Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:06, дипломная работа
Задачи исследования:
-раскрыть сущность понятия «законность»;
- охарактеризовать общие проблемы понятия и содержания законности;
- рассмотреть содержание и принципы законности в деятельности ОВД;
- раскрыть способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД;
-рассмотреть виды органов, осуществляющих надзор за деятельностью ОВД;
-рассмотреть способы обжалования неправомерных действий сотрудников.
Глава 1. Теоретические основы состояния законности в административной деятельности ОВД
1.1 Общие проблемы понятия и содержания законности
1.2 Содержание и принципы законности в деятельности ОВД
Глава 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1 Организация контроля за законностью в деятельности ОВД
2.2 Надзор за деятельностью ОВД
2.3 Обжалование неправомерных действий сотрудников ОВД
Рассмотрим второе направление - организацию контроля за соблюдением законности сотрудниками полиции в горрайорганах внутренних дел.
Наряду с контролем, который проводится вышестоящими органами внутренних дел, большая роль отводится контролю, осуществляемому начальником горрайоргана внутренних дел и его заместителями.
Контроль и проверка исполнения - это не обособленная управленческая функция, а составная часть руководства, прямая обязанность руководителей органов внутренних дел. Важно не только отдать распоряжение, но и проследить за его своевременным и точным исполнением, оказывая при этом необходимую помощь исполнителям.
Наиболее действенными видами контроля и проверки исполнения, как показывает практика, являются следующие:
1. Повседневный контроль работы подчиненных, т.е. проверка непосредственно на рабочих местах: в дежурной части, в изоляторе временного содержания, в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту и т.д. Такая проверка дает возможность своевременно заметить недостатки в работе, принять меры к быстрому их устранению и научить личный состав правильным приемам и методам работы. Только в процессе постоянного общения с подчиненными начальник органа и его заместители могут знать истинное положение дел и оперативно реагировать на возможные упущения в работе.
2. Другим видом контроля является заранее спланированная проверка работы служб и подразделений. Такие проверки разрабатываются штабами и отражаются в квартальных планах работы органов внутренних дел. Однако, намечая эти мероприятия, нельзя гнаться за большим количеством проверок, необходимо добиваться их качества.
3. Проверка состояния работы по отдельным направлениям деятельности служб и подразделений. Ее специфика состоит в том, что проверяя отдельные виды административной деятельности, затрагиваются интересы разных служб. К примеру, проверяя обеспечение соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, в первую очередь, проверяется деятельность аппарата - начальника и его подчиненных. Однако, надзор за соблюдением требований лицензионно-разрешительной системы обязаны вести участковые уполномоченные полиции, а также сотрудники уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями и другие сотрудники полиции. Поэтому планируя конкретные мероприятия, необходимо учитывать всю их многогранность и конкретную роль каждой службы, обращая внимание на их взаимодействие.
4. Периодические заслушивания на собраниях и оперативных совещаниях руководителей служб, подразделений и отдельных сотрудников. Причем заслушивают не обязательно тех, у кого не ладится с работой. Хорошие результаты дают выступления наставников и других сотрудников, чьи показатели выше остальных. Такие выступления превращаются в своеобразную форму воспитания, обучения, школу передачи положительного опыта работы.
5. Устный отчет (доклад) сотрудника о проделанной работе непосредственно у начальника органа внутренних дел и его заместителей.
6. Отчет в письменном виде, как способ контроля, применяется как в отношении отдельных сотрудников, так и в отношении служб и подразделений.
7. Проверка выполнения планов работы сотрудников как по отдельным намеченным мероприятиям, так и в целом. Обычно такие проверки осуществляются ежедневно во время личных контактов руководителей и подчиненных. Утверждая план работы на следующий период времени, начальник интересуется о ходе выполнения того или иного пункта плана, советует как лучше его выполнить, обращает внимание на ошибки, требует не нарушать сроки исполнения.
8. Контроль с помощью специальных карточек за исполнением поступившей информации обычно бывает двух видов:
- общий контроль, который осуществляется за исполнением предложений, заявлений, жалоб граждан, указаний и распоряжений начальника органа внутренних дел и некоторых других служебных документов;
- особый контроль, который
осуществляется за исполнением
директив, приказов и других срочных
актов вышестоящих органов
Карточки контроля могут заполняться в одном или в двух экземплярах с тем, чтобы один экземпляр постоянно находился у начальника или секретаря, а второй мог быть передан исполнителю.
