Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
-раскрыть сущность понятия «законность»;
- охарактеризовать общие проблемы понятия и содержания законности;
- рассмотреть содержание и принципы законности в деятельности ОВД;
- раскрыть способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД;
-рассмотреть виды органов, осуществляющих надзор за деятельностью ОВД;
-рассмотреть способы обжалования неправомерных действий сотрудников.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы состояния законности в административной деятельности ОВД
1.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Глава 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1 Организация контроля за законностью в деятельности ОВД
2.2 Надзор за деятельностью ОВД
2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников ОВД

Работа состоит из  1 файл

Диплом по ОВД.docx

— 130.92 Кб (Скачать документ)

 Рассмотрим  второе направление - организацию контроля за соблюдением законности сотрудниками полиции в горрайорганах внутренних дел.

Наряду с контролем, который  проводится вышестоящими органами внутренних дел, большая роль отводится контролю, осуществляемому начальником горрайоргана внутренних дел и его заместителями.

Контроль и проверка исполнения - это не обособленная управленческая функция, а составная часть руководства, прямая обязанность руководителей  органов внутренних дел. Важно не только отдать распоряжение, но и проследить за его своевременным и точным исполнением, оказывая при этом необходимую помощь исполнителям.

Наиболее действенными видами контроля и проверки исполнения, как  показывает практика, являются следующие:

1. Повседневный контроль работы подчиненных, т.е. проверка непосредственно на рабочих местах: в дежурной части, в изоляторе временного содержания, в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту и т.д. Такая проверка дает возможность своевременно заметить недостатки в работе, принять меры к быстрому их устранению и научить личный состав правильным приемам и методам работы. Только в процессе постоянного общения с подчиненными начальник органа и его заместители могут знать истинное положение дел и оперативно реагировать на возможные упущения в работе.

2. Другим видом контроля  является заранее спланированная проверка работы служб и подразделений. Такие проверки разрабатываются штабами и отражаются в квартальных планах работы органов внутренних дел. Однако, намечая эти мероприятия, нельзя гнаться за большим количеством проверок, необходимо добиваться их качества.

3. Проверка состояния работы по отдельным направлениям деятельности служб и подразделений. Ее специфика состоит в том, что проверяя отдельные виды административной деятельности, затрагиваются интересы разных служб. К примеру, проверяя обеспечение соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, в первую очередь, проверяется деятельность аппарата - начальника и его подчиненных. Однако, надзор за соблюдением требований лицензионно-разрешительной системы обязаны вести участковые уполномоченные полиции, а также сотрудники уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями и другие сотрудники полиции. Поэтому планируя конкретные мероприятия, необходимо учитывать всю их многогранность и конкретную роль каждой службы, обращая внимание на их взаимодействие.

4. Периодические заслушивания на собраниях и оперативных совещаниях руководителей служб, подразделений и отдельных сотрудников. Причем заслушивают не обязательно тех, у кого не ладится с работой. Хорошие результаты дают выступления наставников и других сотрудников, чьи показатели выше остальных. Такие выступления превращаются в своеобразную форму воспитания, обучения, школу передачи положительного опыта работы.

5. Устный отчет (доклад) сотрудника о проделанной работе непосредственно у начальника органа внутренних дел и его заместителей.

6. Отчет в письменном виде, как способ контроля, применяется как в отношении отдельных сотрудников, так и в отношении служб и подразделений.

7. Проверка выполнения планов работы сотрудников как по отдельным намеченным мероприятиям, так и в целом. Обычно такие проверки осуществляются ежедневно во время личных контактов руководителей и подчиненных. Утверждая план работы на следующий период времени, начальник интересуется о ходе выполнения того или иного пункта плана, советует как лучше его выполнить, обращает внимание на ошибки, требует не нарушать сроки исполнения.

8. Контроль с помощью специальных карточек за исполнением поступившей информации обычно бывает двух видов:

- общий контроль, который  осуществляется за исполнением  предложений, заявлений, жалоб граждан, указаний и распоряжений начальника органа внутренних дел и некоторых других служебных документов;

- особый контроль, который  осуществляется за исполнением  директив, приказов и других срочных  актов вышестоящих органов внутренних  дел, срочных решений органов  местного самоуправления, указаний  прокурора, запросов депутатов  и т.д.

Карточки контроля могут  заполняться в одном или в  двух экземплярах с тем, чтобы  один экземпляр постоянно находился  у начальника или секретаря, а второй мог быть передан исполнителю.

9. Контроль в административной  деятельности полиции проводится, как правило, гласно. Однако в  тех службах, где имеются патрульно-постовые  наряды, применяется и негласный контроль. Графики проведения такого контроля составляются на месяц, утверждаются начальником органа или командиром строевого подразделения (части) и доводится до исполнителя персонально.

10. Для контроля за местонахождением патрульно-постовых нарядов широко используются различные технические средства: радиостанции, телефон, прикладные телевизионные установки, система «Аркан» в Санкт-Петербурге  и др.

11. Контрольными функциями  начальника органа внутренних  дел и его заместителей является  также проверка жалоб граждан на действия сотрудников полиции.

 

2.2 Надзор за деятельностью органов внутренних дел

Прокурорский  надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных  ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации  на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов  и привлечению виновность к ответственности.

В соответствии со ст. 52 Закона РФ "О полиции", законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору России и подчиненным ему прокурорам. В современных условиях этот аспект детально регламентирует Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202 – Ι35.

