Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
6. Не получившими своего
законодательного закрепления,
Обстоятельства, исключающие производство.
Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):
1) отсутствие события
2) отсутствие состава
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если
такой акт устраняет
5) отмена закона, установившего
административную
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому
же факту совершения
8) смерть физического лица, в
отношении которого ведется
Меры обеспечения производства органично входят в систему мер административного пресечения и поэтому обладают всеми основными признаками этого вида административного принуждения. Но эта группа имеет ряд специфических признаков, совокупность которых и предопределяет их место в системе мер административного пресечения.
Так, обеспечительные меры применяются в рамках ведущегося в связи с правонарушением производства.
Основания применения процессуальных средств принуждения имеют свою специфику. Правонарушение – это лишь необходимая предпосылка для осуществления процессуального пресечения. Еще необходимы дополнительные основания:
-невыполнение
-продолжение противоправного
-реальная возможность
-невозможность составления
Кроме того, установлен порядок реализации мер обеспечения (составление протокола, присутствие понятых, разъяснение прав и обязанностей, уведомление родственников и т.п.).
КоАП закрепляет следующую систему мер обеспечения производства по делам об админ-ых правонарушениях:
-доставление (это
-привод (принудительное доставление физ.лица, несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство, а также свидетеля с целью проведения процессуальных действий, когда его присутствие признается обязательным);
-административное задержание (кратковременное лишение свободы физ.лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об админ-ном правонарушении). Общий срок админ-го задержания не должен превышать трех часов с момента доставления в соответствующее служебное помещение. Лица, находящиеся в состоянии опьянения, считаются задержанными со времени вытрезвления. Специальный срок админ-го задержания без санкции судьи не может превышать 48 часов.
-личный досмотр;
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
-досмотр документов, вещей, транспортных средств;
-изъятие вещей и документов;
-задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
-арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
-временный запрет деятельности.
Одни меры обеспечения производства применяются только к физ.лицам (привод, доставление, например). Другие применяются только к юр.лицам (временный запрет деятельности, например). А третья группа – меры обеспечения, которые могут применяться и к физ.лицам, и к юр.лицам (изъятие вещей, например).
Исходя из целей и содержания обеспечительных мер их следует разделить на две большие группы:
1.меры, ограничивающие
свободу и физическую
2.меры, ограничивающие
имущественные права
32.
Понятие и основные черты
Административная ответственность – вид юридической ответственности, поэтому обладает общими и специфическими признаками.
Понятие юридической ответственности
Сущность юридической ответственности - это негативная реакция государства на совершенное правонарушение.
Ряд ученых (например, Б.Т.Базылев) рассматривают юридическую ответственность как охранительное правовое отношение. «Юридическая ответственность по своей родовой принадлежности есть охранительное правовое отношение, а по виду – карательная (наказательная) правовая связь». Это отношение называют деликтным правоотношением.
Распространенным в
литературе является определение юридической
ответственности как
Характерные
черты юридической
- это средство осуществления государственной власти,
- нормативно определена
и состоит в реализации
- является последствием
виновного антиобщественного де
- сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния,
- влечет отрицательные правовые последствия, которые обязан претерпеть правонарушитель,
- реализуется в соответствующих правовых формах.
Все эти общие черты присущи административной ответственности, но есть и специфические.
Специфические черты административной ответственности:
1. Основанием является администра
2. Административная
3. Налагается как в судебном, так и во внесудебном порядке специально на то уполномоченными органами или должностными лицами (перечень ограничен).
4. Как мера административного принуждения применяется при отсутствии служебной подчиненности виновного по отношению к органам, применяющим административную ответственность,
5. Порядок привлечения отличается простотой и оперативностью, коротким сроком между совершением правонарушения и привлечением к ответственности (не позднее 2 месяцев), но в некоторых случаях сроки продлены до 1 года, например, при нарушении таможенных правил, валютного, налогового, экологического, антимонопольного законодательства (ст. 4.5. КоАП РФ).
6. Предусматривается нормами административного права, которые образуют институт административной ответственности; при этом такие нормы устанавливаются не только законами, но и подзаконными актами, но в случаях, установленных федеральным законом, как это предусмотрено Конституцией РФ. Особенность здесь состоит также в том, что, во-первых, не все нормы административного права охраняются с помощью административной ответственности, а, во-вторых, с помощью административной ответственности охраняются нормы других отраслей права - финансового, трудового, земельного и др.
7. Субъектами могут быть как физические лица, так и коллективные образования – юридические лица.
8. Применение не влечет
судимости, а влечет состояние
Роль и тенденции развития института административной ответственности
33.
Законодательство об
Ст. 72 Конституции РФ относит
административное и административно-
Таким образом, первый уровень нормативных актов – это КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Второй уровень – многочисленные законы (а в некоторых субъектах – и кодексы).
Краткий исторический экскурс. Ранее существовали наряду с КоАП РСФСР и многочисленные федеральные законы, подзаконные акты. КоАП РСФСР, введенный в действие с 1 января 1985 г., иные федеральные законы – об ответственности за нарушение правил строительства, за экологические правонарушения, санитарные, статистической отчетности, налоговые, земельные и др.
Здесь следует отметить два момента: во-первых, эти законы действовали и до включения норм о них в кодекс в установленном порядке, потому что в самом кодексе было прямо предусмотрено это правило. Во-вторых, кодекс регулировал административную ответственность только физических лиц, граждан и должностных лиц. Административная ответственность коллективных образований устанавливалась другими законами.
Разграничение компетенции между РФ и субъектами РФ
Некоторые ученые считали, что ст.ст. 3-6 КоАП РСФСР, устанавливающие вопросы, по которым административную ответственность могли устанавливать субъекты РФ и органы местного самоуправления, противоречила Конституции, поскольку устанавливая круг вопросов, по которым субъекты федерации и органы местного самоуправления могли устанавливать административную ответственность и тем самым сужали их права по сравнению с Конституцией. Другие авторы считали, что КоАП действует и установленные пределы укладываются в принцип федерализма, предусматривающий, что субъекты принимают законы в соответствии с федеральными.
Практика
Этот вопрос всегда вызывал трудности в административной и судебной практике, так, например, в нашем крае он обсуждался каждый раз при принятии законов об охране общественной нравственности, о дорожной безопасности, о тонированных стеклах, о пожарной безопасности и др. Были такие вопросы и предметом рассмотрения в судах. Например, Верховный Суд указал, что субъекты РФ вправе принимать собственные акты, не противоречащие КоАП, в частности, речь шла о принудительной эвакуации транспортных средств и помещении на оплачиваемую штрафстоянку в Москве.
Конституционный Суд указал, что ст. 72 Конституции РФ позволяет субъектам РФ осуществлять опережающее нормотворчество и в сфере установления административной ответственности. Редкие возражения существовали в среде ученых, напоминающих о ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав граждан в определенных случаях федеральными законами.
Современное состоянии. Верховный суд РФ, Конституционный Суд РФ вновь обращались к этому вопросу, поскольку ст. 1.3 КоАП РФ не установила четко принципы разграничения предметов ведения.
Определение общих положений, отнесенных к ведению РФ ст. 1.3 КоАП РФ путем их перечисления в целом (принципы законодательства, виды наказаний и правила их наложения, порядок производства по делу и исполнения, подсудность дел, подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних и федеральным органам исполнительной власти), а также ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными актами.