Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

е) эффективность;

ж) ответственность.

Министерство края осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления. В системе исполнительной власти края министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов исполнительной власти края.

Осуществление самостоятельного правового регулирования предполагает издание обязательных для исполнения на территории края органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Министерство края может осуществлять контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) оказывать государственные услуги в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) управлять государственной собственностью.

Служба края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления.

Осуществление контроля и (или) надзора предполагает:

а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением  общеобязательных правил поведения;

б) выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного  вида деятельности и (или) конкретных действий организациями и гражданами;

в) регистрацию актов, документов, прав, объектов.

Агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью.

Органы исполнительной власти края могут иметь территориальные подразделения (например, такие подразделения имеются в Агентстве записи актов гражданского состояния края).

5. Структура и штаты  органов исполнительной власти.

 

Структура органов - это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы) взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений.

Организационная структура  органа предопределяется тем, какие  задачи и функции возлагаются на него, для каких целей он создан. Структура должна обеспечить максимальную эффективность его работы. Недостатки структуры отрицательно сказываются на его функционировании.

Типы  структур:

а) линейная структура - наиболее простая. Один субъект ведает всеми функциями управления, у одного объекта один субъект,

б) функциональный тип  структуры - функции органа управления делятся между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции. Недостатки: распыленность, несогласованность, множественность указаний для объекта. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность.

в) отраслевой или производственно-отраслевой тип структуры - в рамках органа, руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или группами объектов.

В принципе аппарат  почти любого органа включает следующие структурные подразделения:

а) руководство, (директор, ректор, замы),

б) отраслевые подразделения (главные управления, отделы, факультеты),

в) функционально-отраслевые отделы,

г) обслуживающие подразделения (канцелярия, машбюро, хозяйственное управление).

Кроме традиционных появляются новые типы структур, поскольку основное требование в современных условиях - гибкость. В основу передового мирового опыта положен принцип минимакса - структура должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения максимального количества задач при возможных изменениях внешней среды.

Прогрессивным считается создание не столько стационарных (постоянных, формальных), сколько нестационарных (временных, программно-целевых структур). Управление проектами. Управление считается более эффективным не в иерархических, а в инновационных, обучаемых структурах (условно - пирамида и молекула). Дивизиональные структуры - обладающие автономией подразделения.

Структура и штаты  управления - взаимосвязанные понятия. Штатная численность - количество работающих, закрепленное официально. Штатное расписание - акт, в котором указаны перечень структурных подразделений, перечень и количество должностей с указанием должностных окладов. Типовые штаты - для типичных органов, типовые показатели. Очень важно - кто утверждает структуру и штаты. Это показатель самостоятельности или зависимости.

 

 

 

 

 

15. Принципы организации и деятельности  органов исполнительной власти.

 

Организационная структура – это совокупность внутренних частей органа, каждая из которых имеет определенную компетенцию. Каждый орган наделяется подразделением, а личный состав органа распределяется по организационным ячейкам. Основа структуры – структурное подразделение, т.е. обособленная часть аппарата органа в организационном и правовом отношении. Структурное подразделение находится в подчинении у руководства органа, а ему могут быть подчинены другие органы управления или предприятия (учреждения) полностью или по отдельным функциям управления. Большое влияние на организационную структуру оказывают различные обстоятельства – отраслевая структура управления, территориальное размещение предприятия и учреждения, квалификация личного состава и др. Это всё определяет, какой структура должна быть, ее тип или вид состоявшейся структуры; объем полномочий основных структурных подразделений органа.

 

Виды и типы организационных структур:

1.Линейный тип. Применяется для несложной организации управления. Устанавливаются прямые организационные отношения без посредства структурных подразделений между руководством органа и объектом управления. Функциональный тип. Структурное подразделение аппарата органа создается для реализации какой-либо одной функции (планирование, контроль и т.д.) и наделяется распорядительными полномочиями в отношении предприятий и учреждений. Его недостатки: большое количество структурных подразделений, трудности в установлении личной ответственности работников аппарата и т.д.

Производственно-отраслевая структура. Ее основные структурные подразделения являются главными в управлении, в подчинении каждого из которых находятся предприятия и учреждения  по списку, утвержденному руководством органа. Управление руководит подчиненными, всеми функциями управления и несет ответственность перед руководством.

