4. Не проводить проверку
по обращению, если оно признано
анонимным, некорректным по содержанию
или изложению, а также многократным.
В резолюции по обращению
руководитель ОВД обязан в письменном
виде определить исполнителя, сроки
и порядок его разрешения.
Исполнитель в ходе рассмотрения
обращения:
1. Обеспечивает объективное,
всестороннее и своевременное
рассмотрение обращения.
2. Запрашивает необходимые
для рассмотрения обращения документы
и материалы в других государственных
органах, органах местного самоуправления
и у иных должностных лиц.
3. Принимает меры, направленные
на восстановление или защиту
нарушенных прав, свобод и законных интересов
гражданина.
Обращение рассматривается
в течение 30 дней. В исключительных
случаях срок рассмотрения обращения
может быть продлен, но не более чем
на 30 дней. Допускается установление сокращенных
сроков рассмотрения обращения.
После завершения проверки
обращения в произвольной форме
составляется мотивированное заключение,
которое содержит объективный анализ
собранных материалов, а также выводы
по итогам проверки. Если для подготовки
ответа по обращению не требуется проведение
проверки, мотивированное заключение
не составляется. Ответ гражданину дается
в письменной форме на официальном бланке
за подписью руководителя ОВД.
Другим направлением работы
с населением является личный прием граждан
должностными лицами органов внутренних
дел, который ведется во всех ОВД, учебных
заведениях, организациях и предприятиях
МВД России, а также по месту жительства
граждан. Прием осуществляется во все
рабочие дни и в один из выходных дней
недели, не менее 2-х раз в вечернее время
(после 18 часов).46
Во всех органах внутренних
дел должны обеспечиваться необходимые
условия для осуществления приема
граждан: подготовлено для этого
помещение (если есть такая возможность),
вывешен в здании органа график с указанием
- какое должностное лицо, в какой день
и часы ведет прием, предоставлена возможность
свободного прохода граждан к данному
должностному лицу.
Прием граждан осуществляется
в порядке очередности. Однако, лица
имеющие льготы и преимущества, депутаты
всех уровней, а также беременные
женщины и посетители с малолетними детьми
принимаются вне очереди. Лица, находящиеся
в состоянии опьянения, на прием не допускаются.
Прием таких лиц разрешается лишь в случаях
сообщения ими сведений о готовящихся
или совершенных преступлениях либо о
других событиях, требующих приятия немедленных
мер.
При приеме граждан должностное
лицо должно представиться, пригласить
посетителя сесть и внимательно выслушать
его обращение, после чего внести запись
в карточку личного приема гражданина,
спросив предварительно у гражданина
имеется ли у него документ, удостоверяющий
его личность.
Если имеется возможность
разрешить обращение немедленно
(например, пригласить сотрудника, на действие
(бездействие) которого жалуется гражданин
и тот принесет извинение, в связи с чем
будет исчерпана жалоба), то это следует
сделать.
Если гражданин принес
письменное обращение или написал
его в ходе беседы с ним, ему
разъясняется порядок регистрации
обращения и его разрешения в
установленные сроки.
Итак, для обеспечения
законности в административной деятельности
органов внутренних дел (полиции) используются
различные способы. Важнейшим из них
является внутриведомственный контроль,
который проводится как вышестоящими
органами внутренних дел и их линейными
службами, так и начальниками горрайорганов
внутренних дел и их заместителями. Важной
формой связи органов внутренних дел с
населением является также прием от граждан
обращений и их личный прием. Виды и способы
контроля могут быть самыми разнообразными,
но все они должны преследовать достижение
единой цели - недопущению случаев нарушений
законности сотрудниками органов внутренних
дел.
Заключение
Проведенное исследование позволило
сформулировать следующие выводы и
предложения:
- Законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. Законность - это основная категория науки и практики. В широком смысле, законность- это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом. Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно: гражданами, должностными лицами, государственными общественными организациями. Под законностью в деятельности органов внутренних дел нами понимается - соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
- Законность — важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов. Принципы законности - наиболее существенные, глубинные черты законности как явления, которые относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают ее содержание. Выделяют четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности. Все принципы относятся ко всем видам правовой деятельности - правотворческой и правореализующей и понимаются максимально широко. Соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел особенно важно, т.к. на них возложена обязанность бороться с правонарушениями. Деятельность органов внутренних дел тесно связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Полиция наделена широкими полномочиями по применению мер принуждения к правонарушителям. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.
- Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно- методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ. Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
- Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно- процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник -распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
- Институт обжалования незаконных действий сотрудников милиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления законности в деятельности милиции, борьбы с бюрократизмом, волокитой, должностными злоупотреблениями в милиции. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственные органы, к соответствующим должностным лицам по поводу нарушения его прав, свобод и законных интересов. Предметом обжалования могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников милиции, в результате которых: а) нарушены субъективные права и свободы гражданина; б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; г) гражданин незаконно привлечен к ответственности. В жалобе должны быть изложены требования гражданина, суть его претензий, приведены аргументы, приложены при необходимости соответствующие документы. Кроме того, жалоба должна содержать информацию о ее авторе, месте жительства (пребывания), работы или учебы. Жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит. Помимо гражданина жалоба может быть подана по его поручению надлежащим образом уполномоченным представителем. Закон устанавливает три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника милиции: вышестоящему органу или должностному лицу милиции (инстанционный или административный способ), в органы прокуратуры (прокурорский способ) и в суд (судебный способ). Эти способы обжалования альтернативны. Право решать, какой из них использовать в той или иной конфликтной ситуации, предоставлено гражданину.
