Ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:33, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена статистикой, которая свидетельствует, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция роста абсолютного числа проявлений взяточничества. Сплошь и рядом мы слышим призывы к борьбе с взяточничеством, не реже сталкиваемся с ним непосредственно. Общепринята точка зрения, в соответствии с которой взяточничество непобедимо. В то же время, например исследователи, считают, что главная проблема - не непобедимость взяточничества, а слабое понимание места и роли коррупции, в том числе и взяточничества, их причин, механизмов и последствий.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

Раньше получение взятки называлось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Мздоимство есть принятие должностным лицом взятки, добровольно предложенной, в виде вознаграждения за оказание служащим служебной услуги, не выходящей за границы его полномочий. Наказание — от денежного взыскания до отрешения от должности. Значительно строже карается (до арестантских отделений) лихоимство, т.е. принятие служащим вознаграждения за действия, нарушающие служебные обязанности. Самой тяжелой степенью лихоимства признается вымогательство, т. е. вынуждение дачи взятки самим служащим.

В указе от 25 февраля 1723 г., предусматривается, что если высшие должностные лица будут не безупречны, то из этого выйдет «только подчиненных распутное житие, ... людям разорения еще горшия, прочим судьям соблазн и так мало помалу все в бесстрашие придут, людей в государстве разорят».

 Важность этих указов для  истории законодательства о взяточничестве  в XVIII в. бесспорна. Но две  черты этих указов заслуживают  особого внимания. Во-первых, восстанавливалось  понятие получения взятки как  преступления по службе, которое исчезло из Уложения 1649 г., причем не только восстанавливалось, но и выделялось в самостоятельный состав преступления «как лукавые приобретения и похищения государевых интересов». Вторая черта заключается в указе от 23 декабря 1724 г. «О запрещении лицам, состоящим на службе, брать посулы и подряды, вступать в торги с предписанием довольствоваться положенным жалованием». Своим указом Петр I устанавливает, что для этого необходимо, чтобы высшие классы чиновников подавали пример своим безупречным поведением.

Субъектами получения взятки являлись не только берущие и лиходатели, но и те, которые «ему в том служили и через кого делано, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные люди страха ради или что его служители» (п. 4), т.е. соучастники и даже недоносители. При этом намечались другие положительные тенденции. Наказание соразмерялось с тяжестью преступления, а все виды получения взятки по структуре представляли стройную трехчленную систему. Первый вид получения взятки состоял собственно в принятии подарка, взятки; второй - в нарушении служебного долга за взятку; третий - в совершении преступления в результате принятия взятки. Последний вид получения взятки рассматривался как «государства конечное падение».

      15 августа  1845 года  указом  императора  Николая  I  было  утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, введенное в действие  с  1 мая следующего года. По существу это был  первый  уголовный  кодекс  России, поскольку предшествующие законодательные источники объединяли, как  правило, нормы многих отраслей права. Артикул  воинский  Петра  I  представлял  собой кодекс военно-уголовного права. Уложение  о  наказаниях  1845 года с полным основанием можно считать  первым  кодифицированным  источником российского   уголовного   права.   В Уложении в разделе пятом “О преступлениях и проступках  по службе государственной и общественной”. В главе шестой  “О мздоимстве и лихоимстве” ст. 412 гласила: «Давшие или обещавшие деньги, вещи или же иной какой-либо подарок состоящему в службе государственной или общественной лицу по делу или действию, касающемуся до обязанности его по службе, подвергаются взысканиям и наказаниям» и «те, которые будут стараться предложением взяток или иными обещаниями или же угрозами побудить должностное лицо к уклонению от справедливости и долга службы» «подвергаются за такое покушение служителей правительства или заключению в тюрьму на время от одного года до двух лет или же  лишением некоторых прав  и преимуществ и заключению в смирительном доме на время  от двух до трех лет» ст. 108. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) в ст. 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию». Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного.

Следующим шагом в  развитии Российского законодательства относимо взяточничества явилось Уголовное Уложение 1903 г., принятое в период царствования Николая II. В новом Уложении были учтены произошедшие в России экономические и социально-политические изменения. Оно содержало положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах, основная суть которых не изменилась и до настоящего времени. 
        Ст. 656 предусматривала три ситуации принятия служащим взятки: простое мздоимство (ч.1), когда взятка принимается за уже учиненное служащим действие, входящее в круг его обязанностей по службе; квалификационное мздоимство (ч.2) - принятие взятки, заведомо данной для побуждения служащего к учинению такого действия по службе; лихоимство (ч.3)- принятие взятки, заведомо данной служащему "для побуждения его к учинению в круге его обязанностей преступного деяния или служебного проступка». 
        В отличии от Уложения о наказаниях новый закон 1903 г. проводил резкую грань между взяточничеством и другим видом корыстного должностного преступления - лихоимственными сборами. При таковом виновный не принимает и не требует передачи мзды за свои противозаконные действия, а прямо взимает неустановленные поборы под предлогом обращения их в государственную или общественную кассу. 
          С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма опасным явлением, что привело к тому, что вождь мирового пролетариата лично отредактировал декрет 8 мая 1918 г. о борьбе с взяточничеством.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.

Искоренить взяточничество было задачей не из простых, и в 1922 году коммунистическая партия и Советское государство провели комплекс разносторонних энергичных мероприятий по борьбе с взяточничеством, учитывая повышенную опасность этого преступления. В числе этих мероприятий было осуществлено проведение специальной кампании по борьбе с взяточничеством и дальнейшее усиление кары за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 9 октября 1922 г., изменившим статью 114 и введшим новую статью 114а, наказание за неквалифицированный вид взяточничества было установлено в виде лишения свободы на срок не ниже одного года с факультативной конфискацией имущества. За квалифицированные виды взяточничества наказание - лишение свободы на срок не ниже трех лет, а при особо отягчающих обстоятельствах - расстрел с конфискацией имущества. За дачу взятки и посредничество во взяточничестве установлены были в принципе те же наказания, что и за получение взятки.

Статья 117 УК РСФСР 1926 г. определяла взяточничество как получение должностным лицом лично или через посредников, в каком бы то ни было виде вознаграждения (взятки) за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло, или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения. Закон наказывает такое преступление лишением свободы на срок до двух лет.

Если получение взятки было совершено  при отягчающих обстоятельствах, как-то:

 а) ответственное положении должностного лица, принявшего взятку;

б) при наличии прежней судимости за взятку или неоднократности получения взятки;

в) с применением со стороны принявшего взятку вымогательства;

Наказанием в таком случае было лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже двух лет, с повышением вплоть до расстрела с конфискацией имущества;

В этот период за взяточничество устанавливается самое строгое  наказание, когда-либо назначаемое  за аналогичное преступление – смертная казнь. 31 октября 1927 г. мера наказания за преступление с отягчающими обстоятельствами была заменена на лишение свободы на срок не ниже двух лет с конфискацией имущества.

Верховный суд уже  в этот период издает специальные  постановления, обобщающие накопившийся к тому времени практический материал по рассматриваемому виду преступления. Так, в Постановлении от 16 апреля 1931 г. закрепляется, что дача взятки активистам, участвующим в работе советов, как-то: членам секций советов, членам комиссий по проведению хлебозаготовок и т.п., при выполнении ими возложенных на них заданий в целях совершения или отказа от совершения тех или иных действий, а также получение взятки этими активистами являются социально-опасными и должны преследоваться в уголовном порядке по аналогии со ст. 118 и ст. 117 УК.

Верховный суд обращал  внимание судов на то, что при  возбуждении этих дел, а равно  при вынесении приговоров и определений  меры социальной защиты суды должны иметь  в виду, что борьба с этим злом, вкоренившимся в быт, не может быть осуществлена одними лишь судебными мерами и что для искоренения этого явления необходима одновременно длительная и систематическая работа по мобилизации общественного мнения вокруг этого вопроса. Поэтому «в уголовном порядке должны быть рассматриваемы лишь наиболее злостные случаи получения взятки. В рамках борьбы с взяточничеством в определенный период даже было запрещено совместительство. Как отмечали полномочные органы: иногда получение взятки маскируется под видом получения премиальных, оплаты за совместительство и т.д.

В последующем нормы  о взяточничестве получают закрепление  в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. За получение взятки устанавливается  наказание лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или сопряженные с вымогательством взятки, либо получение взятки в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества (ст.173).

Рассмотренные периоды  представляют собой преимущественно «указное законодательство», которое проникнуто идеей о том, что состав получения взятки не есть исключительно преступление против государства, но есть деяние, причиняющее вред обществу. «Грабительства, неправедные хищения» были господствовавшими мотивами, выдвигающими данный состав преступления из ряда других должностных преступлений. Это объясняет то обстоятельство, что получение взятки облагалось общими, а не специальными наказаниями. Что же касается дачи взятки, которая не рассматривалась в качестве самостоятельного состава преступления, напротив, взяткодатель считался потерпевшим, и ему возвращалась часть двойного или тройного штрафа.

В настоящее время  отношение к мздоимцам смягчилось, и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Более того, 20 ноября 2009 года государственная дума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции», а со слов лидеров КПРФ и ЛДПР — легализует коррупцию.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

Юридический анализ состава  преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

2.1. Состав преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Состав получения взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. При этом сами действия (бездействия), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет4.

 

2.2. Характеристика  основного состава

Объект

Видовым объектом преступлений главы 30 УК РФ является осуществляемая в соответствии с законом деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Объект преступления – осуществляемая в соответствии с законом нормальная деятельность конкретной структуры публичного аппарата власти и управления.

Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, в том  числе услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристической путевки, ремонт, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, которые не несут для взяткополучателя, какой-либо имущественной выгоды

Имея в виду, что от размера  взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании реальной денежной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов.

Объективная сторона

Уголовно-правовая форма  об ответственности за получение  взятки оригинальна.

Часть 1 статьи 290 УК предусматривает  ответственность за получение должностным  лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят  в служебные положения лица, либо оно в силу должностного положения может поспособствовать таким действия (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство на службе. Таким образом, закон различает четыре варианта основного состава получения взятки, отличающихся друг от друга особенностями поведения должностного лица.

Варианты поведения должностного лица:

1. Действия (бездействия) в пользу  взяткодателя или представляемых  им лиц, входящие в служебные  полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290);

2. Действия (бездействия)  в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, не входящие в служебные полномочия должностного лица, но получатель взятки в силу своего должностного положения может поспособствовать такому действию (бездействию) со стороны другого должностного лица (ч. 1 ст. 290)

3. Общее покровительство  (ч. 1 ст. 290)

Под действиями (бездействиями), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в  соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Информация о работе Ответственность за получение взятки