Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
Переход от централизованно-планируемой модели экономического развития к рыночно-ориентированной предполагает качественное изменение всех структур экономической системы, в том числе и банковской, являющейся одним из ее элементов.
Введение………………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование банковской системы стран
1.1. Основные этапы развития банковской системы РФ…………….….5
1.2. Нормативно-правовые базы регулирования банковской деятельности………………………………………………………………….…10
1.3. Особенности развития банковской системы в РФ…………………14
Глава 2. Банковской система Российской Федерации
2.1. Элементы и признаки банковской системы Российской Федерации………………………………………………………………………16
2.2. Проблемы функционирования банковской системы России……..23
Заключение…………………………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………………………..34
Сформированная в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-административная система управления экономикой потребовала скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имеющую аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о "едином банке".
Заключительным аккордом реорганизации банков под командно- административную систему явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. Об организации специальных банков долгосрочных вложений.
Им
был завершен начатый в 1927-1928 гг.
процесс превращения
Следовательно
банки страны - Госбанк и специальные
банки - не просто оказались поставлены
на службу командно-административной
системе управления экономикой, а
были превращены в один из обязательных
и важнейших элементов этой системы.
В последующие два десятилетия
банки страны совершали свою деятельность,
не подвергаясь сколько-нибудь существенным
реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк
был переименован в Банк финансирования
капитального строительства торговли
и кооперации Торгбанк. Во второй половине
50-х годов серьезные
Государственные
трудовые сберегательные кассы имели
к началу 1986 г. весьма разветвленную
сеть - 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство
их деятельностью осуществлял
Была
создана система банков в следующем
составе:
-Государственный
банк СССР (Госбанк СССР);
-Агропромышленный
банк СССР (Агропромбанк СССР);
-
Промышленно-строительный банк
-
Банк жилищно-коммунального
-Банк
внешнеэкономической
-
Банк трудовых сбережений и
кредитования населения СССР (Сбербанк
СССР).
Реорганизация
системы банков не затронула системы
безналичных расчетов с помощью
межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные
расчеты между предприятиями
и организациями продолжались к
тому, что расчеты значительно
замедлились, резко возросли остатки
по счетам невыясненных сумм (что было
вызвано несовершенством
На
рубеже 80-х 90-х годов в общественном
мнении стала утверждаться мысль
о необходимости перехода к рыночной
экономике. На фоне ожесточенной идеологической
дискуссии вокруг данной проблемы стали
создаваться первые негосударственные
коммерческие и кооперативные банки.
Тем самым возникло качественно
новое направление формирования
банковской системы. Идеологически
и экономически была подготовлена почва
для возрождения коммерческих банков,
судьба которых, казалось бы, бесповоротно
определилась в момент их полной ликвидации
при переходе к командным методам
управления экономикой.
1.2.
Нормативно-правовые
базы регулирования
банковской деятельности.
Как мы уже подчеркивали, современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Рассмотрим этот пласт нормативных актов, выстроив четкую иерархию.
Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона:
В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) Закон «О ЦБР» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Подчеркнем, что 10 июля 2002 года был изложен в новой редакции. Заметим, что последние десять-тринадцать лет законодательство о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.
Второй по значению - "Федеральный закон О банках и банковской деятельности (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002г.). Закон «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту - Закон «О банках…» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.3
Помимо
названных законодательных
Наряду
с законодательными актами, правовое
регулирование банковской деятельности
строится и на подзаконных нормативных
актах. В частности можно выделить:
-
Указ Президента РФ от 10 июня 1994
г. N 1184 "О совершенствовании работы
банковской системы Российской
Федерации" (с изменениями от 27
апреля 1995 г.)
-
Постановление Правительства
-
Распоряжение Правительства РФ
от 2 апреля 2002 г. N 454-р О прекращении
участия федеральных
Огромную
роль, на современном этапе развития
законодательства о банках и банковской
деятельности играют ведомственные
акты ЦБР. В этой связи, одним из элементов
особого публично-правового
Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР".
Осуществление
нормотворческой функции
Официальные
разъяснения Банка России по вопросам
применения его собственных нормативных
актов являются актами их толкования
и принимаются в случаях
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Важно
подчеркнуть, что нормативные акты
Банка России должны быть зарегистрированы
в Министерстве юстиции Российской
Федерации в порядке, установленном
для государственной
Не
подлежат государственной регистрации
нормативные акты Банка России, устанавливающие:
-
курсы иностранных валют по
отношению к рублю;
-
изменение процентных ставок;
-
размер резервных требований;
-
размеры обязательных
-
прямые количественные
-
правила бухгалтерского учета
и отчетности для Банка России;
-
порядок обеспечения
Также
не подлежат государственной регистрации
иные нормативные акты Банка России,
которые в соответствии с порядком,
установленным для федеральных органов
исполнительной власти, не подлежат регистрации
в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В качестве примера действующих актов ЦБ России можно выделить:
-
Указание оперативного
-
Указание ЦБР от 31 марта 2000 г. N
766-У "О критериях
-
Инструкция ЦБР от 24 августа 1998
г. N 76-И "Об особенностях
-
Письмо ЦБР от 11 сентября 1998 г. N 218-Т
"О порядке осуществления
В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия "совместных" подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной исполнительной власти.
В таком "коллективном правотворчестве" участвует и Центральный банк.
Еще раз подчеркну, что при применении на практике норм изложенных в ведомственных актах ЦБР и совместных актах, необходимо учитывать, что данные акты не должны противоречить действующему законодательству РФ.
В
заключение отмечу, что заниматься нормотворчеством
в части банковского законодательства
вправе только федеральные органы власти.
Из положений Конституции РФ (ст.71) вытекает
однозначное правило о том, что банковское
законодательство относится к исключительному
ведению Российской Федерации, а значит,
субъекты РФ заниматься нормотворчеством
в этой сфере не могут.
1.3.
Особенности развития
банковской системы
в РФ.
Банковская система России после кризиса 1998г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и отечественными кредиторам, восстановления доверия населения, реструктуризации и рекапитализации банковской системы.
Еще
осенью 1998 г Банк России предложил
определенные подходы к решению
проблемы реструктуризации банковской
системы, выступив с концепцией новой
структуры банковской системы. Позднее
его позиция была развита в "Программе
неотложных мер по реструктуризации
банковской системы Российской Федерации",
направленной в правительство в
октябре 1998г. Суть этой позиции состояла
в определении банков федерального
значения (которые, в свою очередь, делились
на банки с государственным
Информация о работе Развитие банковской системы в России и ее элементы