Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, курсовая работа
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.
При вынесении решения по делам о нарушении трудового и жилищного законодательства в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным незаконный акт управления.
Одним из методов укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства. К делам этой группы относятся вытекающие из административно-правовых отношений споры. К ним относятся, например, дела об устранении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; иски о внесении в списки избирателей; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд выносит по делу решение не в пользу органа управления, он тем самым признает его действия не соответствующими закону.
Большими
контрольными полномочиями наделены суды
при рассмотрении и разрешении дел
о привлечении к
Арбитражные
суды осуществляют правосудие путем
разрешения экономических споров и рассмотрения
иных дел, отнесенных к их компетенции
Конституцией, Федеральным конституционным
законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ « Об
арбитражных судах в Российской Федерации»,
Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации и другими федеральными
законами.
Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушений или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при рассмотрении и разрешении подведомственных для соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятия соответствующих мер по устранению выявленных правонарушений. В случае установления нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц арбитражный суд может вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.
Акты арбитражных судов , вступившие в законную силу, подлежат исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории России. Принудительное исполнение решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Решение о незаконности актов государственных органов подлежат немедленному исполнению.
Завершает систему субъектов контроля граждане, их объединения и средства массовой коммуникации.
Общественный контроль на современном этапе больше заключен в установлении государством гарантий открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право граждан на осуществление общественного контроля может быть ограничено лишь в целях сохранения конституционных основ государства, соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, защиты государственной, коммерческой и банковской тайны.
Наиболее регламентирован общественный контроль, осуществляемый гражданами во время выборов представительных (законодательных) органов власти.
Объединения граждан – профессиональные союзы, политические партии, общественные объединения – также могут осуществлять контроль деятельности государственных и муниципальных органов. Однако механизм индивидуальных и коллективных обращений граждан пока не отлажен ни законодательно, ни организационно. Существующие проекты законов «Об обращениях граждан» и «О гарантиях права граждан на обращения» не были приняты Федеральным Собранием Российской Федерации.
Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, печатные органы, телекоммуникационные сети – могут осуществлять контроль путем опубликования информации о нарушениях действующего законодательства органами управления. Сообщения в средствах массовой коммуникации, наравне с коллективными и индивидуальными заявлениями и жалобами граждан, являются основаниями для проверки деятельности государственного или муниципального органа управления, предприятия, организации, учреждения.
Возможность
осуществления общественного
6.
Формы осуществления контроля
Контроль
осуществляется в четырех формах
– учредительной, правотворческой,
правоприменительной и
Учредительная
форма контроля заключается в
создании, законодательном, экономическом
и организационном обеспечении деятельности
специализированных органов по проверке
деятельности подконтрольных объектов.
Например, для организации эффективного
взаимодействия контролирующих органов
в период проведения выборов при избирательных
комиссиях создаются, на основании Письма
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 16 июля 1999 года № АС-6-35/563,
контрольно-ревизионные службы, в которые
правоохранительные органы направляют
специалистов.
Субъекты
контроля в рамках своих полномочий
имеют право на создание нормативно-правовых
и внутриорганизационных актов,
регулирующих их деятельность. В этом
выражается правотворческая форма
контрольной деятельности. Субъекты
контроля могут принимать
Например,
совместная деятельность органов внутренних
дел и налоговых органов
Правоприменительная форма деятельности контролирующих субъектов заключается в реализации положений текущего законодательства в соответствии предусмотренным порядком.
В
рамках правоприменительной
- общенормативное регулирование;
- проводить официальное
-
лицензирование определенных
-
налогообложение (например, Инструкция
Государственная налоговая
-
ведение стандартизации
- поддержание и стимулирование предпринимательства (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» регулирует вопросы помощи предпринимателям).[18]
Наконец, последней формой осуществления контрольной деятельности является надзор. Административный надзор представляет собой наблюдение уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных норм.
Метод контрольной деятельности – процессуальный инструмент, используемый уполномоченными субъектами для осуществления своих функций и оказывающий влияние на качество контрольной деятельности.
Механизм
осуществления контрольной
-
устанавливают фактическое
-
дают объективную общественно-
-
в случае положительной оценки
– принятие эффективного
-
в случае отрицательной оценки
– приведение в действие
-
мониторинг оперативного
6.1 Меры административного принуждения, применяемые при осуществлении контроля.
Органы управления обладают широкими полномочиями по применению мер административного принуждения в ходе самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций и осуществления административно-юрисдикционной деятельности. Путем мер административного принуждения контролирующие органы и должностные лица непосредственно воздействуют на правонарушителей.
6.1.1 Меры административного предупреждения.
Меры
административного предупреждения, осуществляемые
в ходе контроля деятельности государственных
и муниципальных органов, предприятий
и организаций, могут быть классифицированы
на административно-
Административно-
К числу предупредительных мер административного принуждения относятся меры по предотвращению угрозы общественной и личной безопасности граждан и наступления возможных нежелательных последствий. К числу таких мер относятся введение карантина; закрытие участков государственной границы, участков дорог или улицы; принудительное выселение из домов, досмотр вещей, транспортных средств и личный досмотр, принудительное освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания.