Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-раскрыть сущность понятия «законность»;
- охарактеризовать общие проблемы понятия и содержания законности;
- рассмотреть содержание и принципы законности в деятельности ОВД;
- раскрыть способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД;
-рассмотреть виды органов, осуществляющих надзор за деятельностью ОВД;
-рассмотреть способы обжалования неправомерных действий сотрудников.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы состояния законности в административной деятельности ОВД
1.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Глава 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1 Организация контроля за законностью в деятельности ОВД
2.2 Надзор за деятельностью ОВД
2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников ОВД

Работа состоит из  1 файл

Диплом по ОВД.docx

— 130.92 Кб (Скачать документ)

 Принцип единства является  важнейшей чертой законности. Под  единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Обеспечение всеобщности правовых предписаний - задача государства и его органов. Оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

 Всеобщность, как важнейший  признак законности, означает, что  строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных и хозяйственных организаций, а также граждан. Всеобщность требует такого развитого, совершенного законодательства, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом, усмотрением, чьей-либо прихотью. В законодательстве не должно быть таких существенных пробелов, которые бы давали возможность для произвольных действий.

 Целесообразность законности  означает необходимость выбора  строго в рамках закона наиболее  оптимальных, отвечающих целям  и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Принцип реальности законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Законность отсутствует, если правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, или если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

В деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД) соблюдаются все названы принципы законности. Прежде всего, законность выражается, во-первых, в том, что их структура и компетенция определены в законах и подзаконных нормативных актах, во-вторых, в точном осуществлении ОВД требований и принципов права, в-третьих, в строгой подзаконности всей правоприменительной деятельности, в-четвертых, в строгой субординации актов, издаваемых ОВД. Законность есть показатель уровня и результат работы правоохранительных органов.22

Под законностью  как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции.

Принцип законности в деятельности полиции – это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Закона РФ "О полиции" и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции.

С одной  стороны, функционирование полиции выступает средством обеспечения законности в деятельности органов государства, местного самоуправления, их должностных лиц, юридических и физических лиц. С другой стороны, каждый отдельно взятый акт служебной активности полиции и их совокупность в целом, в свою очередь, сами должны быть законными. В противном случае, полиция окажется не в состоянии исполнить свою социальную роль. Отступления от закона, чем бы они ни мотивировались, особенно нетерпимы в практике именно тех государственных структур, которые, по долгу службы, заняты правоохраной.

Полиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования не только подрывает авторитет всей полиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

Только  урегулированная законодательством  деятельность может быть частью осуществляемого  полицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником полиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения.

Все письменно  оформленные решения сотрудников  полиции должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Обоснованными решения признаются лишь тогда, когда  к тому были законные фактические  основания. В содержании письменно  оформленного мотивированного решения  излагаются доказательства (сведения и обстоятельства), послужившие основаниями  и условиями (мотивами, задачами и  др.) принятия указанного решения.

Необходимо  подчеркнуть, что исполнению сотрудниками полиции подлежит не только Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 15), законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), но и иные, подзаконные правовые акты. Последние не должны противоречить Конституции Российской Федерации, то есть в процессе осуществления своей деятельности полиция не вправе применять федеральный закон, противоречащий Конституции РФ, и, соответственно, ведомственный нормативно-правовой акт, противоречащий закону.

Полиция не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека.23 Реализация данного принципа в деятельности полиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение ко всем гражданам, вовлеченным, так или иначе, в орбиту ее функционирования. Речь идет, прежде всего, о жертвах преступлений и административных правонарушений, лицах, оказавшихся в беспомощном состоянии, иных законопослушных гражданах. Вместе с тем – и это надо подчеркнуть особо – полиция обязана проявлять гуманное отношение также и к лицам, которые совершили, совершают или подозреваются в совершении преступлений и административных правонарушений. Гуманизм в деятельности полиции означает, что ее сотрудники по возможности стремятся избегать причинения кому-либо вреда, устранять, облегчать неудобства, стеснения и лишения, которые испытывают или могут испытывать контактирующие с ними граждане.

Однако  здесь имеются в виду только те стеснения, которые прямо не вытекают из закона или явно им не подразумеваются. Иная точка зрения оборачивается  попустительством правонарушителям и  правонарушениям. Более того, в ряде случаев не бездействие, не полумеры, а именно милицейское принуждение, подчас жесткое, применяемое в рамках закона, только и можно расценить  как акт действительного гуманизма.

Таким образом, можно сделать вывод, что  принципы законности – это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие  содержание законности. Содержание принципов, закрепленных в Законе РФ "О полиции" в полной мере соответствует международным правовым стандартам в области обеспечения законности и прав граждан. Только в совокупности соблюдения положений данных основополагающих идей может быть достигнуто гражданско-правовое государство.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и основанных на них нормативных актов органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Выполняя  свои служебные обязанности, сотрудник  ОВД должен действовать на основе требований законности. Сущность законности состоит в точном и неуклонном исполнении законов и подзаконных  актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

 

Глава 2. Способы обеспечения  законности в административной деятельности ОВД

 

Рассмотрим вначале способы обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел. К ним относятся следующие:

1. осуществление контроля;

2. надзор прокуратуры  за законностью деятельности  полиции;

3. обжалование неправомерных действий  сотрудников органов внутренних  дел (полиции).

2.1 Осуществление контроля  за законностью в деятельности  ОВД

Контроль представляет собой  деятельность по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, обнаружении недостатков, их устранению, а также привлечению  к ответственности виновных лиц. Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

а) государственный контроль, который можно в свою очередь  подразделить на контроль, проводимый:

    • органами законодательной и исполнительной власти;
    • судебными органами;
    • внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами.

б) общественный контроль.

Организационными  формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел могут быть:

- согласование с вышестоящими  начальниками (министрами, начальниками ГУВД, УВД) вопросов по кандидатурам  начальников органов при назначении их на должность;

- обсуждение отчетов и  предложений руководителей органов  внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

- личные доклады и отчеты  руководителей органов внутренних  дел законодательному (представительному)  органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел;

- оценка и анализ ежесуточных  сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел;

- рассмотрение администрацией  города (района) жалоб и заявлений  граждан на действия сотрудников  полиции и принятие по ним  необходимых мер и др.

Например, Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга в соответствии с Уставом города24 самостоятельно и через создаваемые им органы:

-осуществляет контроль  за исполнением органами внутренних  дел Устава Санкт-Петербурга, законов  и иных правовых актов, принятых  Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

-контролирует расход  средств внебюджетных и валютных  фондов, выделяемых на содержание  органов внутренних дел;

-осуществляет контроль  за выполнением органами внутренних  дел региональных программ правоохранительной  направленности;

-контролирует деятельность  органов внутренних дел по  соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что большую  роль в контроле за обеспечением законности в органах внутренних дел играет такой орган Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, как Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Широко используются и другой вид контроля – запрос депутата или группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, который направляется начальнику ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Конституция Российской Федерации  в 1993 году в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина установила не только институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации25, но и определила полномочия Государственной Думы по назначению на эту должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103 п. «д» Конституции Российской Федерации).

Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о многочисленных нарушениях законности. Так, в докладе Уполномоченного в 2005 г. отражено, что «со стороны отдельных сотрудников этого ведомства имеют место проявления мздоимства, равнодушия, черствости и грубости, зачастую выливающиеся в прямой произвол в отношении граждан, права которых они призваны защищать. К сожалению, меры, предпринимаемые МВД России для укрепления дисциплины и повышения ответственности своих сотрудников, пока не приносят ожидаемого результата. Сокрытие преступлений от регистрации, необоснованные отказы в приеме заявлений о правонарушениях, рукоприкладство сотрудников органов внутренних дел и в истекшем году продолжали оставаться одной из серьезнейших системных проблем российского общества…»26

Информация о работе Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД