Особенности квалификации получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:50, дипломная работа

Описание

Основная цель работы состоит в том, чтобы дать уголовно - правовую характеристику получения взятки и разработать предложения по совершенствованию квалификации преступления.
Обусловлена постановка и решение следующих задач:
– исследовать развитие отечественного уголовного законодательства в части борьбы с взяточничеством;
– определить юридическое содержание основных понятий, содержащихся в диспозиции статьи 290 УК РФ;
– определить систему специальных субъектов - служащих, которые понесут ответственность за преступления против интересов службы;
– рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
– выявить основные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при квалификации получения взятки;
– определить детерминанты и возможные меры профилактики взяточничества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Взятка «прошлое и настоящее» 6
1.1 История ответственности за получения взятки в Российском Уголовном законодательстве 6
1.2 Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России в настоящее время 11
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика состава получения взятки 15
2.1 Объективные признаки преступления 15
2.2 Субъективные признаки преступления 31
ГЛАВА 3. Особенности квалификации получения взятки 40
3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки 40
3.2 Отграничение получения взятки от смежных составов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 115.10 Кб (Скачать документ)

     Но  данная практика была полностью отвергнута Верховным Судом РФ. Так, например коллегия Верховного суда РФ внесла изменения в приговор Красноярского краевого суда, по которому старший следователь следственного отдела Октябрьского РОВД г. Красноярска Хакимов осужден по части 3 статьи 290 УК РФ, при этом отметила, что он в соответствии с частью 2 примечания к статье 285 УК РФ не являлся лицом, занимавшим государственную должность37.

     Проанализировав нормативные акты, акты органов местного самоуправления возможно можно будет  отнести субъект к указанной  категории должностных лиц

     Так согласно статье 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в частности своду перечней государственных должностей Российской Федерации лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, являются, Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, секретарь Совета безопасности, председатель Центрального банка РФ и другие.

     Лицами, занимающими государственные должности  субъектов РФ, считаются президенты республик, губернаторы субъектов  Федерации, руководители органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Федерации, депутаты законодательных  органов субъектов Федерации, и  другие.

     Что касается глав органов местного самоуправления, то ими являются должностные лица, возглавляющие местное самоуправление на территории муниципального образования. Конкретные должности глав органов  местного самоуправления могут называться по - разному: мэр, глава администрации, префект, председатель и так далее. Наименование должности определяется уставом соответствующего муниципального образования.

     В целом категория должностных  лиц, занимающих государственные должности  Российской Федерации и субъектов  РФ, значительно уже, чем категория  должностных лиц, занимающих ответственное  положение (в соответствии с ранее действовавшей части 3 статьи 173 УК РСФСР)38.

     Преступление, предусмотренное частью 4 статьи 290 УК РФ наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

     Следующая группа квалифицирующих признаков объединена законодателем в части 5 статьи 290 УК РФ. Это «Деяния, предусмотренные частями первой - третьей статьи 290 УК РФ, если они совершены:

     а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

     б) с вымогательством взятки;

     в) в крупном размере.

     Считаю, что их стоит рассмотреть подробно.

     Первым  признаком является - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (пункт «а» части 5 статьи 290УК РФ)

     В соответствии с частью 2 статьи 35 «Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)» УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Эта разновидность соучастия предполагает наличие, по меньшей мере двух соисполнителей преступления. В свою очередь, чтобы взятка была признана полученной по предварительному сговору группой лиц, необходимо участие в преступлении двух и более должностных лица, договорившихся использовать служебное положение для совершения, данного преступления. И не имеет значения, какую сумму получил каждый из должностных лиц39.

     Например, этот квалифицирующий признак установлен в действиях начальника отдела по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка, отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка  и исполнению административного законодательства УВД г.Абакана и старшего инспектора контрольно методического отделения по исполнению административного законодательства того же отдела, получавших взятки за общее покровительство предпринимательской деятельности40.

     Рассматриваемый признак касается только взяткополучателей. Поэтому для квалификации содеянного как получения взятки группой  лиц по предварительному сговору  не требуется устанавливать осведомленность  взяткодателя о том, что он дает незаконное вознаграждение не одному, а сразу  нескольким должностным лицам41. Это относится и к ситуации получения взятки организованной группой.

     Если  же помимо субъекта, непосредственно  получившего взятку, имеются еще  и лица, выступающие в качестве организаторов, подстрекателей или  пособников преступления, данный квалифицирующий  признак отсутствует. При этом действия указанных соучастников (кроме исполнителя) подлежат квалификации с обязательной ссылкой на статью 33 «Виды соучастников преступления» УК РФ. Что касается организованной группы, то эта разновидность соучастия характеризуется таким признаком, как устойчивость (часть 3 статьи 35 УК РФ), что предполагает более высокую степень организованности, сплоченности, распределение ролей, разработкой планов преступлений, наличие организатора и руководителя, общие средства.

     Верховный Суд РФ разъясняет, что в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, так же говорится, что указанные лица при наличии к тому оснований несут ответственность согласно части 4 статьи 34 «Ответственность соучастников преступления» УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ42.

     Изложенная  позиция подверглась критике  со стороны Б.В. Волженкина, по мнению которого при такой квалификации будет утрачено, то обстоятельство, что это члены организованной группы, совершающие преступление в ее составе43. Действительно, теория уголовного права исходит из того, что все члены организованной группы, независимо от факта выполнения каждым из них объективной стороны деяния, признаются исполнителями преступления, совершенного организованной группой, в связи, с чем при квалификации нет необходимости ссылаться на статью 33 УК РФ. Этой позиции придерживается и Пленум Верховного Суда РФ, однако, лишь применительно к преступлениям с общим субъектом. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» прямо указывается, что «при признании убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на статью 33 УК РФ».

     Вместе  с тем, часть 4 статьи 34 УК РФ предусматривает особое правило, в соответствии с которым лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в конкретной статье Особенной части УК РФ, однако участвовавшее в совершении данного преступления, несет уголовную ответственность в качестве его организатора, подстрекателя или пособника. Именно этими положениями и руководствовался Пленум Верховного Суда РФ.

     При получении взятки организованной группой  преступление считается оконченным в момент получения взятки даже одним  из должностных лиц44.

     Рассмотрим  следующий признак - «вымогательство  взятки» (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ).

     Указанный особо квалифицирующий признак  получения взятки необходимо отличать от вымогательства как самостоятельного преступления против собственности (статья 163 УК РФ). В данном случае вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов45.

     Наличие этого особо квалифицирующего признака нельзя связывать лишь с предъявлением  должностным лицом требований дать взятку. Одно только проявление инициативы получить взятку, пусть даже высказанное  вполне недвусмысленно, в настоятельной  форме, не дает оснований вести речь о вымогательстве, во всяком случае, если подобные действия не сопровождались угрозами законным интересам взяткодателя.

     Требования  и угрозы должностного лица, которые  собственно и образуют вымогательство, могут носить явный, ничем не прикрытый  характер, а могут быть выражены и в завуалированной форме. Представляется, что вымогательство взятки включает в себя два варианта поведения  виновного:

     1) субъект преступления предъявляет  конкретные требования дать взятку;

     2) ставит взяткодателя в такие  условия, когда тот сам принимает  вынужденное решение о даче  взятки.

     В обоих вариантах действия (бездействия) должностного лица ущемляют правомерные  интересы взяткодателя или могут  причинить им ущерб в случае, если он не получит желаемого незаконного вознаграждения. Все это может проявляться, в частности, в высказывании угроз незаконно привлечь к уголовной или административной ответственности, в отказе совершить те или иные законные действия в интересах взяткодателя либо в умышленном затягивании их совершения, когда должностное лицо было обязано и имело реальную возможность это сделать.

     Например, как вымогательство взятки судом  были расценены действия старшего следователя  по особо важным делам следственного  подразделения УВД г. Абакана «Г», который, требуя у «Б» деньги, угрожал заключить его под стражу, оказать давление на свидетелей и потерпевшего с целью получения уличающих показаний. Мотивируя это, суд указал, что поскольку уголовное дело, возбужденное в отношении «Б» и переданное после задержания «Г» другому следователю, было прекращено за отсутствием состава преступления (установлено отсутствие в его действиях состава преступления), подсудимый поставил под угрозу правоохраняемые интересы «Б» как невиновного лица, который был вынужден дать взятку46.

     Рассматриваемый особо квалифицирующий признак  предполагает, что получению должностным  лицом взятки предшествуют его требования незаконного материального вознаграждения, а точнее подкупа под угрозой  совершения действий (бездействия) по службе, способных причинить ущерб  законным интересам взяткодателя.

     Признаки  вымогательства взятки отсутствуют  в случаях, когда должностное  лицо требует взятку под угрозой  совершения правомерных действий, которые  ущемляют интересы взяткодателя. Так  например, согласно приговора Верховного суда Республики Хакасии вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки не нашел своего подтверждения так как действия «Щ» по прекращению уголовного преследования не причинили бы ущерб законным интересам «Х»47 . То есть взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, уйти от заслуженной ответственности.

     Хотелось  бы особо отметить, что действия должностного лица, начатые как вымогательство взятки, в некоторых ситуациях  могут трансформироваться в вымогательство уже как самостоятельное преступление против чужой собственности. В частности, это имеет место тогда, когда  для подкрепления своих требований о передаче денег или иных ценностей  субъект переходит к угрозам  применения оружия, физического насилия  и так далее.

     Следующий квалифицирующий признак - в крупном  размере (пункт «в» части 5 статьи 290 УК РФ).

     Для того, чтобы квалифицировать получение взятки по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ следует учитывать: дефиницию крупного размера ущерба, общую стоимость взятки, включая все ее части.

     В примечании к статье 290 УК РФ сказано, что взятка считается в крупном размере если сумма денег, стоимость ценных бумаг, и другого имущества или выгод имущественного характера, превышают 150 тысяч рублей.

     Когда оценивается, размер взятки следует  учитывать, что предмет или оказанные  услуги оцениваются по стоимости  предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, которые действуют на момент совершения преступления в указанной местности. В случае отсутствия такового – по заключению экспертов. Но если взятка в крупном размере получалась частями, то есть действия представляли собой эпизоды одного преступления однако имея продолжение, должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере48.

     В случае фактического получения суммы  взятки менее ста пятидесяти тысяч рублей, но установлено, что взяткополучатель желал получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по части 1 статьи  290 УК РФ, а по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ. Таким образом, содеянное образует оконченное получение взятки в крупном размере. Так как в соответствии с действующим законодательством преступление признается оконченным, когда получена даже часть взятки.

Информация о работе Особенности квалификации получения взятки