Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Критерии и  ограничения для субъектов РФ:

а) ответственность устанавливается  только в форме законов;

б) по предметам совместного  ведения, если ответственность не установлена КоАП РФ;

в) за нарушение правил, установленных законами и нормативными правовыми актами субъектов, а также  органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ.

Особенность правового регулирования административной ответственности – это не только законодательные акты, но и подзаконные. Институт административной ответственности составляют также нормативные указы Президента, постановления Правительства, ведомственные акты, устанавливающие правила, за нарушение которых наступает административная ответственность (отсылочные нормы) или закрепляющие перечень должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, акты органов исполнительной власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Серьезная проблема – наличие огромного количества отсылочных норм в КоАП РФ и в законах субъектов РФ. Означает ли это соответствие правилу ст. 1.1. КоАП РФ?

Все нормы института  административной ответственности  можно разделить на группы:

1) нормы, устанавливающие составы административных правонарушений;

2) нормы, устанавливающие  систему наказаний и принципы  их назначения;

3) нормы, определяющие  круг субъектов, имеющих право  назначать административные наказания;

4) нормы процессуальные.

Основные принципиальные отличия КоАП РФ.

Новая концепция задач Кодекса, в соответствии с которой акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан, а не государства. В прежнем кодексе предусматривалась, в первую очередь, охрана общественного строя СССР, социалистической собственности, а затем уже прав и законных интересов граждан и предприятий. Это проводилось последовательно в Особенной части, например, мелким хищением признавалось хищение общественного, а не личного имущества. Личное имущество охранялось УК РСФСР.

Новая терминология КоАП РФ:

1) «наказания» вместо  «взысканий»;

2) применение более  корректных терминов в процессуальной  части, соответствующих требованиям  международных норм: не «правонарушитель», а «лицо, привлекаемое к административной ответственности», «лицо, в отношении которого составляется протокол», «лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» и т.д.

3) в связи с введением  административной ответственности  юридических лиц применяется терминология из гражданского законодательства: «юридическое лицо», «физическое лицо», «правопреемство», «предпринимательская деятельность» и т.п.

 

 

34. Понятие и состав административного  правонарушения.

Понятие административного правонарушения. Ст. 2.1. КоАП: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это понятие  охватывает собой следующие признаки административного правонарушения: 1) это деяние, то есть действие или бездействие, а не мысли, желания и иные проявления психической деятельности; 2) деяние антиобщественно, оно носит общественно вредный характер; 3) противоправность; 4) виновность; 5) установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость) .

Ключевым  в характеристике данных признаков  является понятие деяния: действие или бездействие, а не мысли, желания или иные проявления психической деятельности. Это действие или бездействие при наличии определенных признаков рассматривается законом как нарушение установленных правил поведения граждан в определенной сфере общественной жизни. Действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, например, нарушение правил дорожного движения, рыболовства, охоты, санитарных правил, правил поведения в общественных местах и т.п. Бездействие – пассивное невыполнение обязанности, например, невыполнение правил пожарной безопасности, правил охраны водных ресурсов и т.п.

Противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. Она заключается в совершении деяния, нарушающего норму права. Гражданин, совершающий противоправное действие, нарушает свою конституционную обязанность, так как ст. 15 Конституции РФ предписывает всем гражданам соблюдать Конституцию и законы, из чего также следует, что выполнение этой обязанности обусловливает необходимость соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины исключает и признание деяния 
административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности (например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов). Вина является всегда одной из 
важных частей состава административного правонарушения.

Наказуемость – общее свойство правонарушения. Таким образом, возможность применения административных взысканий является общим свойством административного правонарушения. Уполномоченные государственные органы и должностные лица вправе освободить лицо от ответственности в случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия, а при малозначительности деяния ограничиться устным замечанием.

Реализация  административных санкций не обязательно сопутствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным свойством. Например, военнослужащие призванные на сборы военнообязанные, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, на основании которых на виновных налагаются дисциплинарные взыскания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные.

