Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
анализ законодательной базы по управлению безработицей;
анализ проблем безработицы;
изучение практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы;
изучение социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81
С учетом сказанного, к городским поселениям с критической ситуацией в сфере занятости были отнесены следующие населенные пункты:
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы более 7 %;
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы от 5,0 % до 7,0 % и (одновременно) с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 20,0 %;
– с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 50 %.
В соответствии с уточненными критериями в состав общероссийского перечня было отобрано 330 населенных мест, в которых проживает более 5 миллионов человек.
По официальному статусу
эти поселения разбиваются
Помимо того, что населенные
пункты, включенные в Перечень, отличаются
по размеру и категории, они имеют
и различную хозяйственную
– поселения, связанные с
природно-ресурсным
– поселения, монопрофильность которых обусловлена узкоспециализированными предприятиями обрабатывающей промышленности (в том числе и по первичной переработки сырья). В связи с разнообразием отраслевой специализации этого типа городов проблемы в сфере занятости в них также многообразны и сложны. Причинами их возникновения, как правило, служат: общеэкономический кризис в стране, несовершенная государственная налоговая система, разрыв ранее действующих экономических связей (по поставкам сырья и реализации продукции), отсталость применяемых технологий, изношенность основных фондов, не конкурентоспособность и невостребованность продукции, отсутствие квалифицированного управления. В Перечень монопрофильных городов с критической ситуацией в сфере занятости вошло 77 поселений рассматриваемой специализации;
– поселения, в которых
в качестве основных градообразующих
предприятий являются объекты промышленного
комплекса. По характеру специализации
и проблемам эти поселения
примыкают к предыдущей группе, однако,
одной из главных причин кризисного
состояния этих городов стало
обвальное сокращение государственных
заказов на оборонную продукцию.
Кроме того, ситуация в таких городах
усугубляется, как правило, полной неопределенностью
перспектив развития основного производства,
а также крайней
– поселения, специализация
которых обусловлена
– поселения, связанные с обслуживанием различных видов транспорта (главным образом, железнодорожного). Проблемы занятости в этого рода населенных пунктах связаны с падением объема перевозок, разгрузочно-погрузочных и других работ на транспорте. В Перечень было включено 19 транспортных поселений.
К регионам с преобладанием монопрофильных городов отнесены 4 области, 2 республики и один автономный округ. В этих регионах России доля моногородов колеблется от 68% в Нижегородской области до 100% в Чукотском АО.
Одной из главных проблем монопрофильных городов является безработица. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» Минтруду России, Минэкономики России и ряду других министерств и ведомств поручено разработать поэтапно по городам с монопрофильной структурой хозяйства и высоким уровнем безработицы специальные программы создания и сохранения рабочих мест. Для реализации данного постановления в настоящее время по заказу Минтруда России при Минэкономики России («Города России») выполняется работа по подготовке методических рекомендаций по составлению территориальных специальных программ содействия развития занятости в монопрофильных городах. Цель разработки рекомендаций - методическая помощь муниципальным органам в обосновании путей выхода из кризисного состояния и повышения занятости населения, а также в обосновании финансового обеспечения соответствующих мероприятий программы, в том числе и за счет оказания государственной помощи .
Одной из главных задач
программы является стабилизация и
совершенствование
– объективная оценка сложившейся ситуации, анализ и постановка диагноза, установление причин, приведших город к кризисной ситуации;
– оценка благоприятных и лимитирующих факторов дальнейшего развития города;
– подход к городу не как к автономному, изолированному образованию, а как части региона и страны, а во многих случаях – как к фокусной точке территории («малой столице»);
– особое внимание уделить
формированию в городе среды благоприятной
для привлечения инвестиций, функционирования
субъектов хозяйственной
– обеспечение информационно-
Важное значение для осуществления программных материалов имеет правильный отбор мероприятий для их поэтапной реализации.
В качестве основных критериев
для обоснования этапов и соответствующих
мероприятий могут служить: повышенная
актуальность, определяемая, прежде всего,
уровнем социальной напряженности;
возможность финансового
Применительно к первому этапу (в условиях дефицита финансовых возможностей) целесообразно:
– максимально использовать (с учетом потребностей рынка) возможности существующих предприятий, во многих случаях для их «оживления» достаточно скромных ресурсов для пополнения оборотных средств;
– развитие малого и среднего предпринимательства, особенно сфер деятельности, ориентированных на использование местных возможностей и предпосылок, дающих быстрый оборот капитала и рост мест приложения труда;
– налаживание внутригородской и внутрирайонной межотраслевой кооперации, расширение сферы межселенного обслуживания;
– формирование системы прогнозно-проектных материалов, обеспечивающих проектное сопровождение мероприятий следующего этапа;
– заблаговременная подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций, намечаемых к развитию (размещению) в городе;
– осуществление не капиталоемких мер по повышению привлекательности городской среды;
– проведение комплекса традиционных мероприятий по улучшению занятости населения и его социальной защите.
Применительно к последующему этапу (в условиях расширения инвестиционных возможностей) приоритетное внимание может быть отдано мероприятиям, обеспечивающих проведение диверсификации, перепрофилированию и реструктуризации экономической базы, а также существенному повышению качества и привлекательности городской среды.
Духовный мир современного
горожанина характеризуется сложным
переплетением различных
Специфическая социокультурная среда монопромышленного города играет значительную роль в иерархизации ценностных ориентации населения. Градообразующее предприятие преднамеренно направляет, культивирует определённую систему ценностей и жизненные приоритеты.
В заключение следует отметить, что формирование общероссийского перечня монопрофильных городов и других населенных мест с кризисной ситуацией, а также разработка конкретных программ и мер государственной поддержке позволит обеспечить существенное снижение социальной напряженности и повышение роли этих населенных мест в подъеме экономики России .
Рынок труда представляет собой
совокупный спрос и предложение
рабочей силы, который за счет взаимодействия
этих двух составляющих обеспечивает
размещение экономически активного
населения по сферам хозяйственной
деятельности в отраслевом, территориальном,
демографическом и
Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда:
Исследование всех этих факторов позволяет определить взаимосвязи между ними и ситуацией на рынке труда:
Все эти факторы и «порождаемые» ими тенденции в совокупности определили достаточно быстрый «скачок» безработицы в условиях формирования рынка труда.
Коротко рассмотрим, деятельность города Лесосибирска и предприятия являющиеся градообразующим для данного моногорода. Город Лесосибирск Красноярского края находится в 300 километрах севернее Красноярска на берегу реки Енисей, чуть ниже впадения в него Ангары, входя в состав региона, называемого Нижним Приангарьем.
Лесосибирск, в силу ряда факторов, является ключевым звеном, плацдармом для развития Нижнего Приангарья:
Через Лесосибирск проходит направленная на север края автомобильная трасса республиканского значения, он является конечным пунктом железной дороги (пропускная способность станции 2,5 млн.тн. в год), имеет на территории мощный речной порт, способный перерабатывать в год более миллиона тонн грузов. Енисеем город связан с Северным Морским путем, Ангарой - с районами Приангарья.
Промышленный потенциал города выражается наличием нескольких лесопильных предприятий, два из которых входят в число крупнейших лесоэкспортных предприятий России:
Информация о работе Проблема безработицы г. Лесосибирска и пути ее решения