Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:00, реферат
Основные этапы развития российской Конституции:
1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);
2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и
3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).
Возникновение,
изменение и прекращение
Необходимой предпосылкой конк
Юридические факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.
Конституционно-правовые
отношения имеют свои особеннос
Во-первых, они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.
В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.
Классическим
видом таких правоотношений
Другим
видом конституционно-правовых
Особым
видом конституционно-правовых
В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.
Конституционно-правовые отнош
= по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;
= по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;
= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.
Основным
способом воздействия
Другим
способом правового
Особенностью
метода конституционного права
выступает закрепление в
Конституционное
право использует также такие
способы воздействия на
» дозволение
("каждый может свободно
» запрет
("никто не может быть
» обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы");
» управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");
» установление
("наименования Российская
» провозглашение или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.
Конституционно-правовые нормы и институты
Правовое
регулирование конституционно-
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.
Нормы конституционного права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:
» регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы");
» являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");
» редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;
» часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");
» иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").
Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.
Источниками,
в которых они выражены. Наиболее
значимые, обладающие высшей юридической
силой нормы содержатся в
Характером регулятивного воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).
Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.
Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).
Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).
Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.
Виды конституционных норм
Конституционно-правовые
нормы многообразны и могут
классифицироваться по
В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию):
» устанавливающие правовой статус личности ("каждый имеет право на образование");
» закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации");
» регулирующие
порядок образования и
» регулирующие порядок реализации местного самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");
» регулирующие
законодательный процесс ("
» регулирующие
порядок изменения и
По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.
◊ конституционные нормы;
◊ нормы федеральных конституционных законов;
◊ нормы федеральных законов;
◊ нормы законов субъектов РФ;
◊ нормы подзаконных актов;
◊ нормы актов органов местного самоуправления и другие.
По территории
действия конституционно-
~ действующие на всей территории Российской Федерации,
~ в субъектах Федерации,
~ в границах
муниципальных образований, в
которых осуществляется
По времени действия: постоянны
По характеру предписания (
a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации");
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль российского права