Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:13, дипломная работа
Вопросы, связанные с исполнительным производством, затрагивают проблему эффективности защиты государством прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которая выступает важной гарантией прав и свобод человека и гражданина, провозглашенной в ст. 45 Конституции РФ. При отсутствии реальной возможности претворить решение суда в жизнь выигранный судебный процесс может потерять всякий смысл. На повышение исполнимости судебных решений было направлено подписание Президентом РФ 2 октября 2007 года федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», цель которого заключается в реформировании принудительного исполнения вследствие изменений, произошедших в политике и экономике нашей страны.
Введение…..……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Сущность исполнительного производства РФ…………………..…...11
1.1.Законодательная и правовая основа исполнительного производства в РФ. Субъекты исполнительного производства………………..………………………11
1.2. Предмет и основные положения исполнительного производства………….14
Глава 2. Общие правила исполнения решений в отношении граждан РФ...…..20
2.1. Особенности обращения взыскания на имущество физических лиц…........20
2.2. Особенности обращения взыскания на имущество юридических лиц…...27
Глава 3. Правила исполнительного производства по спорам неимущественного характера....................................................................................................................35
3.1 Особенности правил исполнения, обязывающих должника совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения…........................35
3.2. Особенности исполнения правил по трудовым делам…................................38
3.3. Правила исполнения решения иностранных судов и Арбитражей на территории Российской Федерации….....................................................................45
Заключение….............................................................................................................52
Библиография.........................................................................................................…55
является весьма затруднительной,
так как это сложная
Поэтому, дополнительный специалист, которого можно было бы ввести в штат подразделений судебных приставов, рассматривал бы и данный экономический вопрос. Тем самым экономилось бы время на отправление заявок и получение заключения специалистов.
Федеральный Закон РФ «Об исполнительном производстве» в п.1 ст.69 определяет, что обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Арест имущества производится по общим правилам, установленным в ст.80 указанного федерального закона. Применительно к имуществу ст.80 данного закона следовало бы дополнить обязанностью судебного пристава-исполнителя направлять копию постановления о наложении ареста на недвижимое имущество в день его вынесения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Несмотря на то, что Федеральный Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязывает судебных приставов-исполнителей направлять постановление о наложении ареста на недвижимое имущество в учреждение юстиции по регистрации прав, подобную норму необходимо внести и в Федеральный Закон РФ «Об исполнительном производстве» для избежания возможных неточностей.
В Федеральном Законе РФ «Об исполнительном производстве» отсутствует методика оценки недвижимого имущества. Все фактически сводится к назначению судебным приставом-исполнителем специалиста для определения стоимости имущества, в том случае, если оценка отдельных предметов является затруднительной, либо должник или взыскатель в судебном порядке, возражают против произведенной самим судебным приставом-исполнителем оценки (п.3 ст.85 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»).
Следует заметить, что вопрос об участи специалиста является дискуссионным и в гражданском процессе. М.К. Треушников считает, что «при наличии специалиста как участника процесса суд может использовать его знания и опыт в процессе исследования вещественных доказательств. Поэтому предложения о введении в гражданский процесс специалиста признаны обоснованными и в ГПК РФ предусмотрено участие специалиста при совершении процессуальных действий (ст. 178 ГПК РФ) в качестве консультанта»1.
Поэтому наше предложение о специалисте, находящимся в Подразделении судебных приставов облегчило бы работу судебного пристава-исполнителя производящего оценку имущества должника, которая обязательна при составлении акта описи и ареста имущества.
Что касается методики оценки имущества, то она должна регулироваться законодательством об оценочной деятельности, в частности Федеральным законом РФ «Об оценочной деятельности в РФ» либо инструкциями, издаваемыми заинтересованными органами.
Одним из наиболее важных этапов обращения взыскания на недвижимое имущество является его реализация.
По мнению авторов Комментария к Федеральному Закону РФ «Об исполнительном производстве», правом проведения торгов недвижимым имуществом наделены только специализированные риэлтерские организации. Поэтому мы предлагаем поиск специализированной торгующей организации осуществлять судебному приставу-исполнителю, после установления надлежащим образом оформленной лицензии и срока ее действия заключать с ней договор на проведение торгов.
В соответствии с действующим
законодательством порядок
По словам В.В. Витрянского, «разница между ними заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия. В свою очередь, и аукцион, и конкурс может быть открытым или закрытым. В первом случае участником аукциона или конкурса, а следовательно, и его победителем может быть любое лицо; во втором – только лица, специально приглашенные для участия в конкурсе (аукционе). Аукцион или конкурс, в которых принял бы участие только один участник, признается несостоявшимся»10.
Нам кажется целесообразным было бы обратить внимание и внести в проект Исполнительного кодекса следующие нормы 1) проведение торгов только в форме открытого аукцион; 2) для признания торгов состоявшимися достаточно одного желающего, сделавшего надбавку против оценочной суммы; 3) возможность внести в счет оплаты вместо наличных денег взыскания, которые были бы обращены на проданное недвижимое имущество (вместо наличных денег внести в счет покупной цены свое взыскание по исполнительному листу).
Отдельными федеральными законами установлены ограничения по обращению взыскания на имущество организаций. Так, согласно ст. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»11 на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.
Такое отношение Правительства неприемлемо, так как отсутствие данного перечня затрудняет исполнение судебных решений. В случае поступления исполнительного документа о взыскании долга например, с церкви, судебному приставу-исполнителю придется обратиться в суд вынесший решение за разъяснениями дальнейшего исполнения решения суда.
Поэтому мы предлагаем Правительству в ближайшее время утвердить перечень имущества богослужебного назначения и довести его до каждого судебного пристава.
Во многих случаях наряду с должником имущественную ответственность несут и другие лица. Так, согласно п.5 ст. 115 ГК Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии с п.2 ст. 105 ГК РФ и п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе
по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение
таких указаний. В случае несостоятельности (банкротстве) дочернего предприятия по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Однако для возложения такой субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию либо основное общество (товарищество) и, соответственно, обращения взыскания на имущество этих лиц, необходимо самостоятельное, вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в отношении данных лиц.
Статьей 56 ГК провозглашен принцип полной имущественной ответственности юридического лица, за исключением финансируемого собственником учреждений1.
Также согласно п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждении2. Поэтому при совершении исполнительных действий в отношении учреждений обращения взыскания на их имущество не допускается. Мартынова В. в Комментарии Закона «Об исполнительном производстве» рекомендует при отсутствии у учреждения денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, обратиться в суд с иском к собственнику имущества учреждения.12
Однако такое решение на наш взгляд ущемляет интересы взыскателя и лишает возможности реального исполнения решения судебным приставом- исполнителем.
Глава 3. Правила исполнительного производства по
спорам неимущественного характера.
3.1. Особенности
правил исполнения, обязывающих
должника совершить
Если при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного характера задачей судебного пристава-исполнителя в большинстве случаев является отыскание денежных средств и иного имущества должника и обращение на них взыскания, то при исполнении названной категории исполнительных документов, обязывающих должника совершить в пользу взыскателя определенные действия или воздержаться от совершения этих действий, судебный пристав-исполнитель должен, используя предоставленные ему законом права, обеспечить выполнение исполнительного документа, как правило, самим должником.
Толкование ст. 105, гл. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» может привести к мысли, что по исполнительным документам неимущественного характера судебный пристав-исполнитель свои правомочия по возбуждению исполнительного производства и предоставлению должнику срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, процесс исполнения выше указанных исполнительных документов, является достаточно многоступенчатым. Первый этап – добровольное исполнение судебного акта в сроки, указанные в самом судебном решении, вне рамок исполнительного производства; второй этап – добровольное исполнение исполнительного документа в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем; третий этап – принудительное исполнение, в том числе и путем совершения активных действий самим взыскателем с последующим взысканием расходов с должника либо стимулирование должника к исполнению путем наложения на него штрафов.
По истечении срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения, а при немедленном исполнении – на следующий день после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и вручения его должнику судебный пристав-исполнитель проверяет исполнение должником исполнительного документа. Если исполнение состоялось, об этом делается запись в исполнительном документе, которая удостоверяется подписью судебного пристава-исполнителя и печатью подразделения судебных приставов, после чего исполнительный документ возвращается органу, его выдавшему, а исполнительное производство оканчивается вынесением соответствующего постановления.
В случае неисполнения требования исполнительного документа к установленному сроку без уважительных причин судебный пристав-исполнитель совершает следующие действия:
а) при указании в исполнительном документе, что в случае неисполнения должником определенных требований эти требования вправе выполнить взыскатель за счет должника,
б) при исполнении исполнительного документа, в котором участие должника необязательно,
в) при исполнении исполнительного документа в случае, когда возможно только личное исполнение должником,
Кроме того, судебный пристав-исполнитель при повторном неисполнении организацией без уважительных причин требований исполнительного документа вносит в соответствующие органы представление о привлечении к уголовной или административной ответственности виновных в неисполнении работников организации.1
Отнесение расходов по выполнению требований исполнительного документа к расходам по совершению исполнительных действий, взыскание их с должника и возмещение лицам, понесшим эти расходы, наложение штрафов на должника и назначение новых сроков исполнения производится постановлениями судебного пристава-исполнителя, которые подлежат утверждению старшим судебным приставом, если они касаются денежных взысканий.
3.2. Особенности исполнения правил по трудовым делам.