Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

б) коллегиальный,

в) принцип сочетания  коллегиальности и единоначалия.

Действующая система  органов исполнительной власти

 

Система органов исполнительной власти в РФ включает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

1.Федеральные органы исполнительной власти:

- Правительство РФ, федеральные  министерства,

- федеральные службы, федеральные агентства. 

В последнее время  учреждено несколько государственных комитетов со специальным характером компетенции.

2. Органы исполнительной  власти субъектов РФ.

На этом же уровне - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Органы, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

3. На уровне муниципальных  образований - местные органы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Действующая система органов исполнительной власти. Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня:

1. федеральные органы  исполнительной власти РФ,

2. органы исполнительной  власти субъектов РФ.

Особый вопрос о полномочиях  Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: - по формированию, - по функционированию.

Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства,

б) службы,

в) агентства.

Основное отличие – федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет.

Ранее - министерства и ведомства.

Понятие ведомства многозначно:

1) в указанном смысле (орган, отличный от министерств),

2) все центральные  органы - родовое понятие

3) специальные ведомства  (при правительстве)

Д.Н. Бахрах: ведомство - система центрального органа специальной компетенции и подчиненных ему организаций.

1) Министерство - единоначальный орган, структура - руководство (министр, замы, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения.

Указ Президента от 9 марта 2004 г. (с изм. от 20 мая 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральное министерство осуществляет следующие функции:

а) по выработке государственной политики (разработка концепций, стратегии развития, целевых программ),

б) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц);

в) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Первые две  функции – направленная вовне исполнительной власти деятельность, третья – управленческая функция внутри системы исполнительной власти.

Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в  состав Правительства Российской Федерации.

Полномочия:

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.

2) Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

а) по контролю и надзору в установленной сфере деятельности,

б) специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Содержание деятельности службы - функции по контролю и надзору:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения;

- выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты

3) Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции:

а) по оказанию государственных услуг,

б) по управлению государственным имуществом,

в) правоприменительные  функции, за исключением функций  по контролю и надзору;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Под функциями  по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993 года «О некоторых мерах по усилению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советов Министров республик в составе РФ, администраций краев и областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения».

Территориальные органы федеральных органов входят в систему органов исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы  исполнительной власти субъектов РФ (на примере Красноярского края).

Основы  организации и деятельности исполнительной власти края определены Уставом Красноярского края (принят 5 июня 2008 г.) и Законом Красноярского края от 10 июля 2008 г. «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Указ Губернатора Красноярского Края «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края». В систему исполнительной власти входят:

1) Губернатор – высшее должностное лицо субъекта РФ, возглавляет исполнительную власть края (ст. 85 Устава Красноярского края).

Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края (ст.95 Устава края). В соответствии с Положением об Администрации Губернатора, утвержденным Указом губернатора от 10 июня 2008 г., Администрация Губернатора является государственным органом Красноярского края, но не имеет статуса органа исполнительной власти края.

2) Правительство края – высший постоянно действующий орган исполнительной власти края. Это орган общей компетенции, возглавляющий систему краевых органов исполнительной власти специальной компетенции.

Правительство края состоит  из председателя Правительства края, заместителей председателя Правительства края, руководитель Администрации Губернатора края, заместители Губернатора края, министры края. Председатель Правительства края и руководитель Администрации Губернатора края являются первыми заместителями Губернатора края.

Всех членов Правительства  края назначает Губернатор края на срок своих полномочий. Председателя Правительства, руководителя Администрации Губернатора, министра края, осуществляющего государственное управление в области экономического развития, министра края, осуществляющего государственное управление в области финансов, заместителей председателя Правительства, координирующих деятельность этих министров, Губернатор края назначает по согласованию с Законодательным Собранием края.

Правительство края осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

а) законности;

б) обеспечения прав и  свобод человека и гражданина;

в) гласности;

г) сочетания коллегиальности  и единоначалия;

д) эффективности;

е) ответственности;

ж) разграничения компетенции  и исключения дублирования полномочий между органами исполнительной власти края;

з) взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления.

Основной организационной  формой деятельности Правительства  края являются заседания. Основной публично-правовой формой деятельности Правительства  края является издание и принятие правовых актов - постановлений и распоряжений.

3) Иные  органы исполнительной власти Красноярского края – это:

а) министерства края;

б) службы края;

в) агентства края;

г) Региональная энергетическая комиссия края;

д) Постоянное представительство  края при Правительстве РФ;

е) управление делами Губернатора и Правительства края.

Структура исполнительных органов государственной власти Красноярского края определяется указом Губернатора края (действующая – указом от 10 июля 2008 г.). Органы исполнительной власти края формируются Правительством края в соответствии с данной структурой.

Органы исполнительной власти могут находиться в подчинении Губернатора края или Правительства края. Службы и агентства, которые подчинены Правительству края, могут находится в его непосредственном ведении или в ведении соответствующего министерства. Положения обо всех органах утверждаются Правительством края.

Принципы формирования органов исполнительной власти края:

а) наделение полномочиями, закрепленными действующим законодательством за органами исполнительной власти края;

б) эффективное распределение  функций между органами исполнительной власти края;

в) устранение дублирования функций между органами исполнительной власти края;

г) исключение функций, не свойственных органам исполнительной власти края.

Принципы деятельности:

а) законность;

б) обеспечение прав и  свобод человека и гражданина;

в) подконтрольность и  подотчетность Губернатору и  Правительству края;

г) гласность;

д) единоначалие;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"