Конституционное право - ведущая отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:00, реферат

Описание

Основные этапы развития российской Конституции:

1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.50 Кб (Скачать документ)

 Возникновение,  изменение и прекращение конституционно-правовых  отношений происходит на основе  конституционно-правовых норм в  связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название  юридические факты.  

 Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают,  изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.  

 Юридические  факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.  

 Конституционно-правовые  отношения имеют свои особенности.  

  Во-первых, они имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. 

  Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. 

  В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.   

 Классическим  видом таких правоотношений являются конкретныеконституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.   

 Другим  видом конституционно-правовых отношений  выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.  

 Особым  видом конституционно-правовых отношений  являются правовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.  

 В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.  

 Конституционно-правовые отношения также классифицируются:   

= по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;  

= по назначению  в механизме правового  регулирования - на материальные и процессуальные;  

= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.   

  Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.  

 Основным  способом воздействия государства  на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являетсянаделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.  

 Другим  способом правового регулирования  отрасли конституционного права  является установление конкретных правомочий и обязанностейучастников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.  

 Особенностью  метода конституционного права  выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.  

 Конституционное  право использует также такие  способы воздействия на участников общественных отношений, как: 

 » дозволение ("каждый может свободно выезжать  за пределы Российской Федерации");  

 » запрет ("никто не может быть принужден  к выражению своих мнений"); 

 » обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"); 

 » управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях"); 

 » установление ("наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны" или  установление равенства сторон в отношениях);  

 » провозглашение  или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.

Конституционно-правовые нормы и институты  

 Правовое  регулирование конституционно-правовых  отношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источниках конституционного права.    

  Конституционно-правовые  нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.  

  Нормы конституционного  права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:  

  » регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы"); 

  » являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"); 

  » редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;  

  » часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом"); 

  » иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").   

 Конституционно-правовые  нормы отличаются от норм других отраслей права:  

  Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.  

 Источниками,  в которых они выражены. Наиболее  значимые, обладающие высшей юридической  силой нормы содержатся в Конституции  Российской Федерации.  

  Характером регулятивного  воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).  

  Учредительным, первичным  характером содержащихся в них предписаний.   

  Особым механизмом  реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).   

 Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).  

  Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.

Виды  конституционных  норм  

 Конституционно-правовые  нормы многообразны и могут  классифицироваться по различным  основаниям. 

  В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию): 

 » устанавливающие  правовой статус личности ("каждый имеет право на образование"); 

 » закрепляющие  федеративное устройство РФ ("в  составе Российской Федерации  находятся субъекты Российской Федерации");  

 » регулирующие  порядок образования и деятельности  органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой"); 

 » регулирующие  порядок реализации местного  самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно"); 

 » регулирующие  законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу"); 

 » регулирующие  порядок изменения и пересмотра  Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").  

  По юридической  силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления. 

  ◊ конституционные нормы; 

  ◊ нормы федеральных конституционных законов; 

  ◊ нормы федеральных законов; 

  ◊ нормы законов субъектов РФ; 

  ◊ нормы подзаконных актов; 

  ◊ нормы актов органов местного самоуправления и другие.   

  По территории  действия конституционно-правовые нормы подразделяются на: 

~ действующие  на всей территории Российской  Федерации, 

~ в субъектах  Федерации, 

~ в границах  муниципальных образований, в  которых осуществляется местное  самоуправление.  

  По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ "Заключительные и переходные положения").  

  По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают: 

  a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации"); 

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль российского права