Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:58, курсовая работа
Цель работы – исследование ответственности за коммерческий подкуп и получение взятки с точки зрения российского уголовного права.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю развития и становления уголовного законодательства России об ответственности за коммерческий подкуп и получение взятки;
- дать понятия «взятка» и «подкуп»;
- рассмотреть особенности уголовно – правовых норм, характеризующих данные составы преступления;
- выявить причины возникновения проблем квалификацией, а также разработать способы борьбы с данными проблемами;
- найти отличия между составами преступления, предусмотренными ст. 290 и ст. 204 УК РФ.
Введение 3
Глава 1. История становления и развития законодательства России об ответственности за такие преступления, как коммерческий подкуп и получение взятки 5
Глава 2. Понятия «взятка» и «подкуп» 7
2.1. Понятие «взятка» 7
2.2 Понятие «подкуп» и «коммерческий подкуп» 8
Глава 3. Юридический анализ ст. 290 и ст. 204 УК РФ. Квалифицирующие признаки данных составов преступления 8
3.1 Юридический анализ ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 8
3.2 Квалифицированные виды получения взятки 11
3.3 Юридический анализ ст. 204 УК «Коммерческий подкуп» 13
3.4 Квалифицированные виды коммерческого подкупа 16
Глава 4. Судебная практика. Статистика совершаемых преступлений в сфере коррупции 17
4.1 Судебная практика 17
4.2 Статистика совершаемых преступлений в сфере коррупции 19
Глава 5. Проблемы, возникающие при борьбе с коррупционными преступлениями. Причины столь «слабой» борьбы. Варианты решения проблем 20
5.1 Проблемы и способы борьбы с коррупционными преступлениями 20
5.2 Причины столь «слабой» борьбы 21
5.3 Варианты решения проблем 22
Глава 6. Сходства и различия ст. 290 УК «Получение взятки» от ст. 204 УК «Коммерческий подкуп» 24
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Отменяя состоявшиеся по делу судебные решения в отношении Родионова, Судебная коллегия указала, что если хотя бы один признак состава конкретного преступления отсутствует, то нет и основания уголовной ответственности.
Как установлено судом, Родионов выполнял управленческие функции, занимая должность начальника ГП "СПУ-5". При этом, как указано в приговоре, в его должностные обязанности не входило решение вопросов заключения договоров аренды (субаренды) и сдачи в аренду (субаренду) помещений, занимаемых ГП "СПУ-5"; балансодержателем здания являлось ГП "Медпроектремстрой"; ГП "СПУ-5" в лице Родионова неправомочно было сдавать в аренду (субаренду) помещения, занимаемые данной организацией.15
4.2 Статистика совершаемых преступлений в сфере коррупции.
Работа по выявлению преступлений этой категории после введения нового УК РФ велась достаточно активно и даже прослеживалась определенная динамика выявленных преступлений. Так, по сведениям ГИАЦ МВД России, количество выявленных и зарегистрированных в России преступлений данной категории возросло с 470 в 1997 г. до 2178 в 2005 г.
Необходимо отметить тот факт, что с 2003 г. имеется снижение количества выявленных преступлений во всех регионах. Так, в ГУВД г. Москвы, сотрудники которого из года в год выявляли и регистрировали самое большое количество преступлений данной категории, количество преступлений сократилось с 391 в 2002 г. до 142 в 2004 г.
В 2007 году выявлено преступлений за коммерческий подкуп 1499, в суд отправлено 1040 дел, привлечено к ответственности 405 человек, в 2006 году 1751/953/464 соответственно.
Согласно данным МВД РФ в 2008 году (январь - март) против интересов службы в коммерческих и иных организациях было выявлено 1372 преступления, в том числе коммерческий подкуп 655 преступлений, из них направлено в суд только половина 625/339 соответственно, при этом привлечено лиц 167/83. Т. е. за январь - март по стране в 2008 году привлечено к ответственности за коммерческий подкуп 83 человека.16
Если рассмотреть
Глава 5. Проблемы, возникающие при борьбе с коррупционными преступлениями. Причины столь «слабой» борьбы. Варианты решения проблем.
5.1 Проблемы и способы
борьбы с коррупционными
Экономические и социальные проблемы современного общества, несомненно, сказываются на характере преступности и в определенной степени влияют на поведение призванных с ней бороться.
Сложная социальная детерминация наблюдается и в динамике такого преступления, как взяточничество. Практически ничем не ограниченные возможности в сфере перераспределения собственности, отсутствие должных механизмов контроля и ответственности являются основной причиной распространения коррупции государственных служащих. При увеличении количества взяточничества более завуалированными стали способы совершения этих правонарушений. Для получения взятки используются расчетные счета самих организаций, совершаются фиктивные сделки, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.
Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства приводит зачастую к тому, что при всей очевидности виновности отдельных лиц последним удается благополучно избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий, для того чтобы выявить и доказать конкретные факты взяточничества. При этом они нередко вынуждены использовать средства и методы борьбы с преступлениями, которые не всегда соответствуют закону, но позволяют добиться положительного результата.
