Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Админ право - краткие ответы.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

6) уголовно-процессуальным  и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах

 

5. Источники  адм-го права

Источники административного  права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.

К ним относятся:

1. Конституция Российской  Федерации

2. Федеральный конституционный  закон и федеральный закон,  Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон "О правительстве" от 31 декабря 1997 г.

3. Указы Президента

4. Постановления Правительства

5. Ведомственные акты  – акты министерств и федеральных  ведомств

6. Законодательные и  иные акты государственных органов  субъектов РФ

7. Административно-правовые  договоры и соглашения. Например, между государственными органами РФ и субъектов РФ

8. Локальные акты, инструкции, положения

 

6. Адм-правовые  отношения: понятие, признаки, структура,  классификация

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления

1. по субъектам можно  разделить на отношения между: 

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области и района.

б) отношения между  равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти –  горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава администрации города.

е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация  района и лицо, проживающее там.

2. В зависимости от  целей возникновения:

а) внутренние, связанные  с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.

б) внешние – отношения  между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему  этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

3. по содержанию:

а) материальные, которые  регулируются материальными нормами  административного права

б) процессуальные, связанные  с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют свой состав (структуру). В структуру административно-правовых отношений входят три основных элемента: 1) субъекты (отвечают на вопрос «те, кто?», т. е. участники); 2) объект (отвечает на вопрос «то, на что направлено?») и 3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).

Объект административного  права представляет из себя следующее: а) в подавляющем большинстве случаев объектом административно-правовых отношений будут являться действия, деятельность, поведение людей; б) но в некоторых случаях, а именно в административно-правовых отношениях имущественного характера, налицо сложный объект – поведение и само имущество.

Субъектом административно-правовых отношений является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Каждого из субъектов административно-правовых отношений рассмотрим более подробно при изучении следующего раздела административного права. Сейчас же достаточно дать их примерный перечень. Ими могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом  активного волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет).

У административно-правовых отношений есть свои особенности (основные черты), отличающие их от других видов  правоотношений. Выделим основные из них.

1. Главной, определяющей  особенностью административно-правовых отношений является то, что они складываются (возникают) в специфической области – в сфере государственного управления. Для этих отношений характерно все то, что специфично для исполнительной власти.

2. Поскольку в административно-правовых  отношениях реализуется исполнительная власть (государственное управление), постольку административно-правовые отношения – это властеотношения. Им соответствует формула «власть – подчинение» (не следует путать с более узкой формулой «начальник – подчиненный»).

 

7. Адм-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм:

1. Целью административно-правовых  норм является обеспечение организации  и функционирования всей системы  исполнительной власти.

2. Административно-правовые  нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.

3. Предназначение административно-правовых  норм заключается прежде всего  в обеспечении эффективной реализации  конституционного назначения исполнительной  власти.

4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административные отношения  являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы.

6. С помощью административно-правовых  норм обеспечивается урегулированность  финансовых, земельных и иных  отношений.

8. Административно-правовая  норма состоит из

1) гипотеза – условие  действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).

2) диспозиция – правило  поведения, предписываемое, дозволенное  или рекомендуемое данной нормой  права (ст. 165).

3) санкция – меры  административного и дисциплинарного  воздействия.

1. по предмету регулирования  различают

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.

б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).

2. по форме выражения

а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия (ст. 285).

б) запрещающие – предусматривающие  запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.

в) уполномочивающие –  выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст. 14).

г) стимулирующие –  обеспечивают с помощью соответствующих  средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные –  носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимотр. субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины.

3. по содержанию

а) общие – регулирующие  общие отношения общего характера  для всех отраслей и сфер.

Общая часть.

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности.

Особенности административно-правовых норм:

цели административно-правовых норм - обеспечение организации и  упо-рядочение функционирования всей системы исполнительной власти;

административно-правовые нормы определяют должное поведение  всех |лиц и организаций, действующих  в сфере государственного управления;

(назначение  административно-правовых норм состоит  в обеспечении эффективной реализации  функций исполнительной власти;

•   посредством  административно-правовых норм устанавливается  и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в  общественных отношениях, возникающих  в процессе государственно-управленческой деятельности;

•   административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

 административно-правовые  нормы способствуют урегулированию  таких общественных отношений,  как финансовые, земельные, трудовые  и др.;

 административно-правовые  нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исполнительной власти.

 

8. Понятие и  виды субъектов адм-го права

Субъекты административного  права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного  права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта

2. административной правоспособности  и дееспособности субъекта

3. основание возникновения,  изменения и прекращения пр-ний  (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного  права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Субъекты административного  права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективные:

1) государственные организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

в) структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

2) негосударственные  организации

а) общественные объединения (повт, виды)

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления

 

9. Президент  РФ и его полномочия в сфере  гос-го управления

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"