Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:33, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена статистикой, которая свидетельствует, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция роста абсолютного числа проявлений взяточничества. Сплошь и рядом мы слышим призывы к борьбе с взяточничеством, не реже сталкиваемся с ним непосредственно. Общепринята точка зрения, в соответствии с которой взяточничество непобедимо. В то же время, например исследователи, считают, что главная проблема - не непобедимость взяточничества, а слабое понимание места и роли коррупции, в том числе и взяточничества, их причин, механизмов и последствий.
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий по службе, например: незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью.
Покровительствовать –
значит, благоприятно относится, защищать,
оказывать заступничество, поощрять,
создавать благоприятные
Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснено, что к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным повышением в деятельности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
4. Общее попустительство
– это неприятие должностным
лицом мер за упущения или
нарушения в служебной
Попустительствовать – не противодействовать, проявлять снисходительство к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.
Так, государственный налоговый инспектор Ф. осужден за получение взятки от частного предпринимателя Б. за общее покровительство и попустительство по службе. Как пояснил Б., он дал взятку, чтобы с помощью Ф. избежать в будущем ответственности за возможные нарушения налогового законодательства.
Существует такой вид взятки как «Взятка – благодарность», она имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное лицом действие (бездействие), в отсутствие предварительной договоренности. При этом следует отличать взятку-благодарность от обычного подарка. Так статьей 575 ГК РФ разрешается дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 установленных законом МРОТ. Таким образом, новый УК не исключил возможность признания взяточничеством случаев получения - дачи денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, переданных как подарок, благодарность должностному лицу за уже им содеянное или в связи с исполнением им служебных обязанностей. Не оговорен в УК и минимальный размер взятки. Как видим, возникла коллизия между положениями УК и Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", с одной стороны, и Гражданского кодекса, с другой5. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ не применимо к уголовному закону. При наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка - подкуп или взятка - вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения. Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения, даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность. При этом безвозмездность означает передачу вещи, без каких – либо условий материального или иного характера, т.е. дарение не предполагает ответной благодарности одаряемого в том или ином выражении. В этой связи взятка, всегда предполагающая совершение в пользу дающего или третьих лиц какого – либо действия (бездействия), не может рассматриваться как дарение ни при каких обстоятельствах6.
Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Это особо важно подчеркнуть применительно к ситуации, когда взятка давалась за общее покровительство или попустительство по службе. Состав преступления выполнен полностью, даже если конкретные поведенческие акты должностного лица, проявления покровительства или попустительства, имевшиеся в виду при передаче вознаграждения, еще не были осуществлены.
Субъективная сторона
Получение взятки – умышленное корыстное преступление. Содержанием умысла должностного лица охватываются все юридически значимые элементы объективной стороны преступления, что определяет осознание им общественной опасности.
Субъективная сторона
Корыстные мотив и цель данного преступления непосредственно не зафиксированы в тексте уголовного закона, но вытекают из самой природы получения взятки как специального вида корыстного злоупотребления должностными полномочиями и материального характера предмета взяточничества.
Субъективная сторона
Субъект
Согласно разъяснению, данному в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих судебную, законодательную или исполнительную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо т их ведомственной подчиненности.
Субъект преступления специальный – должностное лицо. Определение должностного лица применительно к статьям главы 30 УК РФ дается в примечании к ст. 285 УК РФ, согласно которому к должностным лицам относятся:
1) лица, постоянно, временно
или по специальному
2) лица, постоянно, временно
или по специальному
Квалифицирующие признаки для всех разновидностей получения взятки предусмотрены в ч. 3 и 4 ст. 290 УК. Таким образом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, утрачивает значение, намеченное в ч.1 ст. 290 разграничение случаев получения взяток за законные или незаконные действия (бездействия) должностного лица.
Квалифицирующее обстоятельство по ч. 2 ст. 290 УК говорит о получении должностным лицом взятки за незаконное действие (бездействие).
27.09.2006 г. П.,
работая в должности старшего
государственного инспектора
Квалифицирующее обстоятельство по ч. 3 ст. 290 УК связано с особой характеристикой субъекта получения взятки. В соответствии с ч. 3 ст. 290 УК, таковым может быть не любое должностное лицо, а только лицо, которое занимает государственную должность РФ и государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.
Наличие данного квалифицирующего обстоятельства вполне обосновано. Общественная опасность взяточничества как преступления, посягающего на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывающего авторитет, существенно увеличивается в зависимости от занимаемой субъектом должности. Чем более высокий и авторитетный пост он занимает, тем шире и важнее его полномочия и тем выше степень вины работника, получающего взятку.
Ссылаясь на ч. 4 ст. 290 УК назовем особо квалифицирующие виды получения взятки. К ним относятся:
• Группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
• С вымогательством взятки
• В крупном размере
Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие 2 или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.
В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ), организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступления. При наличии к тому оснований, они несут ответственность согласно части 4 статьи 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных статьей 290 и 291 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц;
Выше приведённое положение УК позволяет признать правильным разъяснение, содержащееся в п.13 постановления пленума ВС от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве»: «Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали 2 или более должностных лица, или 2 или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использования своего служебного положения».
Сговор признаётся предварительным, если он состоялся до начала преступления. При этом должностные лица могут войти в сговор на совершение преступления – получения взятки (взяток) – ещё до обращения к ним конкретного взяткодателя, а так же и после такого обращения к одному из них. Поскольку в последнем случае группа образуется до момента получения взятки одним из соучастников, сговор так же следует признать предварительным.
Предварительный сговор группы взяткодателей будет тогда, когда они действуют как одно целое, заранее договорившись о получении взятки или нескольких взяток. При этом действия должностных лиц, входящих в эту группу взяткодателей, могут быть одинаковыми, но могут быть и различными по своему содержанию, но совершаемыми в интересах взяткодателя.
Возникает вопрос о характере и содержании деятельности каждого из должностных лиц, состоящих в группе, получившей взятку по предварительному сговору. Н.И. Коржанский считает, что «на наличие в действиях виновных лиц данного квалифицирующего признака, не влияет, кто из них должен был совершить действие (или бездействие) в интересах взяткодателя, какую долю каждый из них получил, а равно и их служебное положение»7.
Таким образом, для вменения при получении взятки особо квалифицирующего признака «группой лиц по предварительному сговору» необходимо установить совокупность следующих обстоятельств:
1. Соглашение о получении
взятки должно состояться
2. Это соглашение должно
предшествовать фактической
3. Каждое из участвующих в сговоре лицо должно совершить какие-либо действия (бездействия) с использованием должностного положения в интересах взяткодателя либо попустительствовать или покровительствовать ему
4. Каждое из должностных лиц должно получить хотя бы часть взятки
В то же время подобное
преступление признается оконченным с
момента принятия взятки хотя бы одним
участником группы с намерением последующего
дележа незаконного вознаграждения
между соучастниками в
При получении взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой всем осведомленным об этом участникам группы независимо от размера суммы, полученной каждым из них, вменяется и это квалифицирующее обстоятельство.
Точно так же особо
квалифицирующий признак «
Наиболее распространенным видом особо квалифицированного получения взятки является совершение этого преступления путем вымогательства взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК). Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку, с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если должностное лицо требует передать взятку под угрозой совершения действий, не затрагивающих законные интересы лица, то состав вымогательства взятки отсутствует (сотрудник налоговой инспекции требует передачи денег под угрозой наложения штрафа на организацию, допустившую просрочку по уплате налогов).