Предшествующая практика будет способствовать эффективности
правоприменительной практики по борьбе
с этими преступлениями, поскольку данная
практика по делам о взяточничестве полностью
оправдала себя. Поэтому она должна быть
сохранена, ее следует использовать в
новых условиях и нет необходимости изобретать
новую судебную практику. Несомненно,
большую практическую помощь при применении
ст. 204 нового кодекса должны оказать действующие
постановления пленума Верховного суда
СССР “О судебной практике по делам о
злоупотреблении властью или служебным
положением, превышении власти или служебных
полномочий, халатности и должностном
подлоге” и “О судебной практике по делам
о взяточничестве”. В названных постановлениях
подробно рассматривается содержание
организационно-
Также настораживает такое положение, как то, что состав коммерческого подкупа отсутствует, если лицо получает ценности не за конкретные действия в интересах дающего, а для “покровительства”, “поддержки хороших взаимоотношений”.
5.2 Причины столь «слабой» борьбы
По многим выявленным фактам коммерческого подкупа часто принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо выносятся постановления о прекращении уголовного дела. Т. к. одним из непреодолимых оснований, исключающих наличие состава преступления, является то, что подозреваемый, принимая деньги за оказанные услуги, не имеет умысла на корысть, т.к. использует их не для себя лично, а для нужд предприятия, в котором работает (либо которым руководит). При этом в обязательном порядке в оправдание своей невиновности он всегда предъявит сотрудникам органов милиции соответствующие платежные документы - товарные и кассовые чеки и другие документы на приобретение товаров в различных торгующих организациях.
Для коммерческого подкупа характерно следующее:
Причинами столь минимального раскрытия данной категории преступлений служат - необходимость наличия у следователей специальных познаний в области экономики и гражданского права. Для квалификации преступления по данной статье необходимо изучить структуру и общие условия деятельности организации, где работает лицо, подозреваемое в совершении преступления, функциональные и должностные обязанности данного лица, определить подлинность документов, подтверждающих его противоправные действия.
Кроме того, при проведении
оперативно-розыскных
5.3 Варианты решения проблем
Борьба с коррупцией вообще не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в негосударственные структуры.
Представляется целесообразным следующее решение данной проблемы. Во-первых, повысить ответственность за коммерческий подкуп путем увеличения санкции за данное преступление, только если оно причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, приблизив ее к ответственности за взяточничество. Во-вторых, дополнить статьи особо квалифицирующим обстоятельством: получение коммерческого подкупа лицом, ранее два или более раза судимым за аналогичное преступление.
В странах с устоявшимися
рыночными отношениями, где рынок
властвует в течение столетий
и где уже несколько
В указанных странах постоянно совершенствуются и дополняются правовые предписания в этой области, причем с обязательным ужесточением наказаний, а также с введением дополнительных оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных мер, контрольно-финансовых и иных мер по разоблачению коррупции и организованной преступности.
В-третьих, как вариант, можно предложить проведение специальных курсов переподготовки в сфере специальных познаний в области экономики и гражданского права.
В-четвертых, доскональное изучение предшествующих судебных практик.
В-пятых, разработка плана
по выявлению коррупционных
В-шестых, тщательная проверка «верхушки» власти.
Глава 6. Сходства и различия ст. 290 УК «Получение взятки» от ст. 204 УК «Коммерческий подкуп»
Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК РФ) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.
Отличаются анализируемые
составы преступлений и по субъекту.
Так, субъектами должностных преступлений
признаются должностные лица, под
которыми согласно Примечанию к ст.
285 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или
по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Имеются отличия и
по объективной стороне
Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.
В свою очередь коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.
Заключение
На основании изученной нормативно-правовой базы, специальной литературы, судебной представляется возможным сделать следующие выводы.
Конституция 1993 года в статье 8 провозгласила принцип свободу экономической деятельности и поддержку конкуренции, что стало правовой базой для распространения и развития коммерческих и иных организаций. Государство заинтересовано в законной деятельности коммерческих и иных организаций и несет обязанности по защите их интересов. Одним из механизмов такой защиты является уголовная ответственность за коммерческий подкуп - преступление против интересов службы в коммерческих организациях.
Если понятия денег, ценных бумаг и иного имущества (включая имущественные права) как предмета коммерческого подкупа на практике не вызывают разночтений, то категория услуг имущественного характера не столь однозначна. Под услугами имущественного характера следует понимать совершение действий или осуществление определенной деятельности независимо от наличия материального результата таковых, которые поддаются имущественной (стоимостной) оценке в денежном эквиваленте, обычно оказываются на возмездной основе и не носят личного характера.
Борьба с коррупционной преступностью предполагает также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершенных в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Предупреждение коррупции, т. е. воздействие на ее причины и условия, должно стать основным направлением, иначе коррупционные формы поведения будут воспроизводиться и при ужесточении наказания отдельных лиц.
Информация о работе Получение взятки и коммерческий подкуп: сходства и различия