Производственно-территориальный  тип действует в меньших территориальных масштабах, чем сам орган, в аппарате которого они состоят.

а) отраслевой,

б) территориальный,

в) линейный. Для линейной власти характерно следующее:

-она широка по объему, охватывая  многие функции административной  деятельности (полифункциональная);

-включает в себя право непосредственного  распоряжения людьми, ресурсами, деятельностью;

-это постоянная систематическая  организация;

-она вправе поощрять и вместе  с тем применять дисциплинарные  взыскания или ставить вопрос  об их применении;

-связана с ответственностью  за состояние подчиненного объекта.

Линейный руководитель, как правило, бывает один. Линейным системам присуще прямое подчинение. Субъект власти вправе принимать  нормативные или индивидуальные акты, давать задания, решать структурные  и кадровые вопросы, распоряжаться  материальными и иными ресурсами, непосредственно руководить деятельностью, поощрять, осуществлять дисциплинарное принуждение или обладает несколькими из названных полномочий. Линейное руководство всегда основано на прямом подчинении.

г) функциональный. Функциональная подчиненность чаще всего означает, что субъект власти в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение или наделяется хотя бы одним из названных полномочий. Возникает отношение типа «инспектор-контролируемый». Функциональная власть может быть ограничена рамками ведомства или иметь межведомственный характер. Функциональное руководство осуществляется в отношении функционально подчиненных при отсутствии организационного подчинения.

 

 

 

16. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус.

 

Правительство осуществляет исполнительную власть РФ, организация  и полномочия закреплены в Конституции  и в ФКЗ.

Правительство руководствуется  принципами верховенства Конституции  РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав, свобод человека и гражданина.

 

Правовое положение  российского Правительства регулируется Конституцией РФ, принятым в 1997г. ФКЗ  «О Правительстве РФ», другими законами, а также указами главы гос-ва.

Правительство – центральный, федеральный, коллегиальный  орган исполнительной власти общей  компетенции, подчиненный Президенту РФ.

Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и  федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия ГД РФ. По представлению Председателя Правительства Президент назначает других членов Правит-ва. Конституция не устанавливает срока функционирования федерального Правительства, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку. Как центральный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, оно наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны.

1.Правительство разрабатывает  проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен….

2.Правительство подготавливает  программы социального развития, обеспечивает проведение в РФ  единой гос-ой политики в области культуры,  науки, образования, здравоохранения, соц.обеспечения, экологии.

3.Важное направление  деятельности Правительства –  осуществление мер по обеспечению  прав и свобод граждан, укреплению  режима законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Таким образом, Правительство  РФ решает три группы задач: экономические, социально-культурные, административно-политические.

Правительство принимает  постановления. Председатель Правит-ва в неотложных случаях издает от его имени распоряжения. Нормативные акты Правит-ва вступают в силу а всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное.

 

Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти.

Правительство реализует  свои полномочия через правовые акты; на основе Конституции РФ, законодательстве и нормативных указов Президента Правительство издает постановления (носят нормативный характер) и распоряжения (не нормативный характер) и обеспечивает их исполнение. Они подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению, датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления, за исключением некоторых, подлежат официальному опубликованию не позднее 15-ти дней со дня их принятия, а при необходимости немедленно доводятся до всеобщего сведения через СМИ.

 

 

17. Федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы.

Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня:

1. федеральные органы  исполнительной власти РФ,

2. органы исполнительной  власти субъектов РФ.

Особый вопрос о полномочиях  Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: - по формированию, - по функционированию.

Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства,

б) службы,

в) агентства.

Основное отличие –  федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет.

Ранее - министерства и ведомства.

Понятие ведомства многозначно:

1) в указанном смысле (орган, отличный от министерств),

2) все центральные органы - родовое понятие

3) специальные ведомства  (при правительстве)

Д.Н. Бахрах: ведомство - система центрального органа специальной компетенции и подчиненных ему организаций.

1) Министерство - единоначальный орган, структура - руководство (министр, замы, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения.

Указ Президента от 9 марта 2004 г. (с изм. от 20 мая 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральное министерство осуществляет следующие функции:

а) по выработке государственной политики (разработка концепций, стратегии развития, целевых программ),

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"