Отличие административного правонарушения от преступлениия:.

- административное правонарушение не несет общественной опасности, этим отличается от преступления. Ученые полагают, что качественное различие между преступлениями и правонарушениями заключается в том, что преступления являются общественно опасными деяниями, а правонарушения – нет (так считают: Ю.С. Адушкин, В.М. Манохин и др.). Они являются вредоносными или общественно вредными;

- правонарушения менее общественно опасны, чем преступления. Этого мнения придерживаются А.Е. Лунев, Б.С. Никифоров, и ряд других ученых. Д.Н. Бахрах полагает, что некоторые правонарушения общественно опасны, остальные вредоносны. В УК РФ выделено несколько степеней общественной опасности, в КоАП РФ этого термина нет.

В практике встречается  немало сложностей, связанных с квалификацией ряда административных правонарушений и их соотношения с преступлениями. Критерии: характер последствий (менее тяжкие повреждения в результате ДТП и тяжкие последствия), размер причиненного ущерба (например, мелкое хищение до 100 руб. – административное правонарушение, более 100 руб. – хищение), способ причинения вреда (ст.20.1 КоАП РФ - мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества; уголовно наказуемое хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, совершенное с применением оружия).

 

 

Состав административного правонарушения

Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, поэтому если правонарушение совершено лицом, не достигшим 16-летнего возраста, то в его действии не будет состава административного правонарушения, так как он не является субъектом данного правонарушения.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Учение о составе правонарушения, как и составе преступления, имеет большое значение. Во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению справедливых санкций. Во-вторых, оно помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать меры воздействия. В-третьих, позволяет понять закон.

Всякое деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов (т.е., это система). В нем различают объект деятельности, ее внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к деянию. В  административном правонарушении также имеются четыре элемента (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Из такого свойства как органичность (системность) вытекает важное следствие: если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, то есть оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Наряду с признаками простых составов существуют квалифицирующие, то есть деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание (например, при повторности, наличии вредных последствий, или совершении деяния должностным лицом). Например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти – ч.2 ст. 20.1 КоАП РФ.

По особенности  конструкции различают материальные и формальные виды составов. Материальные составы, в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий и описывается действие, обязательно влекущее такие последствия. Формальные - составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение правил пожарной безопасности и т.п.). Большинство составов в административном праве – формальные.

В зависимости  от степени обобщения признаков составы правонарушений подразделяются на обобщенные и казуистичные, то есть состав охватывает сравнительно узкую группу деяний (например, ответственность за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения; ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; повреждение линий связи, электросетей и т.п.). В качестве примера обобщенного состава можно назвать такой состав, как мелкое хулиганство.

Рассмотрим  подробнее элементы состава административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые административными санкциями. Когда речь идет об объекте как элементе состава, то имеются в виду те признаки, которые названы в соответствующих нормах. Во многих случаях в статьях Особенной части КоАП РФ прямо указаны признаки охраняемого объекта, но чаще они закреплены в названии глав Особенной части или их можно вывести логически из содержания статьи.

В зависимости от степени обобщений различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общий объект: 1) общественные отношения регулируются различными отраслями права; 2) охраняются административными наказаниями; 3) носят публичный характер.

Родовым объектом проступка признается однородная группа общественных отношений, составляющая неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Например, в зависимости от того, какой отраслью права они регулируются. Следовательно, можно говорить об административных, земельных, трудовых, гражданских, финансовых, экологических и других правоотношениях как родовых объектах административных правонарушений.

Видовой объект - разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений. Например, родовой объект – охрана окружающей природной среды и природопользование, видовой – недра, животный мир, леса, воды, земли т.п.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения, которым причиняется вред – например, нарушение правил разгрузки и погрузки судов в конкретном порту на конкретном судне.

Объективная сторона состава правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, влекущем возникновение административного деликта. Противоправное деяние может быть простым и сложным, последнее может быть представлено совокупностью действий, растянутых во времени, либо совершается группой, содержание объективной стороны может включать характер действия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административные правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"