Список используемых
международных документов, законодательства
Российской Федерации и зарубежных
стран и специальной литературы,
материалов практики
- Международные документы, законодательство Российской Федерации и зарубежных стран:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант»
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
- ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. //СПС «Гарант»
- Федеральный закон « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. // СПС «Консультант Плюс»
- Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание Законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- ГПК РФ от 14 ноября 2002г. // СПС «Гарант»
- КоАП РФ от 30 декабря 2001г. // СПС «Гарант»
- УК РФ от 13 июня 1996г. // СПС «Гарант»
- Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.
- О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. № 426.
- Вопросы Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 23 ноября 2004 г. № 765 дсп.
- Инструкция по организации особого контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Инструкция по организации зонального контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3.02.2012 г.
- Инструкции по организации ведомственного контроля за деятельностью главных управлений, департаментов, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации, центров специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
- Инструкция по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
- Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 26 января 1998. № 2. С. 3
- "О результатах работы по укреплению законности и служебной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел МВД России за первое полугодие 2007 года": Обзор МВД РФ. – 2007. 13 авг. – С.2.
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 15 июня. № 126; 21 июня. № 131; 29 июня. № 138.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. – № 45. – Ст. 4586.
- Общая и специальная литература
- Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования). — СПб, 1998. – 46 с.
- Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 246 с.
- Анохин Ю.В. “ Об общих основах механизма государственно- правового обеспечения прав и свобод личности”, Ползуновский вестник №1 2005.
- Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992. – 320 с.
- Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. – М., 2005. – С. 82.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. — 440 с.
- Зубач А.В., Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: Учебное пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: МосУ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2006 – 504 с.
- Кваша Л.Ф. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции", М., 2003. – 256 с.
- Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел. // Под общей ред. Кикоть В.Я.- М., 2001 – 211 с.
- Кикоть В.Я. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебное пособие для ВУЗов, М., 2009. – 304 с.
- Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Проспект, 2009. - 364
- Краснов В.И. Принцип законности в применении административной ответственности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Воронеж, 2003.
- Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками милиции общественной безопасности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Черепашкин А.С. - Омск, 2004.
- Кузнецов Э.В. Законность, правомерность и правопорядок (анализ понятий) // Правовое государство и органы внутренних дел: Сб. науч. трудов. – СПб, 1995.
- Кузнецов Э.В. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.
- Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. №1
- Минх Г.В. Справедливость и законность в правоприменении // Актуальные проблемы правоведения в современный период. – Томск, 1993.
- Мехович, А. М., Мордовец, А. С., Силантьева, А. В., Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 2006. – № 3.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Право. Учебник для ВУЗов. Юристъ, 2008, 512с
- Овчинников Н.А. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности органов внутренних дел// Журнал российского права. 2010. №5
- Олейник О.В. Принцип законности и гарантии его реализации в уголовном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Рязань, 2003.
- Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. – 2005. – 26 апр.
- Пурахина Е.Г. Правовое законодательство - основа законности: дис... канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2003.
- Чувилев А.А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.-176 с.
- Шамаров В.М., Лойт Х.Х., Никифоров А.В. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. – М., 1997. – 51 с.
- Материалы интернет – ресурсов
- Газета "Особый менталитет" (Милиция. Законность. Правопорядок): Прием по личным вопросам. Порядок обжалования неправомерных действий сотрудников ОВД. http://mvd.tatarstan.ru
- По материалам сайта Россия общество http://www.rulife.ru
- По материалам сайта http://78.mvd.ru
- По материалам сайта http://sutyajnik.ru
1
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС
«Гарант»
2 Путин В.В. Послание Федеральному
Собранию Российской Федерации // РГ. –
2005. – 26 апр.
3 См.: "О
результатах работы по укреплению законности
и служебной дисциплины в органах и подразделениях
внутренних дел МВД России за первое полугодие
2007 года": Обзор МВД РФ. – 2007. 13 авг. –
С.2.
4
По материалам сайта Россия общество
http://www.rulife.ru
5 Ю.В. Анохин “ Об
общих основах механизма государственно-
правового обеспечения прав и свобод личности”,
Ползуновский вестник №1 2005.
Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов
внутренних дел (государственно-правовые,
социальные и организационные аспекты
изучения, оценки, проектирования). — СПб.,
1998.
Криминологическая характеристика
и предупреждение преступлений, совершаемых
сотрудниками милиции общественной безопасности.
Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Черепашкин
А.С. - Омск, 2004.
6
ФЗ «О полиции» 7 февраля 2011 г. //СПС «Гарант»
7 О полиции:
Федеральный закон Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. Ст. 6, 49-53.
8 Федеральный
закон « О службе в органах внутренних
дел Российской Федерации» от 30 ноября
2011 г. // СПС «Консультант Плюс»
9 См., например:Краснов В.И.
Принцип законности в применении административной
ответственности: Автореф. дис... канд.
юрид. наук. – Воронеж, 2003; Олейник О.В.
Принцип законности и гарантии его реализации
в уголовном праве Российской Федерации:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Рязань,
2003; Пурахина Е.Г.
Правовое законодательство-основа законности:
Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Н. Новгород,
2003 и др.
10 Административная
деятельность органов внутренних дел.
Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД
России, 2009
11 См.: Боннер А.Т. Законность и справедливость
в правоприменительной деятельности.
– М., 1992. – С. 5.
12 См.: Минх Г.В. Справедливость и законность
в правоприменении // Актуальные проблемы
правоведения в современный период. –
Томск, 1993. – С. 11.
13 См.: Кузнецов Э.В. Законность, правомерность
и правопорядок (анализ понятий) // Правовое
государство и органы внутренних дел:
Сб. науч. трудов. – СПб., 1995. – С. 16.