Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа
Местное самоуправление как уровень публичной власти наиболее приближенно к населению. В субъектах российской федерации формируются новые системы органов муниципальной власти, которые в наибольшей мере ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения, на повышение его социальной активности, а также на наиболее полную реализацию созидательного потенциала самоорганизации и самоуправления всех членов местного сообщества. Это актуализирует задачу формирования качественного нового кадрового состава муниципальной службы.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………….….…..……..….3
ГЛАВА 1. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Кадровый потенциал: понятия, сущность, основные характеристики……………………………………………………..5
Воспроизводство кадрового потенциала………………………...9
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (на примере города Тюмени)
2.1. Социальные факторы формирования профессионального потенциала муниципальных служащих…………………………14
2.2. Индикаторы профессионального потенциала муниципальных служащих…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы и пути решения формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы в современных условиях………………………………………………………...…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………...…….………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………….…………………....40
Академия государственной службы при Президенте РФ, деятельность которой пронизывает все уровни власти. Подготовка кадров проходит как в Москве, так и в регионах, где имеются соответствующие филиалы Академии. При этом необходимо четко отслеживать потребности, как отдельных субъектов Федерации, так и общую потребность в определенных кадрах, и не допускать дублирования отдельных направлений. Набор специальностей для каждого региона должен быть свой, в зависимости от имеющихся потребностей. Каждый субъект отличается друг от друга по своей хозяйственно-экономической деятельности и это отличие должно быть заметно и в проводимой в регионе кадровой политике. Следовательно, необходимо периодически проводить исследования, направленные на выявление потребностей данного региона в конкретных специалистах. Взять, например области Черноземья, где имеется мощный агропромышленный комплекс, в соответствии, с потребностью которого и необходимо готовить специалистов в области сельского хозяйства. Целесообразно наладить систему взаимодействия между регионами по востребованности той или иной номенклатуры кадров. Отсюда и уровень внимания власти к вопросу формирования и развития своего кадрового потенциала. Он легко просматривается в зависимости от уровня должности первого руководителя, непосредственно отвечающего за кадровую политику в области. Все чаще мы замечаем, что данное направление выносится на уровень заместителя губернатора по кадровой работе, что совершенно правильно, так как в конечном итоге «кадры решают все». В условиях реформирования экономики значение кадровых органов огромно, и
именно этим органам следует отдавать приоритет при построении схемы
управления областью.
В настоящее время, когда идет процесс перераспределения полномочий от федерального Центра на региональный и местный уровни, на эти два уровня власти ложится основная тяжесть в решении вопросов управления кадровым потенциалом. Задачей территориального управления кадровым потенциалом является изыскание способов повышения творческого, интеллектуального потенциала людей, направления их действий на развитие экономики региона, оптимизацию структур и механизмов управления в зависимости от сложившегося менталитета территорий. Исходя из конкретных геоэкономических и геополитических предпосылок, зная какие силы и интересы действуют в регионе, возможно при помощи эффективной кадровой политики воздействовать на умонастроение и поведение местных жителей. Тот факт, что без удовлетворения все более широкого круга материальных, социальных и духовных потребностей большей части населения невозможно нормальное развитие государства и тем более его жизнеспособности в мировой экономической системе, стало экономической аксиомой. В условиях постиндустриального развития всякое обновление носит черты интенсивного, качественного развития. Можно проследить, что все крупные экономические преобразования имеют общий корень, глубинную первопричину, которая в своем развитии определяется как сущность всей системы новых экономических явлений,
так и отражающих их экономических категорий. Эта причина заключается в существенном изменении характера воспроизводственного взаимодействия составляющих элементов первичной экономической категории - производительных сил: человеческого фактора и материально-вещественных факторов. Экономические характеристики взаимосвязей между кадровым потенциалом и материально-вещественной составляющей производства представляют самую простую и глубинную пропорцию воспроизводственного процесса. Главенствующая черта всего нынешнего развития экономики состоит в усилении роли качественных изменений, всестороннего роста дифференциации во всех звеньях воспроизводственной цепи, ускорение процессов ломки старого и, соответственно, обновления и динамизма преобразований в целом. Это экономическое развитие возможно лишь на основе всестороннего повышения роли человека как активного и преобразующего элемента производительных сил. При переходе к современной стадии развития России происходит смена экономических парадигм. Раньше в качестве опорного определяющего экономического элемента экономического потенциала выступала материальная база, производственный аппарат. На этом представлении базировалась развитая система анализа воспроизводственных процессов, в том числе и подход к экономической эффективности.
В новой экономической парадигме в центр анализа ставится способность экономики к качественным и структурным сдвигам, которые прямо и непосредственно заложены в кадровом потенциале, а, следовательно, в тех видах экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают его развитие, совершенствование и эффективное использование. В то же время известно, что понимание ведущей роли человека в экономическом развитии - одна из важнейших идей политической экономии, в которой человек выступает как «главная производительная сила», цель, основа и движущая сила общественного исторического процесса. Положение изменилось, когда начался длительный исторический период быстрого роста материального накопления, в результате которого создавалась иллюзия того, что оно полностью определяет процесс воспроизводства кадрового потенциала. В этих условиях причины трудностей и конфликтов, связанных с развитием кадров, переводились во внеэкономическую плоскость: в педагогические, воспитательные, правовые сферы, в компетенцию религиозных и других идеологических учреждений.
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
(на
примере г. Тюмени)
2.1. Социальные факторы формирования и развития профессионального потенциала муниципальных служащих.
Реализация достижений научно-технического прогресса, масштабные и неоднозначные экономические и политические преобразования неизменно отражаются на профессиональном потенциале общества, что вызывает необходимость фундаментального образования, мобильности и творческой активности его носителей. К объективным факторам, оказывающим влияние на трансформационные изменения профессионального потенциала муниципальных служащих можно отнести также смену парадигмы развития современного общества, изменения в социальной структуре общества, современной системе мотивации и ценностей в обществе. Преобразованная экономическая сфера, изменения характера собственности, формирование новых моделей экономического поведения усложнили процесс адаптации к рыночной системе, поставили муниципального служащего в ситуацию острой необходимости выбора путей и способов оптимизации муниципального управления. В социально-политической сфере трансформационные изменения, отражаются, прежде всего, на тех, кто становится частью этих изменений, претворяя в жизнь эти реформы на местах, обеспечивая жизнедеятельность местного сообщества - муниципальных служащих.
Статусные характеристики муниципальных чиновников достаточно четко определены в нормативных актах, в них закреплены права и обязанности муниципальных служащих, квалификационные требования, предъявляемые к ним, задачи и функции муниципальной службы. Исследователи профессиональной компетенции государственных и муниципальных служащих делают предметом своих исследований, прежде всего, знания, умения, навыки чиновников.
Одним из ведущих социальных факторов воздействия на формирование потенциала профессиональной группы муниципальных служащих является состояние и динамика развития человеческого потенциала.
Исследованием этого индикатора занимаются специализированные институты, в том числе и под эгидой ООН. Под человеческим потенциалом имеется в виду целостная социетальная характеристика, отражающая важнейший фактор жизнеспособности общества, - его готовность и способность к саморазвитию, к активному ответу на множественные вызовы современности. Эта обобщающая характеристика охватывает как характер национальной культуры, так и личностные качества составляющих общество индивидов.4
Важными
характеристиками человеческого потенциала
являются: численность и социально-
В качестве же факторов, определяющих уровень человеческого потенциала разных обществ, выступают: характер и содержание общественного труда, степень интеллектуализации производства, доля наукоемких технологий, состояние науки, образования, культуры, искусства, благосостояние и качество жизни граждан, количество и использование их свободного времени, насыщенность образа жизни.
Используемое в литературе понятие «личностный потенциал» - это сложная система характеристик связанная с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой. Именно эти характеристики делают устойчивым такое психологическое образование как личность. Однако сложность и многомерность этих характеристик затрудняют практическое использование понятие личностный потенциал. Поэтому иногда видят выход в использовании понятии «психофизиологический потенциал», преимущественно для определения физических и психофизических возможностей человека в экстремальных условиях деятельности, например в спорте, или космических полетах. Личность изучается через раскрытие познавательного, ценностного, творческого и других видов ее потенциалов. Они оцениваются, прежде всего, по результатам деятельности, достижениям человека, исходя из принципа единства личности человека. При этом понятие «потенциал» охватывает качественный аспект, а деятельность соответствует процедурно -деятельностному аспекту. Следовательно, возможно понимание потенциала как «энергетического» ресурса человека, его «запасов», «возможностей». Профессор В.Н. Марков определяет потенциал человека как «систему его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направляемой на получение социально значимых результатов».
Следует
согласиться с мнением
Человеческий потенциал крупной социальной общности не является суммой потенциалов или реальных возможностей отдельных личностей. Это не интеграция личностных потенциалов, а некоторая другая сущность, в значительно меньшей мере определяемая психологическими и индивидуально-личностными факторами. Этот феномен социален и по происхождению и по проявлениям «Понятие человеческий потенциал концентрирует внимание не на достигнутом уровне развития общества, а в первую очередь на присущем ему внутреннем динамизме, способности к саморазвитию, усилению своей роли в мировом сообществе. Тем самым центр тяжести переносится с оценки фактически реализовавшейся ситуации на вероятность ее изменения… Человеческий потенциал – это проблема перспективы оценки возможностей человеческого развития и управления» Человеческий потенциал неразрывно и двусторонне связан с деятельностью, которая, с одной стороны, лежит в основе его формирования, а с другой – служит формой его реализации. По мнению В.Ж. Келли, в процессе формирования «человеческого потенциала» создаются условия, предпосылки, основания, на которых «произрастает» человек с его способностями к действию. Здесь движение идет от общества, его компонентов к человеку. Когда же возникает проблема реализации человеческого потенциала, движение идет в обратном направлении – от человека к обществу. Акцент делается не на анализе условий, а на человеческой активности самовыражении человека, проявлений его способностей, уровня его знаний и умений, культуре, психологии личностных качеств.6
Состояние человеческого потенциала, по нашему мнению, является исходной фундаментальной социальной основой для характеристики трудового, кадрового и профессионального потенциала общества.
При рассмотрении трудового потенциала региона, учитывается социально-демографическая структура и фактически и практически сложившаяся занятость населения, природная среда, уровень ее освоения и хозяйственного использования, структура хозяйства, уровень технической оснащенности производства, степень средней умелости работников и исторически накопленный опыт населения, уровень развития отраслей непроизводственной сферы и обслуживания населения. Перечисленные элементы территориальной организации трудового потенциала в основном охватывают его главные слагаемые, которые нуждаются в дополнении и детализации. При анализе трудового потенциала следует учитывать особенности материальных и духовных потребностей населения региона и муниципального образования, которые воздействуют на распределительные отношения, стимулирующий трудовую деятельность людей.
Информация о работе Проблемы и пути решения кадрового потенциала местного самоуправления