Нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Актуальность данного вопроса состоит в том, что при знании составляющих состава (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) преступления, предусмотренного данной статьей, мы сможем правильно квалифицировать деяние и отграничить его от других составов преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 - 4
1. История уголовного законодательства о наркотиках: от Руси до Современности ……………………………………………………… 5 - 20
2. Анализ статьи 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ» Уголовного кодекса Российской Федерации:
2.1 Объект и объективная сторона ст.228.2 УК РФ ……… 21 - 34
2.2 Субъект и субъективная сторона ст.228.2 УК РФ ….. 35 - 36
3. Целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту Российской Федерации …………… 37 - 50
Заключение ……………………………………………………….. 51 - 54
Список используемой литературы ……………………………… 55 - 57

Работа состоит из  1 файл

курсовая по уголовному праву.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

     Незаконным культивированием растений, используемых для приготовления наркотических средств и психотропных веществ, по смыслу рассматриваемой нами статьи признается возделывание наркотикосодержащих растений, которое включает в себя их посев и выращивание. Наряду с этим под культивированием, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.05.1998 г., следует понимать также и совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями16.

     Окончено  преступление, предусмотренное ст.228.2 УК РФ с момента фактического совершения любого из альтернативно названных  действий, т.е. налицо формальный состав преступления.  

Субъект и субъективная сторона  ст.228.2

     Субъект преступления – специальный. В соответствии с п.2 приказа Минздрава от 12.11.1997 г. №330 персональную ответственность за учет, хранение, отпуск, назначение и использование лекарственных средств и специальных бланков возложена на руководителей лечебно – профилактических учреждений. Они (или их заместители) кроме того, обязаны:

    • Обязать лечащих врачей назначение и использование наркотических лекарственных средств оформлять записями в истории болезни с указанием наименования лекарственной формы наркотического средства, его количества и дозировки;
    • Обязать лечащих и дежурных врачей использованные ампулы из-под наркотических лекарственных средств сдавать в тот же день, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части, а в учреждениях, где он отсутствует, - руководителю лечебно – профилактического учреждения.

     Уничтожение использованных ампул производится комиссией под председательством  руководителя с оформлением соответствующего акта по установленной форме17.

     Согласно  с п.2 приказа Минздрава РФ №397 от 05.11.1999 г. « О перечне должностей фармацевтических работников и учреждений с правом отпуска наркотических  средств и психотропных веществ  физическим лицам» отпуск наркотиков и психотропов физическим лицам разрешен юридическим лицам только при наличии у них лицензии на отпуск наркотических средств и психотропных веществ, а также лицензии органа внутренних дел на использование объекта и помещения18.

     Следовательно, субъектом настоящего преступления могут быть как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной работы обязаны соблюдать установленные в этой области правила.

     Этими лицами могут быть как работники  унитарных государственных предприятий, так и работники предприятий и учреждений различных форм собственности, но при одном условии, что эти предприятия и учреждения получили лицензию на указанную деятельность.

            Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Виновное лицо осознает, что нарушает установленные правила обращения с соответствующими предметами, и желает действовать таким образом.

     В квалифицирующих признаках состава  преступления, предусмотренных ч.2 ст.228.2 УК РФ, конкретизируется мотив. Он может  быть только корыстным. Кроме того, в качестве альтернативы предусмотрена двойная форма вины. 
 

Глава 3.  Целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в   Российской Федерации. 

     В своей последней главе нам хотелось бы рассмотреть Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», Закон Волгоградской области об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009 - 2013 годы» и Постановление главы городского округа – города Волжского от 18.10.2006 г. №450-ГО «Об утверждении положения и состава межведомственного совета по противодействию незаконному обороту наркотиков и распространению ВИЧ – инфекции на территории городского округа – город Волжский» (положении о межведомственном совете по противодействию незаконному обороту наркотиков и распространению ВИЧ – инфекции на территории городского округа – город Волжский).

     Первая  рассматриваемая мной программа – это Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009годы».

     Данная  программа была принята в соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 13.09.2005 г. №561 «О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы»».

     Необходимость подготовки и реализации программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

     Программа разработана в целях координации  усилий и повышения эффективности  мер по противодействию наркоугрозе  и ориентирована на совершенствование  профилактики наркомании, лечения и  реабилитации наркозависимых лиц, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

     Основные  положения программы учитывают  результаты реализации Федеральной  целевой программы "Комплексные  меры противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту на 2002 - 2004 годы", решения  органов государственной власти Российской Федерации и направлены на выполнение задач федерального уровня. При разработке программы так же учитывались российский и зарубежный опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.

     Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления  наркотиков в Российской Федерации  на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом.

     Целевым показателем реализации Программы  является масштаб незаконного потребления  наркотиков по отношению к уровню 2004 года (в процентах).

     Руководителем программы является директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Он ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

     Достижение  указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.

     Следующей рассматриваемы документом является Закон Волгоградской области об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009 - 2013 годы». Он был принят Волгоградской областной Думой 30 октября 2008 г. Сама комплексная программа описана в приложении к данному закону. Данная программа основана на Постановлении Правительства РФ о разработке федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы». В соответствии с указанной федеральной целевой программой главным критерием оценки эффективности реализации государственной политики в сфере противодействия наркомании является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков.

     Основной  целью данной программы является создание условий для приостановления  роста злоупотребления наркотиками  и их незаконного оборота, а также  поэтапное сокращение распространения  наркомании и связанных с ней  преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Для достижения поставленных целей программа подразумевает  решение следующих задач:

  1. проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
  2. снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
  3. развитие информационно-пропагандистской работы;
  4. формирование негативного общественного мнения к немедицинскому потреблению наркотиков, обстановки нетерпимости к распространителям наркотических средств и психотропных веществ на основе социально ориентированной информационной интервенции; повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков;
  5. развитие системы мониторинга распространения наркомании в области;
  6. развитие системы государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией; обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
  7. реализация единой стратегии и тактики в межведомственном взаимодействии, совершенствование межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту19.

     Срок  реализации Программы - 2009 - 2013 годы. Этапы  ее реализации представляют собой комбинированную схему поквартального исполнения мероприятий.

     Участниками программы являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти РФ, которые принимают участие в реализации программных мероприятий (по согласованию) в рамках осуществления возложенных на них функций по противодействию распространению наркомании и наркопреступности.

     Общий контроль за исполнением программы, а также координация деятельности государственных заказчиков, участников и органов, ответственных за реализацию программы, возлагаются на антинаркотическую комиссию Волгоградской области и ее аппарат. Кроме того, контроль за выполнением отдельных мероприятий осуществляют структурные подразделения администрации области, указанные в Перечне мероприятий программы, а также органы, ответственные за реализацию отдельных мероприятий, Волгоградская областная Дума, иные уполномоченные органы в пределах компетенции.

     Следующим документом, которым мне хотелось бы рассмотреть является Постановление  главы городского округа – город Волжский от 18 октября 2006 г. №450-ГО «Об утверждении положения и состава межведомственного совета по противодействию незаконному обороту наркотиков и распространению ВИЧ – инфекции на территории городского округа – город Волжский», а точнее приложение №1 к данному Постановлению.

     Данный  межведомственный совет является постоянно  действующим совещательным органом  при главе городского округа, созданным  с целью объединения усилий органов  местного самоуправления городского округа по противодействию незаконному  обороту наркотиков, профилактике немедицинского употребления наркотиков, лечению и реабилитации больных наркоманией, по противодействия ВИЧ – инфекции. Членами Совета являются должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Состав Совета утверждается постановлением главы городского округа – город Волжский.

     Основными задачами Совета являются: разработка, обсуждение, согласование планов по противодействия незаконному обороту наркотиков, распространению ВИЧ – инфекции, взаимодействие со СМИ по информированию населения в вопросах профилактики наркомании и ВИЧ - инфекции, проведение информационных дней, конференций, «круглых столов», тематических лекций, распространение информационных материалов, печатной продукции и т.д. по вопросам профилактики наркомании и ВИЧ – инфекции. 20

     Проведя анализ программ по противодействию  потреблению наркотиков и их незаконного  оборота по линии: Государство – Область -                                                         Город мы наблюдаем, что на каждом уровне власти признана такая проблема, как наркомания и незаконный оборот наркотиков. Каждый субъект власти, будь то федеральная власть или органы самоуправления городов, ведут борьбу с этим практически неискоренимым, как показывает история, явлением. Это показывают те программы, которые реализуются в настоящее время в нашей стране, области, городе.  
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В заключение работы хотелось бы подвести итоги:

     Диспозиция  статьи ст.228.2 УК РФ - бланкетная, что предполагает необходимость обращения к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств.

Информация о работе Нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