Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, курсовая работа
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.
Введение
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.
Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.
Таким образом, тема моей курсовой работы представляется достаточно актуальной для современной России.
Целью
курсовой работы является изучение понятия
и сущности государственного контроля,
анализ его форм, видов, а также субъектов,
осуществляющих контроль.
2. Контроль в государственном управлении
Самое общее определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова[1].
Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер. Например, контроль за расходами включает в себя регулярное наблюдение за цифровыми данными о расходах, сравнение их с бюджетом, сметой или другими документами и принятие решений о сокращении или увеличении расходов, если такое расхождение будет признано наносящим вред предприятию. Другой пример. Вряд ли какая-либо организация сможет функционировать без контроля более или менее продолжительное время: работники будут все делать по-своему (возможно, с наилучшими намерениями), и организация распадется на мелкие фрагменты, что сделает координацию деятельности невозможной. Контроль, таким образом, можно рассматривать как центральный компонент управления.
Контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление отрицательных отклонений от требуемого поведения и деятельности, соблюдение законности и дисциплины; оказывает положительное влияние на деятельность как объекта контроля, так и субъекта управления.
Государственное управление обладает специфическими качествами, позволяющими выделить его в особый вид менеджмента.
Во-первых, основой государственного управления является властная сила. Управляющее воздействие опирается на государственную власть, законодательно подкрепляется и организационно обеспечивается ею. Система органов, осуществляющих государственное управление. Их права и обязанности закрепляются текущим законодательством.
Во-вторых, государственное управление распространяется на все общество при условии наличия достаточного объема свободы и самостоятельности в деятельности людей. Гарантией права на самоорганизацию граждан являются органы местного самоуправления (муниципальные органы), не входящие в систему органов государственной власти. Муниципальные органы самостоятельно и под свою ответственность осуществляют решение вопросов местного значения.
В-третьих, государственное управление отличают системность и коррелятивная связь с процессом, на которое направлено управляющее воздействие. Системность выражена в сочетании принципов координации, субординации в деятельности органов государственного управления. Органы государственного управления организованы в систему, существующую на основе принципов иерархичности, взаимного подчинения, межуровневого и внутриуровневого взаимодействия.
Условие эффективного функционирования системы субъектов государственного управления является точное исполнение норм права (законность) и соблюдение дисциплинарных требований. Законность и дисциплина взаимосвязаны: законность невозможна без соблюдения дисциплины.
Для того, чтобы обеспечивать законность, необходимо пресекать и предупреждать нарушения закона, принимать меры к предупреждение способствующих правонарушениям условий, применять к правонарушителям меры воздействия. В этих целях система органов государственного управления должна подвергаться тщательному контролю.
В российской интеллектуальной традиции свобода человека противопоставлена свободе общества, любой контроль несет в себе только ограничения, запреты, санкции и не имеет позитивного и созидательного компонента. Исторический опыт, напротив, свидетельствует об обратном. Свобода может быть достигнута не в противовес государству, но вместе с ним и при его помощи.
Контроль
– составная часть
Функциями государственного контроля являются получение необходимой информации о состоянии и деятельности подконтрольного объекта (мониторинг), коррекция( исправление нарушений законодательства и создание рекомендаций по совершенствованию деятельности подконтрольного объекта) и социальная превенция (разработка комплекса мер по предупреждению правонарушений в деятельности подконтрольного субъекта).
Контроль государственного управления осуществляется на принципах законности – точного и неуклонного соблюдения требований текущего законодательства;
Согласованности – обеспечении строгого соблюдения законности каждым звеном системы управления;
Координации – организации взаимодействия всех субъектов контроля для организации полноценной системы проверки;
Субординации – система контролирующих органов построена на принципах иерархичности и подчинения нижестоящего органа вышестоящему;
Целеустремленности – деятельность по контролю направлена на сохранение основ конституционного строя, защиту прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению гарантий функционирования органов государственной и муниципальной власти, экономическое развитие;
Рациональности – осуществлении контрольных полномочий путем наименьших материальных и организационных затрат;
Эффективности
– извлечений из решений и действий
как подконтрольного, как и контролирующего
субъектов максимально возможной пользы.
3. Объекты контроля
Управление является наиболее широкой сферой жизнедеятельности. В ней осуществляется сложная и многогранная деятельность государственных и муниципальных органов власти, а также других субъектов управленческой деятельности по обеспечению законных интересов личности, общества и государства, охране прав и свобод человека и гражданина в различных сферах и отраслях управления. Объектами контрольной деятельности является качество управленческих решений и действий подконтрольного объекта, их соответствующие текущему законодательству, соблюдение установленных законодательством правил поведения.
Объектами
осуществления контрольных
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, государственная власть
в российской Федерации осуществляется
законодательными, исполнительными
и судебными органами власти на основе
разграничений полномочий и взаимоконтроля.
Система органов государственной власти
разделена по вертикали: возглавляют систему
государственные органы управления Российской
Федерацией, затем следуют органы государственного
управления субъектов федерации, замыкают
систему региональные органы управления.
Для обеспечения взаимодействия между
уровнями системы существует система
сдержек и противовесов – механизм внутреннего
и внешнего, специализированного и общего
контроля их деятельности.
Местное
самоуправление является одной из основ
конституционного строя Российской
Федерации. Согласно Конституции Российской
Федерации, органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Граждане Российской
Федерации, в соответствии со ст. 13 Конституции
Российской Федерации, равны перед законом
и самостоятельны. Общие механизм и условия
создания, порядок и основания прекращения
деятельности, правила функционирования
общественных объединений регулируются
Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ
(в редакции от 12 марта 2003 года) «Об общественных
объединениях».[3] Деятельность отдельных
видов общественных объединений регламентирована,
например, Федеральным законом от 11 июля
2001 № 95-ФЗ (в редакции от 25 июля 2002 года)
«О политических партиях», Федеральным
законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в редакции
от 25 июля 2002 года) «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
4.
Виды государственного контроля
Множественность объектов, которые подвергаются государственному контролю, требуют соответствующего многообразия видов и форм, в которых может осуществляться управляющее воздействие.
Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решения и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки и принятия таких решений.
Характерными чертами общего контроля является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например, Правительство российской Федерации и правительства (администрации) субъектов Федерации.
Общий
контроль выполняет функцию
Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых органами, гражданами и их объединениями.
Специальный контроль осуществляют органы, в содержание полномочий которых входит проверка определенного вида деятельности. Могут быть выделены: финансовый контроль, валютно-экспортный контроль, контроль за состоянием правопорядка, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, мониторинг за состоянием окружающей среды, контроль за уплатой налогов, контроль соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и другие виды контроля.
Контроль может быть внешним и внутренним.
Внешний контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.
Внутренний
контроль осуществляется, напротив, собственными
силами подконтрольного органа. Внутренний
контроль может осуществляться руководителем
органа, предприятия или организации
самостоятельно либо путем создания
специализированного
В
зависимости от периода, когда осуществляется
контроль, может быть выделен предварительный,
текущий и последующий