Контроль в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

       При вынесении решения по делам о нарушении трудового и жилищного законодательства в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным незаконный акт управления.

     Одним из методов укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства. К делам этой группы относятся вытекающие из административно-правовых отношений споры. К ним относятся, например, дела об устранении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; иски о внесении в списки избирателей; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд выносит по делу решение не в пользу органа управления,  он тем самым признает его действия не соответствующими закону.

     Большими  контрольными полномочиями наделены суды при рассмотрении и разрешении дел  о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, за злостное неповиновение сотруднику полиции или народному дружиннику, а также военнослужащему при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и другие правонарушения. При рассмотрении таких дел суд (судья) оценивает доказательства, выслушивает объяснение лица, совершившего правонарушение, проверят законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности лица, применяет к нарушителю меру взыскания или освобождает невиновного от ответственности,

     Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ « Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.                                       [11]

     Основными задачами арбитражных судов при  рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушений или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при рассмотрении и разрешении подведомственных для  соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятия соответствующих мер по устранению выявленных правонарушений. В случае установления нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц арбитражный суд может вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

     Акты  арбитражных судов , вступившие в  законную силу, подлежат исполнению всеми  государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории России. Принудительное исполнение решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Решение о незаконности актов государственных органов подлежат немедленному исполнению.

     Завершает систему субъектов контроля граждане, их объединения и средства массовой коммуникации.

     Общественный  контроль на современном этапе больше заключен в установлении государством гарантий открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право граждан на осуществление общественного контроля может быть ограничено лишь в целях сохранения конституционных основ государства, соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, защиты государственной, коммерческой и банковской тайны.

     Наиболее  регламентирован общественный контроль, осуществляемый гражданами во время выборов представительных (законодательных) органов власти.

     Объединения граждан – профессиональные союзы, политические партии, общественные объединения  – также могут осуществлять контроль деятельности государственных и  муниципальных органов. Однако механизм индивидуальных и коллективных обращений граждан пока не отлажен ни законодательно, ни организационно. Существующие проекты законов «Об обращениях граждан» и «О гарантиях права граждан на обращения» не были приняты Федеральным Собранием Российской Федерации.         

     Средства  массовой коммуникации – радио, телевидение, печатные органы, телекоммуникационные сети – могут осуществлять контроль путем опубликования информации о нарушениях действующего законодательства органами управления. Сообщения в средствах массовой коммуникации, наравне с коллективными и индивидуальными заявлениями и жалобами граждан, являются основаниями для проверки деятельности государственного или муниципального органа управления, предприятия, организации, учреждения.

     Возможность осуществления общественного контроля является функциональным каналом широкого участия граждан в управлении делами общества и государства, а  также является необходимым условием развития институтов гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Формы осуществления контроля 

     Контроль  осуществляется в четырех формах – учредительной, правотворческой, правоприменительной и контрольно-надзорной.

     Учредительная форма контроля заключается в  создании, законодательном, экономическом  и организационном обеспечении деятельности специализированных органов по проверке деятельности подконтрольных объектов. Например, для организации эффективного взаимодействия контролирующих органов в период проведения выборов при избирательных комиссиях создаются, на основании Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 июля 1999 года № АС-6-35/563, контрольно-ревизионные службы, в которые правоохранительные органы направляют специалистов.                                                            [12]

     Субъекты  контроля в рамках своих полномочий имеют право на создание нормативно-правовых и внутриорганизационных актов, регулирующих их деятельность. В этом выражается правотворческая форма  контрольной деятельности. Субъекты контроля могут принимать конкретизирующие (разъяснения к инструкциям), регламентирующие (например, проведение экспертизы), регистрационные (регистрация по месту жительства или месту пребывания), свидетельствующие (о наличии судимости), учреждающие, предписывающие (обеспечить охрану общественного порядка), запрещающие (запрещающие эксплуатацию неисправного технического средства) акты.

