Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
-уделить особое внимание вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;
-рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
2. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
2.1. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
2.2. Условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2.3. Виды принудительных мер воспитательного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Хубецов ПВ-103 (Автосохраненный).docx

— 62.95 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
  2. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
    1. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
    2. Условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
    3. Виды принудительных мер воспитательного воздействия

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы и явления  политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического характера определяют в общей  форме условия жизни в обществе, влияют на характер межличностного общения  граждан, и именно они влияют на такие  негативные явления как преступность.

Несовершеннолетние стали одной  из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.

Анализ  криминальной ситуации среди несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует  о том, что ее состояние остается сложным. В 2008 г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление - 11%.

На  учете органов внутренних дел  в 2009 г. состояло до 650 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

К 20210 году преступность среди несовершеннолетних выросла в полтора раза.1

В данной курсовой  работе рассматривается  не новая, но довольно актуальная на сегодняшний  день тема – «Освобождение от Уголовной  ответственности несовершеннолетних».

Актуальность  выбранной темы объясняется рядом  обстоятельств.

Борьба  с правонарушениями несовершеннолетних - одна из наиболее важных сторон всего  процесса искоренения преступности в российском обществе.

Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они  обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально  оценивать происходящие события  и т.д.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации  уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности  и наказания.

Выбор данной темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью, недостаточной  теоретической разработкой, потребностями  практики.

Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового  регулирования уголовной ответственности  несовершеннолетних в Российской Федерации.

Задачами  курсовой работы являются:

-уделить  особое внимание вопросам освобождения  от уголовной ответственности  несовершеннолетних;

-рассмотреть  проблему осуждения несовершеннолетнего  с применением принудительных  мер воспитательного характера;

  • провести анализ оснований и порядка применения, принудительных мер воспитательного воздействия;
  • выявление правовой природы, содержания и целей принудительных мер воспитательного воздействия;
  • Объектом исследования являются отношения в сфере применения правовых норм, регламентирующих основания и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.
  • Предмет исследования составляют:
  • нормы ранее действовавшего и современного отечественного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты касающиеся института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних и применения института, принудительных мер воспитательного воздействия;
  • материалы следственно-судебной практики по применению принудительных мер воспитательного воздействия и их соотношение с иными видами освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
  • юридическая и иная литература, касающаяся проблем освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия.

 

Современных работ на тему «Освобождение от уголовной  ответственности несовершеннолетних»  довольно мало. Среди них можно  выделить работы Сафуанова Ф.А. «Психолого-психиатрическая  экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», Д.Л. Гулякевича «Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном  законодательстве Российской Федерации  и других государств».

Наиболее  интересными и содержательными  специальными исследованиями, советского времени в области уголовной  ответственности несовершеннолетних являются работы Бабаева М.М. «Индивидуализация  наказания несовершеннолетних», Астемирова И.И. «Уголовная ответственность и  наказание несовершеннолетних», Скрябина М.А. «Общие начала назначения наказания  и их применение к несовершеннолетним», Никитина А.Ф. «Ответственность несовершеннолетних», Шевченко Я.Н. «Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних».

 

 

 

    1. Понятие несовершеннолетнего  как субъекта уголовного права 

 

В интересах государства осуществлять всеобъемлющую социальную политику, направленную на оказание максимального  содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства  со стороны системы правосудия в  отношении несовершеннолетних, и, в  свою очередь, уменьшит ущерб, который  может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Такие меры заботы в отношении  молодежи, принимаемые до совершения правонарушений, являются основным содержанием  политики Минимальных стандартных  правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» - приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.).2

Как закреплено в п. 1.4 Пекинских правил, правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения  социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.

 

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 обращается внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних.3 Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.

В юридической литературе неизменным на протяжении последних ста лет  и вполне обоснованным является тезис  о том, что в механизме преступного  поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным  личностным характеристикам. Поэтому  и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального  окружения и устранением последствий  его недостаточной социализации.

Поэтому, важно не наказывать несовершеннолетних, хотя, конечно, речь не идет о полном отказе от наказания, важно осуществлять грамотную политику в направлении  предотвращения преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетним. Важно постоянно совершенствовать систему правосудия в отношении несовершеннолетних, учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы. Проще, эффективнее и целесообразнее - предотвратить, осуществить профилактические меры, нежели чем, справедливо выносить наказания несовершеннолетним.

Сказанное подтверждают и статистические данные. Так, по данным А.А. Бокаева, среднестатистическая вероятность рецидива у несовершеннолетних, осужденных за первое преступление к лишению свободы, приближается к 57 процентам, причем чем моложе возраст преступника, тем более вероятен рецидив в его биографии.4 Кроме того, совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом.

 

Повышенная опасность привлечения  несовершеннолетних к уголовной  ответственности заключается в  том, что в результате отрицательного воздействия на процессы воспитания у несовершеннолетних могут выработаться искаженные, деформированные представления  об определенных социальных, нравственных, мировоззренческих ценностях и  установках. Происходит деформация личности, влекущая деградацию и распад общества, что, безусловно, наносит урон будущему страны и государства.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации выделяется специальный  раздел V «Уголовная ответственность  несовершеннолетних», включающий Главу 14 «Особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних» - сам этот факт говорит о повышенном внимании законодателя к проблематике уголовной ответственности несовершеннолетних. Принцип применения особенных правил уголовной ответственности несовершеннолетних пронизывает всю отрасль уголовного права.

Особенность правового статуса  несовершеннолетнего в виду его  несформированности, приводящей к тому, что любое негативное воздействие  на него может стать основой развития той или иной личностной девиации, а в силу этого и общественная опасность посягательств на процесс  формирования личности несовершеннолетнего, обусловили и факт выделения в  Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) самостоятельной группы преступлений против несовершеннолетних (глава 20 УК РФ). При этом вызывает интерес  генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка, эксперты констатируют, что "едва ли не каждое первое совершенное  подростком преступление становится возможным  исключительно благодаря вовлекательским  действиям взрослого (около 90 процентов)".5

Несовершеннолетний - ребенок или  молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может  быть привлечен за правонарушение к  ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому (подп. «а», п.2.2 Пекинских правил). Это правило  следует формулировке второго принципа Декларации прав ребенка (Резолюция 1386 (XVI), закрепляющему, что «при издании  с этой целью законов главным  соображением должно быть наилучшее  обеспечение интересов ребенка».6

Минимальные пределы возраста уголовной  ответственности различны и определяются в зависимости от исторических и  культурных особенностей той или  иной страны. Так до революции в  России несовершеннолетним считался молодой  человек до достижения возраста 21 год.

Как показывает анализ российского  законодательства на предмет института  совершеннолетия, в целом существует тесная взаимосвязь между понятием ответственности за свои действия и  бездействия (в том числе, правонарушение или преступное поведение) и другими  социальными правами и обязанностями (такими, как семейное положение, гражданское  совершеннолетие и т. д.).

Гражданское, семейное и уголовное  законодательство определяют единый возрастной критерий самостоятельности, дееспособности, возраста, с которого лицо несет  ответственность за свои противоправные действия и бездействия. Так, статья 60 Конституции Российской Федерации7 закрепляет, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Гражданский кодекс Российской Федерации(далее ГК РФ) также связывают наступление дееспособности с достижением возраста 18 лет закрепляя: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГК РФ).

В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г.) несовершеннолетний определен как лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет.

Согласно ч.1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Одной из особенностей правового статуса  несовершеннолетнего в уголовном  праве, в частности, привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности - является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.

Информация о работе Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права