Контроль в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

     Текущий контроль осуществляется в течение  всего периода функционирования подконтрольного органа – например, проверка соответствия предприятия  общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим состоянием эксплуатируемых средств общественного транспорта.

     Последующий контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Оцениваются не только соответствие решения или действия требованиям действующего законодательства, но и целесообразность, обоснованность и эффективность предпринятых действий. Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователей в ходе проведения следствия по уголовному делу. 
 
 
 
 

     5. Субъекты, осуществляющие контроль. Их права и обязанности 

      Контроль  осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач.

     Систему органов государственной власти, осуществляющих полномочия по контролю, возглавляет Президент Российской Федерации.

      Осуществляя непосредственный государственный  контроль, президент:

     - во-первых, является гарантом Конституции,  прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации и текущем законодательством порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     -во-вторых, руководит подбором и расстановкой  кадров органов государственной  власти федерального уровня, а  также контролирует деятельность  проводящих подбор кандидатур  должностных лиц. Назначает с  согласия Государственной Думы председателя Правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на пост Председателя Центробанка России и кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, назначает заместителей председателя Правительства и федеральных министров.

     -в-третьих,  согласно Конституции и Указу  Президента Российской Федерации  № 867 от 17 мая 2000 года (в редакции  Указа № 439 от 24 апреля 2002 года) [4], имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и требовать отчета о принимаемых решениях. Вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

     Контроль  от имени и по поручению Президента российской Федерации осуществляют управления, входящие в состав Администрации  президента, созданной на основании Указа Президента в ред. От 30 июня 1997года № 1412 [5]. В состав Администрации Президента входят Главное контрольное управление и его территориальные подразделения (окружные инспекции), Главное управление по вопросам конституционных гарантий прав граждан, Главное управление по вопросам государственной службы, Главное управление по кадровой политике.

     Основной  задачей Администрации Президента Российской Федерации является подготовка для Президента информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, учреждений и организаций по исполнению конституции, указов и распоряжений Президента России, соблюдения ими законов; реализации социально-экономической политики.

     Общий контроль осуществляют Правительство Российской Федерации и Правительства (администрации) субъектов Российской Федерации.

     Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 1997 года) «О Правительстве Российской Федерации» [6] закреплено, что Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации. На своих заседания Правительство заслушивает отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления.

     Правительство может привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.

     Надведомственный  контроль осуществляется для обеспечения  единообразного решения комплексных  задач, касающихся ряда отраслей управления. Данный вид контроля осуществляется органами межотраслевой компетенции, которые координируют и регулируют деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных. Кроме того, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера отраслевые органы также могут осуществлять полномочия по надведомственному контролю.

     К органам, осуществляющим Надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных  ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

     Осуществляющие  Надведомственный контроль органы наделяются соответствующими полномочиями. Они  вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений, организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного контроля могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа, предприятия, учреждения и организации.

     Особым  видом контроля является отраслевой или внутриведомственный контроль, осуществляемый органами отраслевой компетенции  в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Субъектом осуществления отраслевого контроля могут быть руководитель данного органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью специального аппарата (например, инспекции, контрольно-ревизионной службы)

     Внутриведомственный контроль может быть общим, содержанием  которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальными, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию.

     В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства.

     Органы  представительной (законодательной) власти также наделены контрольными полномочиями. Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов федерации осуществляют контроль исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации.

     Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации наделен функциями по политическому контролю – согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации Совет Федерации утверждает Указ Президента о введении чрезвычайного положения, решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности, утверждает кадровые решения Президента РФ. Государственная Дума РФ в соответствии со ст. 103 Конституции РФ дает согласие на назначение председателя Правительства, участвует в назначении Уполномоченного по правам человека, председателя Центрального банка, решает вопросы о доверии Правительству.            [2]

     Особыми видами контрольных полномочий представительных органов власти являются депутатский запрос и депутатское расследование. На основании Регламента Государственной думы в редакции от 6 декабря 2000года № 875 III  ГД депутаты вправе направить запрос в соответствующий государственный орган с целью выяснения соответствия законодательству решения или действия органа управления, предприятия, учреждения, организации.                                                                           [7]

     Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (в редакции от 10 июля 2002 года) «О Счетной палате РФ»[8] в ее полномочия входит аудиторская проверка и ревизии своевременности исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета федерации и бюджетов ее субъектов. Аудиторы счетной палаты, назначаемые в равных долях Советом Федерации и Государственной Думы, осуществляют проверку эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводят проверку законности и своевременности движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных учреждениях Российской Федерации.

     Среди способов обеспечения законности в  государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный  Суд российской Федерации, суды общей  юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы.

     Конституционный Суд российской Федерации  – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства на основании закрепленных в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации» [9] полномочий. Согласно этому Закону Конституционный Суд в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции на всей территории России разрешает дела о соответствии конституции федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства России; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти России и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

     Конституционный Суд разрешает споры о компетенции  между федеральными органами государственной  власти; между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов Федерации; по жалобам на нарушении конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет и иные полномочия, представленные ему Конституцией и другими законами.

     Суды  общей юрисдикции, осуществляя правосудие, рассматривая гражданские, уголовные, административные и иные дела, осуществляют в предусмотренных законом случаях контроль деятельности исполнительных органов. Конституция, гарантируя судебную защиту прав и свобод человека, закрепляет право судебного обжалования решений и действий органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти и их должностных лиц. Судебный порядок рассмотрения жалоб установлен законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866 – I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».                                                                                                    [10]

     Суд при рассмотрении конкретных дел  оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В случае признания актов  органов управления и их должностных  лиц незаконными суд может отменить незаконные акты, признать действия должностных лиц неправомерными.

     Особым  видом судебного контроля является частное определение – форма  правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного  дела нарушения законности в работе того или иного органа управления и соответствующих должностных лиц. Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя, и предусматривает обязанность в месячный срок сообщить суду о принятых по устранению правонарушениях мерах. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

     Контрольные функции суда проявляются и в  гражданском (исковом) производстве, так в основании отдельных споров лежат акты органов управления. Например, суды рассматривают споры по поводу выдачи ордеров на жилую площадь или иски граждан к предпринимателям о снятии дисциплинарных взысканий или восстановления на работе.

Информация о работе Контроль в государственном управлении