Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, реферат
Общий контроль за политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.
1. МЕСТО ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2. МЕСТО ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОТБОРА КАДРОВ
3.1. АНАЛИЗ РАБОТЫ
3.1.1. Должностные инструкции
3.1.2. Требования к должности
3.1.3. Значение анализа работы для процесса отбора и профессиональной адаптации работников
4. МЕТОДЫ ОТБОРА
4.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР
4.1.1. Сбор сведений о кандидатах
4.2. СБОР ИНФОРМАЦИИ О КАНДИДАТЕ (ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ)
4.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ
4.4. ТЕСТЫ
4.5. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОТБОРА
4.6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
5. ИНТЕРВЬЮ
5.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ ИНТЕРВЬЮ
5.2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
5.3. ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ
5.3.1. Панельное интервью
5.4. ТИПЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ИНТЕРВЬЮ
5.5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВЬЮ
5.6. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
6. РЕШЕНИЕ О ПРИЕМЕ КАНДИДАТА НА РАБОТУ
6.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ
6.2. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ
6.3. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
7. ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ
7.1. ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
7.2. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ
8.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА КАДРОВ
8.2. ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА
8.3. ЗАТРАТЫ НА ПОИСК И ОТБОР КАДРОВ
8.3.1. Прямые финансовые потери при ошибках отбора
8.3.2. Косвенные издержки при ошибках отбора
Многие организации
имеют стандартную схему
С другой стороны, интервью
не должно создавать у кандидата
впечатления, что его опрашивают
по вопросам заранее заготовленной
анкеты. Кандидата следует поощрять,
чтобы он больше рассказывал о
себе, о своем опыте, знаниях, задавал
вопросы и предлагал свои идеи.
Информация по каждому
пункту интервью может собираться без
какого-либо заранее определенного
порядка вопросов, после чего собранная
информация заносится в стандартную
форму и анализируется.
5.3. ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ
В зависимости от
целей и задач отбора могут
использоваться разные типы интервью:
структурированное
(в основе которого лежит фиксированный
набор вопросов);
неструктурированное
(проводимое в свободной форме);
интервью в эмоционально
напряженной обстановке (в условиях
специально смоделированной стрессовой
ситуации);
панельное (проводимое
специально созданной комиссией);
групповое (интервью
с группой кандидатов);
один на один.
5.3.1. Панельное интервью
Это интервью с кандидатом,
которое проводит специально созданная
комиссия. В комиссию обычно включают
представителя высшего
Панельное интервью может быть организовано на основании разделения обязанностей между членами комиссии.
Преимущество
панельного интервью состоит
в том, что с кандидатом
К числу факторов,
которые могут оказывать
неподготовленность
отдельных членов комиссии к участию
в интервью;
существенные расхождения
в мнениях и интересах у
разных членов комиссии. Это может
выражаться в том, что члены комиссии
могут по-разному оценивать
излишне формальный
подход членов комиссии к проведению
интервью. Это не дает возможности
создать во время беседы с кандидатом
доверительной и непринужденной
обстановки, не позволяя многим кандидатам
полностью раскрыть свой потенциал;
социально-психологические
факторы. На оценку комиссии могут оказывать
влияние хорошо известные психологические
феномены, такие как эффект ореола,
групповое давление, конформизм отдельных
членов комиссии и др.
5.4. ТИПЫ ВОПРОСОВ,
КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ
Для получения в
ходе интервью достоверных и максимально
полных сведений о кандидате интервьюер
должен владеть техникой сбора информации.
Это предполагает умение правильно
задавать вопросы.
Интервьюер должен
избегать соблазна внушения кандидату
возможных ответов, а также наводящих
вопросов, то есть таких вопросов, которые
подсказывают, какой тип ответа он
ожидает получить. При проведении
интервью следует соблюдать баланс
между закрытыми и открытыми
вопросами, и рефлексивными замечаниями
или рефлексивными вопросами.
Примеры наводящих
вопросов:
• Для этой работы важна аккуратность. А вы аккуратный человек?
• Я думаю, что вы жалеете об этом сейчас, не так ли?
• У нас
очень много работы и часто
приходится работать с высокой
нагрузкой. Как вы относитесь
к работе в условиях высокой
нагрузки?
Примеры открытых вопросов:
• Что заставило Вас принять решение о...?
• Расскажите мне о...?
• Как получилось,
что...?
Примеры прямых или
закрытых вопросов:
• Какие оценки были у Вас по каждому предмету?
• Сколько
человек непосредственно
• Сколько
месяцев Вы работали в...?
Примеры рефлексирующих замечаний/вопросов
Такие замечания
или вопросы нужны для того,
чтобы избежать недопонимания или
неверного понимания. Кроме того,
они показывают кандидату, что его
внимательно слушают.
• Как я понял. Вы предпочитаете работу с высоким уровнем ответственности?
• Итак. Вы любите заниматься спортом?
• Мне показалось,
что Вы плохо реагируете на
критику в Ваш адрес?
5.5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВЬЮ
Интервью должно
быть своего рода испытанием для кандидата.
Вопросы должны быть направлены на
получение значимой информации, на
выявление сильных и слабых сторон
кандидата и на возможно более
полное раскрытие его потенциала.
Не следует давать
возможность кандидатам избегать ответов
на какие-то вопросы. Следует также
обращать внимание на то, как кандидат
отвечает на вопросы (учет невербальных
характеристик: поза, жесты, мимика и
т.д.). Часто это может дать даже
больше информации, чем само содержание
ответа.
5.6. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
Трудно предположить,
что работники организации, отвечающие
за решение задачи поиска и отбора
кадров, изначально обладают всеми
необходимыми навыками проведения интервью.
Как и в любом деле, для успешного
решения этой задачи им нужна тренировка
и обучение.
• Интервьюер должен
быть обучен тому, как проводить
интервью и должен быть знаком с
типичными ошибками, которые чаще
всего препятствуют принятию верного
решения в процессе отбора.
• Интервьюер должен
уметь проводить интервью с любыми
кандидатами, независимо от уровня их
квалификации, образования, культурного
уровня. Он должен учитывать, что интервью
- это также одно из средств связи
с общественностью (Public Relations).
При проведении интервью
интервьюер должен иметь должностные
инструкции, требования к должности
для каждой вакансии.
6. РЕШЕНИЕ О ПРИЕМЕ
КАНДИДАТА НА РАБОТУ
Решение о зачислении
кандидата на работу является самым
важным моментом, кульминацией процесса
отбора. Оно должно быть максимально
объективным, и надо предпринять
все, чтобы прийти к верному решению.
Принять такое решение помогает
анализ работы, четкий план интервью и
грамотное его проведение и продуманная
система оценки деловых и личных
качеств кандидата.
6.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ
КАНДИДАТОВ
Система оценки кандидата
должна обладать следующими характеристиками:
она должна быть основана
на объективной информации и давать
объективные оценки кандидатов;
она должна стимулировать
тех, кто производит отбор, к тому,
чтобы они обосновывали свой выбор,
ориентируясь на согласованную систему
критериев;
она должна помогать
работникам организации, принимающим
участие в процессе отбора, легче
достигать взаимопонимания при
оценке кандидатов и способствовать
принятию взвешенного обоснованного
решения;
она должна быть продолжением
сложившейся в организации
Пример системы
оценок
5 Отличный кандидат.
Нет недостатков как в
4 Хороший кандидат
(выше среднего уровня). Имеет
много сильных качеств и не
имеет серьезных недостатков.
Может быть принят на работу
с высокой долей уверенности.
3 Средний кандидат.
Сильные стороны перевешивают
имеющиеся у него недостатки.
Может быть принят на работу
на определенных условиях.
2 Ниже среднего. Имеет
ряд серьезных недостатков,
1 Абсолютно неподходящий
кандидат. Преобладают недостатки.
Такому кандидату отказывают
в приеме на работу даже
в том случае, если он является
единственным претендентом на
вакантную должность.
При оценке кандидатов
следует использовать всю шкалу
оценок. Специалисты, осуществляющие отбор,
должны стараться избежать искушения
выставлять всем кандидатам средние
оценки. Нельзя также ставить оценки
с плюсом или с минусом (3+ или 5-).
Всегда есть вероятность
того, что ни один из кандидатов не удовлетворит
требованиям данной вакансии. Однако,
в ряде случаев давление тех или
иных обстоятельств может
6.2. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
ПРИ ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ
Интервью является
процессом межличностного взаимодействия,
поэтому надо иметь в виду возможность
искажений и ошибок, свойственных
межличностному восприятию:
Ошибка центральной
тенденции возникает тогда, когда
большая часть кандидатов оценивается
средним баллом (хотя можно ожидать,
что кто то из кандидатов лучше, а
кто то хуже);
Ошибка снисходительности
- большинство кандидатов оценивается
высокими оценками, что может привести
к приему на работу неподходящих работников;
Ошибка высокой
требовательности - большинство кандидатов
получает низкие оценки. Эта ошибка
приводит к отсеиванию потенциально
пригодных к работе кандидатов;
Эффект ореола возникает
тогда, когда интервьюер оценивает
кандидата как хорошего или плохого,
ориентируясь на какую-то одну характеристику,
которая, в его глазах перевешивает
все остальные;
Ошибка контраста
возникает тогда, когда средний
кандидат оценивается высоко, если
он идет после нескольких слабых кандидатов,
или низко, если он идет после нескольких
сильных кандидатов;
Стереотипизация - это
тенденция сравнивать кандидата
со стереотипом "идеального кандидата".
Этот стереотип может сильно различаться
у разных интервьюеров и иметь
слабое отношение к реальным требованиям
работы.
6.3. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ
ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
В зависимости от
размеров организации, укомплектованности
отдела персонала квалифицированными
специалистами и от специфики
вакансии, организация процесса отбора
и процедура принятия окончательного
решения могут существенно
Можно выделить три
наиболее часто встречающиеся стратегии
принятия окончательного решения о
приеме работника в организацию.
Одна и та же организация
может использовать все три типа
процедур организации отбора и принятия
окончательного решения о приеме
на работу. При этом следует учитывать,
что процедура 1 и 2 больше подходят
для отбора рядовых работников и
специалистов, а процедура 3 - для
отбора руководителей разных уровней.
Процедура 1.
Отдел персонала (отдел
кадров) осуществляет предварительный
отбор кандидатов. Итоговое интервью
проводит руководитель подразделения,
в котором имеется вакансия (или
руководитель организации, если речь идет
о небольшой компании). Он же принимает
окончательное решение о приеме
на работу.