Прежде  всего, данный закон определяет систему  и организацию прокуратуры Российской Федерации. В этом законодательном  акте указаны должностные лица Генеральной  прокуратуры, прокуратуры субъектов  РФ, приравненных к ним прокуратур, прокуратуры городов и районов, а также их полномочия в сфере  надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Детально предмет соответствующих  видов прокурорского надзора, полномочия прокурора и конкретные формы  реагирования на выявленные прокурором нарушения законности предусматривает  раздел III Федерального закона "О  прокуратуре РФ" и иные правовые акты Российской Федерации.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

-посещать в любое время  суток органы внутренних дел  и их учреждения;

-знакомиться с документами,  на основании которых граждане  подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу;

- проводить опрос задержанных  и заключенных под стражу лиц,  принимать и рассматривать их жалобы;

-освобождать своим постановлением  лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

-опротестовывать противоречащие  закону акты руководителей органов  внутренних дел, 

-обращаться в суд о  признании таких актов недействительными;

-вносить представления  об устранении нарушений закона  и требовать от руководителей  органов внутренних дел письменных  ответов в течение одного месяца;

-объявлять должностным  лицам предостережение о недопустимости  нарушения закона;

-выносить мотивированные  постановления о возбуждении  производства об административных правонарушениях36.

Пример осуществления  надзора за соблюдением законности в органах внутренних дел:

Отделом по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел, юстиции, УФСКН, МЧС, УФСИН проведено обобщение состояния надзорной деятельности по исполнению приказа прокурора области №80 от 22.06.2011 года «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, расположенных на территории Оренбургской области». Анализ проведенной работы показал, что в целом надзор на данном направлении деятельности осуществляется надлежащим образом. Прокурорами регулярно осуществляются проверки изоляторов временно содержания, расположенные при районных отделах внутренних дел. Основная масса выявляемых в ходе проверок нарушений связана с несоблюдением сотрудниками территориальных ОВД требований ФЗ №103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорами в первом полугодии 2011 году в адрес руководителей территориальных ОВД было внесено 17 представлений об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения данных представлений виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Как правило, нарушения закона связаны с несоблюдением норм материально-бытового и санитарно-гигиенического содержания граждан в изоляторах временного содержания, а также порядка и сроков содержания.

Прокурор вправе требовать  от руководителей и других должностных  лиц милиции представления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений. В случае необходимости прокурор обладает возможностью потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных соответствующим руководителям и должностным лицам организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушений законов.

 

Прокурор  отслеживает нарушения законности в деятельности полиции по пресечению административных правонарушений, а также при проведении иных действий, связанных с производством об административных правонарушениях, исходит из законодательства об административных правонарушениях. Здесь следует особо обратить внимание на закрепление в абзаце 1 ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" права прокурора или его заместителя освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это имеет прямое отношение к полиции, поскольку согласно норме данной статьи Федерального Закона "О полиции" предоставлено право осуществлять административное задержание различных категорий граждан. Например, прокурор, прибывший в помещение полиции для проведения проверки законности задержания граждан в административном порядке, выясняет, имеются ли основания для содержания в комнате для задержанных в административном порядке находящихся в ней лиц; была ли необходимость для доставления их в милицию, соблюдены ли требования, предъявляемые к протоколу об административных правонарушениях, и обстоятельно ли в нем изложены сущность нарушения, объяснения виновного и свидетелей; не нарушен ли срок содержания лица, доставленного за административные правонарушения; зарегистрировано ли данное лицо в книге учета; указано ли в составленном протоколе точное время (число и час) задержания; содержатся ли задержанные в административном порядке отдельно от лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При обнаружении факта незаконного задержания и доставления конкретного гражданина в полицию прокурор дает начальнику органа внутренних дел обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного, оформляя это решение своим постановлением37.

В предмет прокурорского надзора входят все правовые акты, издаваемые и Президентом РФ, и Правительством РФ; и администрацией субъектов РФ, касающихся деятельности полиции.

На  уровне же субъектов РФ издаются Положения о муниципальной полиции, устанавливающие статус этих принципиально новых для России правоохранных структур. По всей видимости, в подобных условиях оправдана постановка вопроса не только об инкорпорации правовых актов, входящих в структуру правовой основы полиции, но и об их кодификации38.

Если  прокурором выявлен противоречащий закону правовой акт, то он согласно абз. 2 ч. 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона "О  прокуратуре РФ" опротестовывает  его. Специфика этой процедуры заключается  в следующем:

- протест  приносится в орган или должностному  лицу, которые издали противоречащий  закону акт;

- прокурор  вправе обратиться в суд в  порядке, предусмотренном процессуальным  законодательством, с требованием  о признании противоречащего  закону правового акта недействительным;

- протест  прокурора подлежит обязательному  рассмотрению не позднее чем  в десятидневный срок с момента  его поступления, а в случае  принесения протеста на решение  представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа  местного самоуправления – на  ближайшем заседании. При исключительных  обстоятельствах, требующих немедленного  устранения нарушения закона, прокурор  вправе установить сокращенный  срок рассмотрения протеста;

- о  результатах рассмотрения протеста  незамедлительно сообщается прокурору  в письменной форме, он также  информируется о дне заседания  коллегиального органа, который  будет рассматривать принесенный  им протест;

- прокурору  предоставляется право отозвать  протест до его рассмотрения.

Таким образом, в условиях формирующегося правового государства прокуратура  признана реанимировать свою основную функцию в виде "отслеживания" нарушений законов при их исполнении соответствующими государственными органами, в том числе и полицией и применять меры по их устранению. Важное значение имеет деятельность прокуратуры по созданию качественной правовой основы для деятельности служб, подразделений и учреждений полиции.

Статья 53 Закона РФ "О полиции" устанавливает, что гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиций, прокурору или в суд.

Институт  обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с бюрократизмом, волокитой, должностными злоупотреблениями в полиции. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Информация о работе Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД