Государство организация политической власти, содействующая осуществлению
конкретных общественных интересов в
пределах определённой территории.
Государство — совокупность политических
институтов, главной целью которых является
сохранение целостности общества.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной
целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает
определённый порядок взаимоотношений
между гражданами Государства, и вовлекает
в свою деятельность всё население на собственной и других территориях,
в соответствии с международными соглашениями
Государства. Порядок взаимоотношений
между членами общества и применения власти
определяется конституцией, законами и другими правовыми
документами государства, которые являются частью устройства
государства; а также традициями, сформировавшимися
внутри государства, в исторической действительности.
Основные цели
в современных государствах:
Сохранение
нормальных взаимоотношений между членами
общества, заключающихся в обеспечении
определённого уровня безопасности жизни
и собственности людей, т. е. безопасности
их личной, научной, творческой и коммерческой
деятельности;
Реализация
и сохранение общих для членов общества
материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль,
справедливость, медицина, образование,
дороги, экология.
В лексическом определении (в качестве общедоступного,
разговорного слова):
Государство — это понятие,
которое определяет мировоззрение человека
в быту и отдельных отраслях общественной
науки. В простом и интуитивно очевидном
понимании предмета, государство
представляет собой неделимую совокупность
4-х неотъемлемых составляющих, объединенных
по нормам и правилам внутренних и внешних
взаимоотношений:
1. Географической территории,
2. Владельца (владельцев) этой
территории,
3. Населения этой территории,
4. Органов управления совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца
территории).
Совокупное хозяйство
населения географической территории
формируется из материальных ценностей,
которые по незыблемым естественным
закономерностям обязаны быть общедоступными
для всех живых существ, населяемых
территорию государства, по мере естественной
нужды в этих ценностях.
Такими являются:
- атмосферный общедоступный воздух, необходимый для дыхания;
- общедоступная вода, необходимая для утоления жажды;
- солнечный общедоступный свет, необходимый для зрения и тепла;
- географическая общедоступная территория, необходимая для обитания и коммуникации;
- плодоносная земля, необходимая для естественного произрастания пищи;
- естественные (природные) ресурсы, необходимые для создания предметов быта;
- национальная казна (общий бюджет) необходимая для организации естественной социально-общественной формы жизни в любой политической интерпретации и т. д.
Функции государства
Основная функция государства —
обеспечение комфортного проживания своих
граждан.
С этой целью государство
выполняет ряд задач:
- управление хозяйством и обществом;
- оборона собственной территории.
По мере развития общественных
отношений появилась возможность
более цивилизованного поведения
государства.
Природа государства и
его положение в политической
системе предполагают наличие ряда
специфических функций, отличающих
его от других политических
институтов. Функциями государства называются
основные направления его деятельности,
связанные с суверенитетом государственной власти. От
функций отличаются цели и задачи государства,
отражающие основные направления избираемой
тем или иным правительством или режимом
политической стратегии, средства её реализации.
Классификация функций
государства
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
- по значению: на основные и дополнительные,
- по видимости: на явные и латентные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией
является деление функций государства
на внутренние и внешние.
Внутренние функции
государства:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции
государства:
- Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности,суверенитета и безопасности государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации,
при которой его части являются административно-территориальными единицами и
не имеют статуса государственного образования.
В отличие от федерации, в унитарном государстве
есть единые для всей страны высшие органы
государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Как правило, крупные
по численности населения государства являются федерациями
(Китайская Народная Республика является
исключением). Субъекты федеративного
государства не могут быть унитарными,
поскольку они не имеют суверенитета в
полном объёме, а обладают лишь некоторыми
его признаками.
Основные признаки
унитарного государства
- Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
- Единые для всей страны высшие органы власти;
- Единая система законодательства;
- Единое гражданство;
- Единая денежная единица;
- Единый государственный язык;
- Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Федера́ция (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства,
при которой части федеративного государства
являются государственными образованиями,
обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Основные признаки федеративного
государства
В федеративном
государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы
высших органов власти (федеральные и
субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации
имеют право издавать собственные нормативные
правовые акты учредительного характера
(например, конституции, уставы, основные законы). Они
наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации,
как нередко, имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового
статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект
федерации не имеет права выхода
из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом
международных отношений. Субъекты федерации
могут иметь различные наименования, которые,
как правило, определяются историческими
или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или
федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию
следует отличать от конфедерации, которая является
международно-правовым союзом суверенных
государств. Однако на практике различить
правовую природу тех или иных образований
бывает весьма затруднительно — многие
ныне существующие конфедерации по своему устройству
очень близки к федерациям или даже почти
являются федерациями.
Наиболее общие черты, которые
характерны для большинства федеративных
государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т. д.
- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).
- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
Светское государство — государство, появившееся в
результате отделения церкви, которое
регулируется на основе гражданских, а
не религиозных норм; решения государственных
органов не могут иметь религиозного обоснования.
Законодательство
светского государства может
соответствовать (полностью или
частично) религиозным нормам; «светскость»
определяется не наличием противоречий
с религиозными установками, а свободой
от таковых. Например, запрет абортов является светским
решением, если это обосновывается общегуманистическими
соображениями (точнее — медико-биологической
целесообразностью), а не религиозными
предпосылками.
В светском государстве
каждый человек вправе рассчитывать
на то, что он сможет жить, не обращаясь
к религиозным институтам. Например,
заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой
государства. В светском государстве последователи
всех конфессий равны перед законом.
Большинство мусульманских стран не отвечают
критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально
являются теократическими государствами[1], вконституциях большинства арабских
стран записано, что их законодательство
основано на Коране и шариате, религиозная форма
брака является единственно возможной.
В Малайзии в последние годы произошёл
отход от светского государства (появилась
религиозная полиция, разбирающая дела
мусульман). Из государств с преобладанием
мусульманского населения светскими являются,
например, Турция и ряд стран СНГ. Кроме того, бывают случаи,
когда государство имеет государственную
религию и вместе с тем провозглашает
себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис,
Бангладеш и т.д).
Не полностью
религия отделена от государства
и в Израиле.
Сейчас важное
значение имеет реализация принципа
светскости, что предполагает отделение
государства от религиозных догм,
но не означает удаление религии из
общественной жизни. Принцип светскости
способствует разграничению сфер влияния
государства и религиозных организаций
при сохранении роли государства
как основной формы организации
общественно-политической власти.
В социологической
науке представлена типология светских
и несветских государств по различным
основаниям.
Критерии классификации светских
государств:
1) наличие партнерства
государства и религиозных организаций
2) степень влияния
религии на правовую систему
государства.
Данные критерии
позволяют выделить 4 типа светских
государств: