Особенности квалификации получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:50, дипломная работа

Описание

Основная цель работы состоит в том, чтобы дать уголовно - правовую характеристику получения взятки и разработать предложения по совершенствованию квалификации преступления.
Обусловлена постановка и решение следующих задач:
– исследовать развитие отечественного уголовного законодательства в части борьбы с взяточничеством;
– определить юридическое содержание основных понятий, содержащихся в диспозиции статьи 290 УК РФ;
– определить систему специальных субъектов - служащих, которые понесут ответственность за преступления против интересов службы;
– рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
– выявить основные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при квалификации получения взятки;
– определить детерминанты и возможные меры профилактики взяточничества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Взятка «прошлое и настоящее» 6
1.1 История ответственности за получения взятки в Российском Уголовном законодательстве 6
1.2 Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России в настоящее время 11
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика состава получения взятки 15
2.1 Объективные признаки преступления 15
2.2 Субъективные признаки преступления 31
ГЛАВА 3. Особенности квалификации получения взятки 40
3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки 40
3.2 Отграничение получения взятки от смежных составов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 115.10 Кб (Скачать документ)

     Законодатель  в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено  не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим  от имени должностного лица и в  его интересах. Посредником получения  взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение  взяток. Необходимо установить в таких  случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную  выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное  положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель21.

     Посредник привлекается к уголовной ответственности  за пособничество во взяточничестве в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли.

     Закон предусматривает, что взятку может  получать должностное лицо лично  или через представителя, но не говорит, в чью пользу предоставляется  имущественная выгода. Возможно, что  такое предоставление не только в  пользу самого должностного лица, но и  в пользу его родственников и  может расцениваться взяткой. Взяткой  будет считаться имущественное предоставление в пользу любого другого лица, если в таком предоставлении заинтересовано должностное лицо. Следовательно, возможно получение взятки третьими лицами как для передачи заинтересованному должностному лицу, так и в личных интересах с разрешения должностного лица22.

     Сложнее дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. Принятие должностным лицом «взятки» не рассматривается  как таковым взяточничеством (например, руководитель государственного учреждения обещает предоставление организации  определенные преимущества за компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимое  для эффективной работы данного  учреждения) если оно предоставлено  в общественных или государственных  интересах, хотя и является негативным явлением. Вымогательство в пользу государственных и муниципальных  органов на практике не рассматривается  ни как вымогательство взятки, ни в  качестве имущественного вымогательства. Но в некоторых случаях такие  действия могут образовать состав преступления, предусмотренный статьей 286 или статьей 169 УК РФ23. 

     2.2 Субъективные признаки преступления

     Отличительной чертой взяточничества является то, что  оно совершаются специальным  субъектом, должностным лицом.

     Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

     Таким образом, закон очень четко выделяет две группы лиц подпадающих под  понятие должностного лица:

     1) лица, постоянно, временно или  по специальному полномочию осуществляющие  функции представителя власти;

     2) лица, выполняющие организационно - распорядительные или административно  - хозяйственные функции в государственных  органах, органах местного самоуправления.

     Содержание  понятия представителя власти, применительно  ко всем случаям использования этого  понятия в статьях уголовного закона, раскрыто в примечании к статье 318 УК РФ: «представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

     Более полное разъяснение понятия представителя  власти содержится в постановления  Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому «к представителям власти следует относить лиц, на которых возложены законодательная, исполнительная или судебная функция, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности»24.

     Из  выше сказанного следует, что представителю  власти присуще:

     1) обладание властными полномочиями, предоставленными в силу закона (например следователь следственного  отдела УВД г. Абакан осуществляющий функции представителя власти на основании положения Закона «О полиции» и Уголовно - процессуального кодекса РФ)25 ;

     2) не связанность их действий  и решений ведомственными рамками  в том смысле, что их деятельность  строится на взаимоотношениях  с юридическими и физическими  лицами, не находящимися в их  служебном подчинении, зависимости.  Многие представители власти  вообще не имеют подчиненных  им по службе лиц, но обладают  властными полномочиями по отношению  к широкому, неопределенному кругу  граждан (например, налоговый инспектор,  сотрудники полиции и так далее);

     3) право совершать действия и  принимать решения обязательные  для граждан и организации.

     Представители власти выполняют функции федеральной  государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной  власти субъектов Федерации, а также  властные полномочия органов местного самоуправления.

     Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации  и субъектов Федерации). В муниципальных  образованиях «законодательную» власть также осуществляют депутаты представительного  органа местного самоуправления.

     Исполнительную  власть представляют Правительство  РФ и правительство субъектов  Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы  муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники  тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые  осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и тому подобное.

     Судебная  власть осуществляется судьями Конституционного суда РФ, федеральных судов общей  юрисдикции и федеральных арбитражных  судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.

     Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты26.

     Уголовный закон подчеркивает, что функции  представителей власти могут выполняться  временно или по специальному полномочию. Особенность этой разновидности  субъектов состоит в том, что  для выполнения этих функций:

     – во - первых, не требуется замещение должности;

     – во - вторых, нужны специальные полномочия, то есть имеющий юридическую силу акт (закон, приказ, положение, доверенность) регламентирующих круг специальных  полномочий;

     – в - третьих, специальные полномочия, как правило, носят разовый или  краткосрочный характер. К числу  лиц, наделенных такими полномочиями, к примеру, относятся присяжные  заседатели, уполномоченные государственными органами общественные контролеры и  ревизоры.

     Вторая  группа должностных лиц характеризуется  наличием у них организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций в органах  разных уровней или учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках  и воинских формированиях РФ.

     Что касается организационно - распорядительных функций, то они в соответствии с должностной инструкцией предусматривают, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров и другое27. Данные функции включают в себя: осуществление руководства, органов государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением или их подразделениями, воинскими формированиями, руководство людьми, подчиненными данному должностному лицу по службе.

     К административно - хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными  средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий и другое28. Суть этих функций сводится к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом.

     Таким образом, не всякий государственный  служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и  муниципальных учреждений является должностным лицом.

     Применительно к работникам государственных и  муниципальных учреждений важным критерием  для отнесения их к категории  должностных лиц является наделение  правом совершать юридически значимые действия, связанные со службой, которые  порождают, изменяют или прекращают правовые отношения, то есть имеющие  организационно - распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом  необходимо признавать субъекта, который  имеет право выдавать от имени  государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический  факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для  которых этот акт (документ) имеет  юридическую силу.

     Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, не являются должностными лицами29.

     Так судебная практика признает наличие  организационно - распорядительных функций (соответственно статус должностного лица) у преподавателей государственных  высших и иных учебных заведений. Так, преподавателем государственного университета был признан виновным и осужден за получение взятки. В соответствии с приказом ректора  университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом  порядке был наделен правами  и обязанностями по приему экзаменов  у студентов, то есть организационно - распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. В свою очередь неудовлетворительная сдача  экзаменов влекла для студентов  правовое последствие - назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В связи с этим действия преподавателей, ставящих оценки за материальное вознаграждение без самой процедуры приема экзаменов и зачетов, квалифицируются как получение взятки30.

     Возможны  ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно - распорядительные или административно - хозяйственные). Например, главный  врач муниципальной поликлиники, с  одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой  медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью  подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер). Ответственность  за получение взятки он может нести  только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся.

     Таким образом, получается, что субъектом  получения взятки не являются работники, не осуществляющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные  функции, а исполняющие профессиональные или технические обязанности  в государственных органах и  органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях,

     Следовательно, субъектами преступления предусмотренного статьей 290 УК РФ являются следующие лица:

Информация о работе Особенности квалификации получения взятки