9. Контроль в административной
деятельности полиции
10. Для контроля за местонахождением патрульно-постовых нарядов широко используются различные технические средства: радиостанции, телефон, прикладные телевизионные установки, система «Аркан» в Санкт-Петербурге и др.
11. Контрольными функциями
начальника органа внутренних
дел и его заместителей
Прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновность к ответственности.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ "О полиции", законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору России и подчиненным ему прокурорам. В современных условиях этот аспект детально регламентирует Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202 – Ι35.
Прежде
всего, данный закон определяет систему
и организацию прокуратуры
Детально предмет
Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:
-посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учреждения;
-знакомиться с документами, на основании которых граждане подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу;
- проводить опрос задержанных и заключенных под стражу лиц, принимать и рассматривать их жалобы;
-освобождать своим
-опротестовывать
-обращаться в суд о
признании таких актов
-вносить представления
об устранении нарушений
-объявлять должностным
лицам предостережение о
-выносить мотивированные постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях36.
Пример осуществления надзора за соблюдением законности в органах внутренних дел:
Отделом по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел, юстиции, УФСКН, МЧС, УФСИН проведено обобщение состояния надзорной деятельности по исполнению приказа прокурора области №80 от 22.06.2011 года «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, расположенных на территории Оренбургской области». Анализ проведенной работы показал, что в целом надзор на данном направлении деятельности осуществляется надлежащим образом. Прокурорами регулярно осуществляются проверки изоляторов временно содержания, расположенные при районных отделах внутренних дел. Основная масса выявляемых в ходе проверок нарушений связана с несоблюдением сотрудниками территориальных ОВД требований ФЗ №103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорами в первом полугодии 2011 году в адрес руководителей территориальных ОВД было внесено 17 представлений об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения данных представлений виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Как правило, нарушения закона связаны с несоблюдением норм материально-бытового и санитарно-гигиенического содержания граждан в изоляторах временного содержания, а также порядка и сроков содержания.
Прокурор вправе требовать
от руководителей и других должностных
лиц милиции представления
Прокурор отслеживает нарушения законности в деятельности полиции по пресечению административных правонарушений, а также при проведении иных действий, связанных с производством об административных правонарушениях, исходит из законодательства об административных правонарушениях. Здесь следует особо обратить внимание на закрепление в абзаце 1 ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" права прокурора или его заместителя освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это имеет прямое отношение к полиции, поскольку согласно норме данной статьи Федерального Закона "О полиции" предоставлено право осуществлять административное задержание различных категорий граждан. Например, прокурор, прибывший в помещение полиции для проведения проверки законности задержания граждан в административном порядке, выясняет, имеются ли основания для содержания в комнате для задержанных в административном порядке находящихся в ней лиц; была ли необходимость для доставления их в милицию, соблюдены ли требования, предъявляемые к протоколу об административных правонарушениях, и обстоятельно ли в нем изложены сущность нарушения, объяснения виновного и свидетелей; не нарушен ли срок содержания лица, доставленного за административные правонарушения; зарегистрировано ли данное лицо в книге учета; указано ли в составленном протоколе точное время (число и час) задержания; содержатся ли задержанные в административном порядке отдельно от лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При обнаружении факта незаконного задержания и доставления конкретного гражданина в полицию прокурор дает начальнику органа внутренних дел обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного, оформляя это решение своим постановлением37.
В предмет прокурорского надзора входят все правовые акты, издаваемые и Президентом РФ, и Правительством РФ; и администрацией субъектов РФ, касающихся деятельности полиции.
На уровне же субъектов РФ издаются Положения о муниципальной полиции, устанавливающие статус этих принципиально новых для России правоохранных структур. По всей видимости, в подобных условиях оправдана постановка вопроса не только об инкорпорации правовых актов, входящих в структуру правовой основы полиции, но и об их кодификации38.
Если прокурором выявлен противоречащий закону правовой акт, то он согласно абз. 2 ч. 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" опротестовывает его. Специфика этой процедуры заключается в следующем:
- протест
приносится в орган или
- прокурор
вправе обратиться в суд в
порядке, предусмотренном
- протест
прокурора подлежит
- о
результатах рассмотрения
- прокурору
предоставляется право
Таким
образом, в условиях формирующегося
правового государства
Статья 53 Закона РФ "О полиции" устанавливает, что гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиций, прокурору или в суд.
Институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с бюрократизмом, волокитой, должностными злоупотреблениями в полиции. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Информация о работе Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД