Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Содержание административно-правового статуса: отраслевая право - и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.

Административная правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.

Административная правоспособность не может быть отчуждаема и передаваема.

Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, права охоты или права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения предусматривает возможность ограничения правоспособности в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать человек, однако, это не значит, что он реально обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Административная дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

В отличие от правоспособности момент возникновения четко и  единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление отдельных прав может быть обусловлено возрастом. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет, право на пенсию – с 60 лет. Школьники обладают определенными правами и обязанностями в учебном процессе, могут самостоятельно обратиться за медицинской помощью или с жалобой на нарушение своих прав в комиссию по делам несовершеннолетних, к Уполномоченному по правам ребенка и т.д.

Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности:

возраст, пол, (например, обязанность служить в армии для мужчин с 18 лет); состояние здоровья (например, для получения водительских прав); родство или свойство (запрет совместной службы родственников); брак, религиозные убеждения (альтернативная служба); законопослушность субъектов (для получения разрешения на приобретение оружия).

4. Права и обязанности  граждан по административному  праву

Административные  права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

Виды  прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).

По связанности с  конституционным статусом права  и обязанности можно разделить на следующие группы:

- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;

- вытекающие из Конституции, но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);

- права, предусмотренные  непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и т.п.).

Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.

Основные  права граждан по административному  праву:

- Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.

Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения).

В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Однако имеется ряд  требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

- если не было подано  заявление (уведомление) о его  проведении;

- если нарушен порядок  его проведения;

- если возникла опасность  для жизни и здоровья граждан;

-если нарушен общественный  порядок.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.

Право на свободу передвижения и свободу  выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.

Ст. 16 ГК РФ содержит общие  положения об имущественной ответственности публичных субъектов.

 

 

 

9. Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Административно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (иностранных лиц и лиц без  гражданства), регламентируется Конституцией РФ, принятым в 2002 году ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», принятым в 2006 году ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» ,другими ФЗ, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и иными правовыми актами.

Иностранный гражданин – это физ.лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного гос-ва.

Лицо без  гражданства (апатрид) – физ.лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного гос-ва.

Часть 3 ст.62 К РФ гласит: «иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законам и международным договорам».

Все особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства можно  поделить на общие, групповые и индивидуальные.

Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

-они не могут быть  гос-ми и муниц-ми служащими,  занимать некоторые должности  (Президента РФ, судьи, командира  экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

-они не допускаются  к деятельности, связанной с гос-ой  тайной, не могут быть адвокатами, нотариусами, частными детективами;

-на них не распространяется  воинская обязанность;

-их административная  деликтоспособность специфична: за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства – только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение с территории России, такие принудительные меры, как депортация, признание пребывания в России нежелательным;

-они не могут быть  членами политических общественных  объединений;

И т.д. (СМ. СТР.90 УЧ-КА)

 

 

 

 

 

 

 

10. Юридические гарантии прав граждан.  Административные правовые способы  защиты прав.

 

Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

-положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

-отвечать высокому уровню юридической  техники;

-содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

-определять круг гос-ых органов  и должностных лиц, на которых  возложены обязанности создавать  условия для реализации прав  и свобод;

-предусматривать ответственность  органов и должностных лиц  за ущемление прав и обязанностей  граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

-в России не должны издаваться  законы, отменяющие или умаляющие  права и свободы человека и  гражданина;

-ограничение прав возможно только  при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

-определен перечень прав и  свобод, не подлежащих ограничению  вообще;

-любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.

 

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два  вида:

1.Судебные, т.е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия гос-ых органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия гос-ых органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;

2.Административные, т.е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях – обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

 

Конституцией РФ закреплено право  граждан обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос-ые органы и органы местного самоуправления.

Основные виды обращений граждан:

-предложение – привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;

-заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

-жалоба – обращение в гос-ые или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

 

В соответствии со ст.2 Конституции  РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Реальное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственного управления зависит в значительной степени от гарантий. Задача современного государства заключается именно в обеспечении гарантированности реального осуществления прав граждан всеми доступными способами.

Соотношение понятий «административно-правовые гарантии» и «гарантии по административному праву». Второе понятие шире, в него входят и гарантии, не являющиеся собственно административными (прокурорский надзор, судебный контроль арбитражных судов и т.д.).

Виды гарантий: экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"