
2.1. Институт главы государства, его правовой статус 17
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации 18
2.2.1. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ 18
2.2.2. Неприкосновенность Президента 21
2.2.3. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
3.1. Функции Президента Российской Федерации 24
3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека 24
3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти 26
3.2. Полномочия Президента Российской Федерации 32
3.2.1. Полномочия Президента представительского характера 32
3.2.2. Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка 38
3.2.3. Полномочия Президента в сфере формирования исполнительной власти и ее функционирования 40
3.2.4. Полномочия Президента РФ в сфере функционирования законодательной власти 43
3.2.5. Полномочия Президента РФ в сфере формирования судебной власти 47
3.2.6. Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием механизма Президентской власти 48
3.3. Акты Президента Российской Федерации 48
3.3.1. Председатель Совета Федерации – о законотворчестве, укреплении государственности и будущем России 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Дима2.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

           Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих  право голоса), недействительными (при  обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах  либо при повторном голосовании  ни один кандидат не избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а так же в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Российской Федерации, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации»18.

      Обязательным  атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность – инаугурацией, установленным статьей 82  Конституции, является присяга Президента. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус должностного лица, его ответственность перед обществом19. С одной стороны, присяга - обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - юридически значимый документ, на содержание которого в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

     Присяга приносится на специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации. Установлено так же, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги выглядит следующим образом «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»20.

           Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается государственный  флаг России.

       Установлены официальные символы  президентской власти и их  использование при вступлении в должность вновь избранного Президента  Российской Федерации21.

           Этими символами  являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации22; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

2.2.2. Неприкосновенность Президента

     Неприкосновенность  Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту  главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов  неприкосновенности личности, установленных Конституцией, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану Президента в силу осуществляемых им государственных функций. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные правонарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера.

     Неприкосновенность  Президента не означает, однако, отсутствия его политической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 92 Конституции.

     Президент РФ, прекративший исполнение своих  полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления. В процедуре лишения неприкосновенности участвуют Генеральный прокурор РФ, обе палаты Федерального Собрания. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент, в отношении которого внесено представление Генерального прокурора о лишении неприкосновенности.

     Постановление по данному вопросу принимает  Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

2.2.3. Правовые нормы,  регулирующие порядок  прекращения полномочий Президента РФ

     В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции  Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

     В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ предусмотрены  несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

      В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих  полномочий с истечением срока, на который  он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

  • по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки;
  • по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

     Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он “ передумал ” и отзывает свое заявление об отставке.

      Состояние здоровья. Конституционный Суд определил, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ. Порядок досрочного прекращения полномочий должен исключать возможность превращения его в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

     Отрешение от должности (процедура импичмента). Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления23.

     С объявлением решения Совета Федерации  об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ.

 

Глава 3.  ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

     Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному  органу государственной власти –  Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.

      Действующая Конституция не только не дает таких  приоритетов парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

      Компетенция Президента РФ складывается из функций  и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

      Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

3.1. Функции Президента Российской Федерации

3.1.1. Президент – гарант прав и свобод человека

 

     Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина:

     В соответствии с Конституцией права  и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов  государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

     Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной  власти выполняют свои конституционные  обязанности в пределах своей  компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

     Защищая права и свободы человека и  гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.

     Реализуя  полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует  с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными  органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

     Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов  федерации полностью соответствовали  Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

     Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

     Власть  Президента ограничивается пределами  Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать  Конституцию, права и свободы  человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам24.

3.1.2. Президент – координатор взаимодействия органов государственной власти

 

     Обеспечивает  согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти:

     Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению  единства и устойчивости системы  государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции25. Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля26. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Информация о работе Компетенции Президента российской Федерации, проблематика реализации главой государства своих полномочий в системе государственных ор