Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
анализ законодательной базы по управлению безработицей;
анализ проблем безработицы;
изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81
Проведенный анализ показывает, что в городе Лесосибирске с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.
Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.
Несмотря на различные
модификации структур служб занятости
в различных странах, все они
в той или иной степени исповедуют
принцип «вертикали», укладывая
все «модификации» в
Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.
Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.
Важное значение имеет уровень образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.
Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.
Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.
Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.
Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении.
Вынужденная смена профессии
– явление весьма болезненное
и сложное. Переход от одной деятельности
к другой осложняется тем, что
имевшиеся навыки и оказываются
ненужными, что весьма нерационально,
ибо ведет к значительным потерям,
которые болезненно переживаются человеком.
К смене профессии человек
должен быть психологически подготовлен.
Психологическая готовность к смене
профессии должна базироваться на информационности
о потребностях в кадрах и специалистах
на местном рынке труда, о профессиях,
пользующихся спросом на рынке труда
и о проблемах трудоустройства
различных сферах деятельности, о
перспективности выбранной
Приобретение профессионально-
Такая программа помогла
бы расширить возможности
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
2 Закон о занятости
населения в Российской
3 Трудовой кодекс Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2005. – с. 183
4 Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – с. 37-41.
5 Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости : учебное пособие для вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 190 с.
6 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 407 с.
7 Барсукова, С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство, парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 129-131.
8 Боровик, В.С. Занятость населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2001. – 320 с.
9 Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. – 2005. - №5. – с. 77-84.
10 Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005. - №7-8. – с. 305-325.
11 Буланов, В.С. Рынок труда : учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М. : «Экзамен», 2000. – 448 с.
12 Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. – СПб : Издательство СПб ГПУ, 2003. – 320 с.
13 Винокуров, М.А. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2004. – 656 с.
14 Вишневская, Н. Реформа
законодательства о защите
15 Волгин, Н.А. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М. : Издательство «Экзамен», 2002. – 736 с.
16 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации : учебник / И.Е. Ворожейкин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 176 с.
17 Выборнова, В.В. Муниципалитеты управляют занятостью / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Трудовое право. – 2006. – № 4. – с. 54.
18 Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 412 с.
19 Зотов, В.Б. Муниципальное управление : учебник для вузов / В.Б. Зотова, З.М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 279 с.
20 Иванова, В.Н. Управление
занятостью населения на
21 Ильин, С.П. Рынок рабочих
мест для социально не
22 Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.
23 Морозова, Т.Г. Региональная экономика : учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.П. Поляк и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 519 с.
24 Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. – М. : Наука, 1997. – 85 с.
25 Семенов, А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. – 2002. -№2. – с.40-47.
26 Скутнева, С.В. Социально-правовые аспекты проблем занятости // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – с. 88-90.
27 Старовойтова, Л.Н. Занятость населения и ее регулирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 192 с.
28 Официальный сайт спикера парламента Миронова С.М. www.mironov.ru
29 Министерство региональной политики www.minregion.ru
30 Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» www.vsmsinfo.ru
31 Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2006. - 262 с.
32 Зиброва, Е. Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/.
33 Макаров, Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru.
Приложение 1.
Г. Лесосибирск | ||
2010 год |
2009 год | |
1.Обратилось в поиске работы-всего, чел. |
3907 |
5750 |
2.Признано безработными, чел. |
2571 |
3772 |
3.Трудоустроено службой занятости граждан, чел |
2700 |
2924 |
из них: |
||
трудоустроено безработных, чел. |
1536 |
1573 |
4.Трудоустроено безработных
граждан, испытывающих |
70 |
47 |
5.Трудоустройство безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет
из числа выпускников |
18 |
18 |
6.Трудоустроено подростков в возрасте от 14 до 18 лет, чел |
457 |
450 |
7.Направлено на обучение и переобучение, чел. |
660 |
663 |
8.Социальная адаптация
безработных на рынке труда
(клубы «Навыки эффективного |
115 |
90 |
9.Психологическая поддержка безработных граждан, чел |
370 |
363 |
10.Участвовало в общественных и временных работах, чел. |
586 |
513 |
11.Получили профориентационные услуги, чел |
3254 |
3200 |
12.Получили услуги по содействию самозанятости безработным гражданам , чел. В том числе получили финансовую помощь |
274
156 |
225
137 |
13.Адресная поддержка
при переезде в другую |
43 |
180 |
14.Трудоустроено выпускников
образовательных учреждений на
стажировку в целях |
46 |
4 |
15.Количество оснащенных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, (единиц) |
7 |
- |
16.Количество вакансий, заявленных в службу занятости (единиц) |
4667 |
4216 |
На конец отчетного периода 17.Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете |
837 |
1283 |
из них: |
||
лица, не занятые трудовой деятельностью в трудоспособном возрасте |
837 |
1283 |
Численность безработных: |
814 |
1245 |
из них лица, которые получают пособие по безработице |
735 |
1099 |
18.Уровень безработицы (%) |
1,95 |
2,9 |
19.Наличие вакантных мест на конец периода |
90 |
14 |
Приложение 2
Профессиональный состав безработных граждан по г. Лесосибирску
Наименование профессии, квалификации |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
Бухгалтер |
58 |
67 |
Воспитатель детского сада |
25 |
17 |
Главный бухгалтер |
13 |
23 |
Делопроизводитель |
13 |
6 |
Инженер |
26 |
23 |
Инспектор по кадрам |
21 |
19 |
Кассир |
18 |
13 |
Менеджер |
24 |
17 |
Сестра медицинская |
21 |
22 |
Техник |
40 |
45 |
Учитель |
26 |
33 |
Экономист |
41 |
41 |
Юрист |
27 |
32 |
Кладовщик |
14 |
24 |
Оператор ЭВМ |
64 |
51 |
Повар |
32 |
34 |
Портной |
28 |
31 |
Продавец |
37 |
57 |
Швея |
16 |
14 |
Штукатур маляр |
36 |
40 |
Бульдозеристы |
52 |
52 |
Вальщики, раскряжевщики, чикировщики |
14 |
18 |
Водитель на вездеход, лесовоз |
10 |
16 |
Пилорамщик на вудмайзер |
18 |
13 |
Инженер мастер леса |
4 |
9 |
Рабочий на лесозаготовке |
19 |
16 |
Приложение 3.
Распределение безработных по причинам увольнения по г. Лесосибирску
2009 год |
2010 год | |
1 |
2 |
3 |
-уволившиеся по собственному желанию |
554 |
515 |
-уволенные за нарушения трудовой дисциплины |
1 |
1 |
-уволенные в связи
с ликвидацией организации, |
118 |
121 |
-лица, освобожденные из мест лишения свободы |
1 |
2 |
-выпускники |
14 |
9 |
-выпускники учреждений
высшего профессионального |
61 |
81 |
-выпускники учреждений
среднего профессионального |
148 |
162 |
-выпускники учреждений
начального профессионального |
36 |
81 |
-граждане, уволенные с военной службы |
6 |
10 |
-другие причины |
285 |
215 |
Информация о работе Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения