Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Админ право - краткие ответы.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

1. Предмет,  метод и система адм. права  РФ

Административное право – это одна из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право  – это управленческое право (право  управления).

Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

В предмет административного права входят следующие группы отношений:

1) управленческие отношения

Они встречаются в  сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.

2) отношения, возникающие  в связи с обеспечением правовой  защиты прав и свобод граждан

Речь идет о так  называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.

3) административно-принудительные  отношения

Возникают в сфере  обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

4)управленческие отношения  внутриорганизационного характера,  возникающие в процессе функционирования  субъектов представит., судебной власти и прокуратуры

5)отношения. которые  возникают при осуществлении  общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.

Для всех указанных отношения  характерны является то, что они  возникают в области государственного управления и местного самоуправления.

Метод – совокупность приемов и способов.

Выделяют следующие методы:

1. императивный (метод  властных предписаний)

2. диспозитивный (взаимодействие  сторон)

3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)

4. метод запрета

Все указанные методы правового регулирования характерны для адм-го права.

 Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:

1. императивный. Установление  определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме. (метод предписаний) несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.

Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

2. диспозитивный (согласования). Он проявляется в административном  праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.

3. метод дозволения - это  предоставление выбора одного  из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

Например: при решении  вопроса о привлечении лица к  административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.

4. метод дозволения  выражается также в предоставлении  возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.

5. метод запрета –  запрещение определенных действий  под угрозой применения соответствующих  административно-правовых санкций.

Например, запрещено направление  жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Во всех вариантах  регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.

Система административного  права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.

Административное право  состоит из Общей и Особенной  части. В Общую часть включены следующие институты:

1. государственное управление

2. исполнительная власть

3. формы государственного  управления

4. методы государственного  управления

5. институт правовых  актов

6. институт государственной  службы

7. институт административного принуждения

8. институт административной  ответственности

9. институт административного  процесса

В Особенную часть  входят институты управления в области  экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право  и т.д.

 

 

2. Адм-е право  как наука

Административное право  как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Наука административного  права является юридической дисциплиной, главная задача которой — "описание" и систематическая реализация (применение) административного права посредством юридического толкования и создания теорий.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные  признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право как отрасль права, система юридических норм регулирует действия разных субъектов. «Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами».

  Административное право как наука

1. Понятие науки  административного права.

2. Предмет науки  административного права.

3. Методы науки  административного права.

4. Задачи науки административного права.

1. Наука административного  права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических  положений о закономерностях,  существующих в сфере административного  права.

Наука административного  права изучает:

сущность и  структуру исполнительной власти;

отношения, регулируемые нормами административного права;

виды административно-правовых норм;

источники административного  права;

систему административного  права;

правовой статус субъектов и объектов государственного управления;

правовые формы  и методы осуществления государственного управления;

вопросы административной ответственности;

способы обеспечения  законности в сфере государственного управления.

2. Предмет познания  науки административного права:  предмет отрасли административного права; административно-правовые категории; практика органов исполнительной власти; история развития административного права.

Теоретическая основа науки административного  права - философские и общесоциологические  науки, положения теории социального управления и общей теории государства и права.

3. Методологическую  основу науки административного  права составляют следующие методы  исследования:

исторический;

сравнительно-правовой;

логический;

формально-юридический;

социологический.     

4. Задачи науки административного права:

 исследование  государственного управления, складывающихся  в его сфере общественных отношений  и административно-правовых норм, которыми регулируются эти отношения;

•   анализ опыта реализации административно-правовых норм;

• изучение общих закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

 

3. Понятие управления. Современные представления о механизме гос-го управления

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Конституция России отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин – исполнительная власть. Означает ли это, что государственное  управление впредь не существует или  же налицо чисто терминологическая  реформация?

На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным  провозглашением разделения властей. Так, в  соответствии Конституции  Российской Федерации государственная  власть осуществляется на основе разделения на  законодательную, исполнительную и судебную.

 В связи с этим  представляет интерес соотношение  государственного управления и  исполнительной власти.

Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.

Существует 2 подхода к определению понимания  государственного управления.

1. Широкое  понимание – это регулирующая  деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании  государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание  – это административная деятельность  органов исполнительной власти. Сюда относится практическая  деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании  государственное управление и исполнительная власть тождественны.

 

4. Соотношение  адм-го права с другими отраслями  права

Предмет административного  права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:

1) конституционным. Оно  берет начало в нормах конституционного  права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.

2) гражданским. Нормами  гражданского права регулируется  правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

3) уголовным правом. В  определенных случаях отдельные  административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

4) финансовым, которые  регулируют управленческие отношения,  связанные с формированием бюджета,  налогов.

5) трудовым. Деятельность  государственных служащих является  смежной областью регулирования  трудовым и административным  правом

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"