     Например, совместная деятельность органов внутренних дел и налоговых органов частично регламентирована совместным приказом МВД России и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 5 августа 1994 года № 379/182 «О мерах по организации взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции РФ», [13] принятым в процессе осуществления правоприменительного взаимодействия.

     Правоприменительная форма деятельности контролирующих субъектов заключается в реализации положений текущего законодательства в соответствии предусмотренным порядком.

     В рамках правоприменительной деятельности контролирующие органы могут осуществлять:

      - общенормативное регулирование;

      - проводить официальное признание  хозяйствующих субъектов (например, в соответствии с Федеральным  законом от 8 августа 2001 года №  129-ФЗ «О государственной регистрации» общественные объединения и политические партии проходят процедуру государственной регистрации для получения статуса юридического лица.);                                                   [14]

     - лицензирование определенных видов деятельности (например, согласно Приказу Министра здравоохранения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» закреплен порядок деятельности Центральной комиссии министерства по лицензированию);                                                           [15]

     - налогообложение (например, Инструкция  Государственная налоговая служба  Российской Федерации от 8 июня 1995 года № 33 (в редакции от 20 августа  2001 года № бг-3-21/292) «О порядке  исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»);                                                         [16]

     - ведение стандартизации продукции,  работ, услуг (в соответствии  с Письмом Государственного комитета  Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 7 марта 1995 года № 410/355 «О сертификации продукции» на определенные наименования продукции должен быть выдан гигиенический сертификат);                                        [17]

     - поддержание и стимулирование  предпринимательства (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» регулирует вопросы помощи предпринимателям).[18]

     Наконец, последней формой осуществления  контрольной деятельности является надзор. Административный надзор представляет собой наблюдение уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных норм.

     Метод контрольной деятельности – процессуальный инструмент, используемый уполномоченными субъектами для осуществления своих функций и оказывающий влияние на качество контрольной деятельности.

      1. методы воздействия на динамику контрольного процесса (рекомендации, поощрение, дача согласия на совершение определенного действия – санкционирование);
      2. методы организации взаимодействия (стабилизирующие, фиксирующие, стимулирующие, ограничивающие);
      3. способы проверки: (проверка исполнения, инспектирование, ревизия, обследование, надзор, наблюдение, экспертиза, осмотр, лабораторный анализ, взятие проб).

     Механизм  осуществления контрольной деятельности заключается в том, что контролирующие субъекты последовательно:

     - устанавливают фактическое исполнение  управленческого решения в организационной,  исполнительно-распорядительной деятельности подконтрольного субъекта;

     - дают объективную общественно-политическую  и специально-юридическую оценку, которая может быть отрицательной  или положительной;

     - в случае положительной оценки  – принятие эффективного решения по совершенствованию деятельности подконтрольного объекта;

     - в случае отрицательной оценки  – приведение в действие соответствующих  правоохранительных средств и  принятие профилактических мер  по предупреждению правонарушений;

     - мониторинг оперативного исполнения принятого решения. 

     6.1 Меры административного принуждения, применяемые при осуществлении контроля.

     Органы  управления обладают широкими полномочиями по применению мер административного  принуждения в ходе самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций и осуществления административно-юрисдикционной деятельности. Путем мер административного принуждения контролирующие органы и должностные лица непосредственно воздействуют на правонарушителей.

     6.1.1 Меры административного предупреждения.

     Меры  административного предупреждения, осуществляемые в ходе контроля деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций, могут быть классифицированы на административно-предупредительные, административно-пресекательные и меры административной ответственности.

     Административно-предупредительные  меры – используемые объектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан меры. Особенность мер  административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта свершившегося противоправного деяния.

     К числу предупредительных мер  административного принуждения  относятся меры по предотвращению угрозы общественной и личной безопасности граждан и наступления возможных нежелательных последствий. К числу таких мер относятся введение карантина; закрытие участков государственной границы, участков дорог или улицы; принудительное выселение из домов, досмотр вещей, транспортных средств и личный досмотр, принудительное освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания.

Информация о работе Контроль в государственном управлении