Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Содержание административно-правового статуса: отраслевая право - и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.
Административная правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.
Административная
Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, права охоты или права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения предусматривает возможность ограничения правоспособности в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.
Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать человек, однако, это не значит, что он реально обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.
Административная дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
В отличие от правоспособности момент возникновения четко и единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление отдельных прав может быть обусловлено возрастом. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет, право на пенсию – с 60 лет. Школьники обладают определенными правами и обязанностями в учебном процессе, могут самостоятельно обратиться за медицинской помощью или с жалобой на нарушение своих прав в комиссию по делам несовершеннолетних, к Уполномоченному по правам ребенка и т.д.
Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности:
возраст, пол, (например, обязанность служить в армии для мужчин с 18 лет); состояние здоровья (например, для получения водительских прав); родство или свойство (запрет совместной службы родственников); брак, религиозные убеждения (альтернативная служба); законопослушность субъектов (для получения разрешения на приобретение оружия).
Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.
Виды прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).
По связанности с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие группы:
- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;
- вытекающие из Конституции, но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);
- права, предусмотренные
непосредственно нормами
Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.
Основные права граждан по административному праву:
- Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.
Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения).
В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.
Однако имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:
- если не было подано заявление (уведомление) о его проведении;
- если нарушен порядок его проведения;
- если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;
-если нарушен общественный порядок.
Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.
Право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).
Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.
Ст. 16 ГК РФ содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.
9.
Особенности административно-
Административно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (иностранных лиц и лиц без гражданства), регламентируется Конституцией РФ, принятым в 2002 году ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», принятым в 2006 году ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» ,другими ФЗ, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и иными правовыми актами.
Иностранный гражданин – это физ.лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного гос-ва.
Лицо без гражданства (апатрид) – физ.лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного гос-ва.
Часть 3 ст.62 К РФ гласит: «иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законам и международным договорам».
Все особенности административно-
Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:
-они не могут быть гос-ми и муниц-ми служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, судьи, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;
-они не допускаются
к деятельности, связанной с гос-ой
тайной, не могут быть адвокатами,
нотариусами, частными
-на них не распространяется воинская обязанность;
-их административная деликтоспособность специфична: за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства – только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение с территории России, такие принудительные меры, как депортация, признание пребывания в России нежелательным;
-они не могут быть
членами политических
И т.д. (СМ. СТР.90 УЧ-КА)
10.
Юридические гарантии прав
Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:
-положения, содержащиеся в
-отвечать высокому уровню
-содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
-определять круг гос-ых
-предусматривать
Для обеспечения административно-
-в России не должны
-ограничение прав возможно
-определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
-любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
1.Судебные, т.е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия гос-ых органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия гос-ых органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;
2.Административные, т.е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях – обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.
Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос-ые органы и органы местного самоуправления.
Основные виды обращений граждан:
-предложение – привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
-заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
-жалоба – обращение в гос-ые или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Реальное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственного управления зависит в значительной степени от гарантий. Задача современного государства заключается именно в обеспечении гарантированности реального осуществления прав граждан всеми доступными способами.
Соотношение понятий «административно-правовые гарантии» и «гарантии по административному праву». Второе понятие шире, в него входят и гарантии, не являющиеся собственно административными (прокурорский надзор, судебный контроль арбитражных судов и т.д.).
Виды гарантий: экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).