Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:47, контрольная работа
С формально-юридической точки зрения юридическая ответственность является результатом применения нормы права, прежде всего, ее санкции. Основанием юридической ответственности является правонарушение. При этом необходимо, чтобы в деянии (действии или бездействии) были установлены все элементы состава правонарушения. Юридическая ответственность является мерой государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде ограничений личного, организационного или имущественного характера.
Следует
отметить, что для семейного права
ряда государств характерно главенство
в семье мужа, во многих странах
до сих пор сохраняется
Законодательство большинства государств мира исходит из единобрачия (моногамия), однако до сих пор в отдельных странах Азиатского и Африканского континентов признается многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак. Все эти обстоятельства свидетельствует о дискриминации женщины в семейном праве этих государств. Законодательству и практике ряда стран известны расовые ограничения; не допускаются браки между людьми разной расы или разного вероисповедания.
Все вышеозначенные обстоятельства, так или иначе, накладывают свой отпечаток (порой весьма негативный) на формирование, содержание и регламентацию правоотношений супругов при вступлении в брак, состоянии в браке и при расторжении брака в разных государствах (странах) мира.
Правовая регламентация правоотношений между супругами
Правовой комплекс регулирования взаимоотношений между супругами на территории Российской Федерации состоит из нескольких основополагающих документов. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено в п. 1 ст. 3 Семейного кодекса РФ. При этом семейное законодательство Российской Федерации включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с этим кодексом, а также законы субъектов Федерации. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в т.ч. по вопросам регулирования семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.
Основным источником семейного права Российской Федерации, является Семейный кодекс РФ, он был принят Госдумой 8 декабря 1995 г. Кодекс охватывает очень широкий круг семейных отношений, вмешательство государства в семейные отношения сведено до разумного минимума, а также введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.
В состав источников семейного права России входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом РФ другие федеральные законы.
В п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ говорится, что семейное законодательство включает не только Семейный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ могут регулироваться следующие семейные отношения, но в пределах, установленных Семейным кодексом РФ:
а) Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов Российской Федерации: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК РФ); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК РФ); определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК РФ).
б) Законы субъектов Российской Федерации в области брачно- семейных отношений могут приниматься по вопросам Семейным кодексом РФ не урегулированным. В частности, это – дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством РФ минимальных социальных гарантий и льгот.
Однако в любом случае законы субъектов Российской Федерации, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), так и иным федеральным законам Российской Федерации. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс РФ или федеральные законы Российской Федерации.
Также к нормативным источникам семейного права России относятся такие нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:
а)
Указы Президента РФ, которые согласно
п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны
для исполнения на всей территории
России. В основном указами Президента
утверждаются мероприятия
б) Как следует из п. 3 ст. 3 Семейного кодекса РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно это только в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами Российской Федерации, а также специальными указами Президента России.
Так, к компетенции Правительства РФ относится: определение видов дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК РФ); определение порядка передачи детей на усыновление, осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории России (п. 2 ст. 125 СК РФ); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную семью (ст. 127 СК РФ); определение порядка и размера выплаты опекуну средств на содержание ребенка (ст. 150 СК РФ); определение порядка выплаты и размера средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК РФ) и др.
в) В ст. 3 Семейного кодекса РФ отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия Семейного кодекса РФ. Здесь следует отметить, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ, при этом такие нормативные акты должны соответствовать положениям Семейного кодекса РФ и федеральных законов.
Следует отметить, что Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства на территории Российской Федерации. Например, при расторжении брака имеют значение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» и т.д., и т.п.
К
семейным отношениям на территории Российской
Федерации могут применяться
отдельные положения
Восполнение имеющихся пробелов в семейном законодательстве Российской Федерации посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 Семейного кодекса РФ. При этом под аналогией закона принято понимать решение конкретного дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные (аналогичные) отношения, а под аналогией правa, как правило, понимается решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
Важным аспектом семейного права Российской Федерации является закрепление принципа приоритетного применения правил международного договора, участником-подписантом которого является Российская Федерация, в случае несоответствия ему семейного законодательства Российской Федерации, установленный ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 Семейного кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм:
а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его членов;
б) международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования, заключенные, как с иностранными государствами, так и с международными организациями.
В
случае какого-либо расхождения отдельных
положений семейного
В России признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов – Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Международный пакт «О гражданских и политических правах», Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция «О правах ребенка», Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и др. международных организаций. Среди них особо выделяют международный договор Российской Федерации по вопросам регулирования брачно-семейных отношений – Конвенция стран-участниц СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам».
Таким образом, регламентация супружеских правоотношений осуществляется как на национальном (внутри страны), так и международном уровнях.
Личные и имущественные правоотношения между супругами
Согласно
ст. 161 Семейного кодекса РФ –
личные неимущественные и
В соответствии с Семейным кодексом РФ с момента регистрации брака в органах загса лица, заключившие брак, становятся супругами, и с этого момента между ними возникают личные и имущественные права и обязанности. Причем личные права и обязанности супругов являются прямым следствием заключения брака и определяют основу взаимоотношений супругов в семье. Личные отношения супругов регулируются как правовыми нормами, так и нравственными правилами поведения, поскольку закон предусматривает построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (ст. 1 СК РФ).
Российский закон (ст. 31, 32 СК РФ) содержит только общие принципиальные положения, касающиеся личных прав и обязанностей супругов, которые имеют важное значение для обеспечения равноправия супругов в семье, для защиты личных интересов каждого из них и для надлежащего воспитания детей. Так, согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги пользуются полной свободой выбора рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Каждый из них независимо от воли другого может получить профессию по своему желанию, выбрать место работы или учебы, решить для себя вопрос, где жить и жить ли ему совместно с другим супругом или отдельно от него. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого их них и являются элементами правового статуса гражданина (ст. 19, 27,37 Конституции РФ). Они не могут быть отменены или изменены в связи с вступлением гражданина в брак. При этом несогласие одного из супругов с выбором другого супруга, как правило, правовых последствий не имеет. Однако юридическая свобода должна пониматься и осуществляться супругами на основе взаимного уважения, взаимопонимания и ответственности перед семьей.