Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
-уделить особое внимание вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;
-рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
2. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
2.1. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
2.2. Условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2.3. Виды принудительных мер воспитательного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дифференциация возраста, с которого
наступает уголовная
Но законодатель упустил из виду некоторые особенности конструкции уголовного закона. Речь идет об ответственности за преступления с привилегированными составами (например, предусмотренные в ст.106-108 УК РФ). Уголовная ответственность за данные преступления наступает согласно ст.20 УК РФ с 16-летнего возраста. Вместе с тем их составы предусмотрены в специальных предписаниях по отношению к общим нормам.
За совершение одного и того же деяния несовершеннолетний будет подвергаться более строгому наказанию, нежели взрослый. Здесь, конечно, имеет место несовершенство законодательной техники.8
Таким образом, лица, не достигшие
шестнадцатилетнего возраста, не подлежат
уголовной ответственности за преступления
с привилегированными составами. Основанием
для такого вывода является системный
смысл уголовного закона, который
в целом определяет логику его
применения. Так, согласно установлениям
главы 14 УК РФ ("Особенности уголовной
ответственности и наказания
несовершеннолетних") для несовершеннолетних
снижен максимальный предел наказания,
ровно наполовину(ст.88 УК РФ). Кроме
того, предусмотрены менее жесткие
условия освобождения от уголовной
ответственности и наказания, возможность
применения принудительных мер воспитательного
воздействия и т.д. Все это подтверждает,
что за совершение аналогичных деяний
несовершеннолетние не могут подвергаться
более строгим мерам
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается учеба в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т. д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.9
Согласно ч.2 ст.9 УК РФ возраст уголовной
ответственности, являющийся обязательным
признаком субъекта преступления, определяется
на момент совершения действия или
бездействия, независимо от времени
наступления вредных
Согласно Постановлению
Статья 96 УК РФ предусматривает, «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию».
Анализируя положения данной статьи
в совокупности с иными нормами
(в частности о
По мнению ученых-юристов, однозначно относить лиц от 18 до 20 лет к взрослым нельзя.10 "Сегодня нет необходимости доказывать, что к 18 годам мировоззрение человека еще не сформировано настолько, чтобы соответствовать в полной мере мировоззрению взрослого человека. Прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них: уже за пределами 18-летия, как правило, к 20-21 году".11 Нуждается в определении возрастной период от 18 лет и чуть старше. Данный отрезок возраста следует рассматривать как переходный от несовершеннолетнего к взрослому. Хотя этот возрастной период получил название как молодежный, но его границы устанавливаются в разных пределах. В актах различного уровня от 18 до 25 лет; от 18 до 30 лет.
В отечественной юридической
Уголовная ответственность лиц молодежного возраста может рассматриваться аналогично уголовной ответственности несовершеннолетних. При этом следует учитывать и действие принципа справедливости, предусмотренного уголовным законодательством, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать, в том числе и личности виновного (к данным о личности, безусловно, относятся и сведения о возрасте).
Принудительные меры воспитательного воздействия могут Часть 1 ст. 90 УК РФ содержит положения освобождения от уголовной ответственности.
Освобождение от ответственности
с применением принудительных мер
воспитательного характера
1) совершение преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ).
применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).
2) возможность исправления
несовершеннолетнего без
Ранее действовавшая норма предусматривала еще и третий признак – преступление должно было быть совершено впервые. В редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ этот признак утратил юридическую силу. Законодатель пошел по пути гуманизации назначения наказания несовершеннолетним. Данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Анализ показывает, что само по себе освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание) и прокурора, а также суда, но применение этих мер возможно только по решению суда (хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях как предварительного следствия, так и судебного разбирательства)12.
Основание такого освобождения
– невысокая степень
Такая убежденность должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершенности деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т. д.), данных о личности преступника (впервые (утратил юридическую силу) совершает преступление небольшой или средней тяжести, не имеет глубоких дефектов правосознания, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной либо наркотической зависимостью)13.
При наличии этих условий уголовное дело прекращается следователем, дознавателем с согласия прокурора либо судом. Прекращая уголовное дело, следователь направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, которая назначает меры воспитательного воздействия, предусмотренные положением о комиссиях.
Если же такое решение принято на стадии судебного разбирательства, суд сам применяет меры воспитательного воздействия, названные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Их – четыре:
Одна из них – предупреждение,
то есть разъяснение
Данная мера может применяться как по инициативе названных лиц, так и по решению суда, но с их согласия. Ее применение целесообразно лишь в том случае, если родители и другие лица и организации способны оказать на подростка положительное воздействие.
Вторая – передача под
надзор родителей или лиц, их заменяющих,
либо специализированного
Передача под надзор состоит
в возложении на родителей или
лиц, их заменяющих, либо на специализированный
государственный орган
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен прежде убедиться в том, что эти лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, а самое главное, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено. В ином случае принудительные меры воспитательного воздействия в семье утрачивают свой смысл14.
Возложение обязанности загладить вред применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации.
Назначается данная мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Заглаживание вреда личным трудом – наиболее эффективная среди прочих мера воздействия на подростков. Денежная компенсация может применяться, но лично подростком (а не родителями, родственниками) получаемых доходов в виде заработной платы, пенсий, стипендий и других законных источников. Этот вид взыскания следует применять крайне осторожно, дабы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего.
В некоторых случаях с согласия потерпевшего обязанность загладить причиненный вред может касаться и морального вреда, который может быть устранен публичным извинением раскаявшегося правонарушителя, в особенности, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.
По нашему мнению, назначение
наказания, имеющего немалый педагогический
потенциал, каким является возложение
обязанностей загладить причиненный
вред, может иметь больший
Наиболее серьезной, связанной
с заметным ограничением свободы
времяпрепровождения
Ограничение досуга и установление
особых требований к поведению
Эта мера воздействия является наиболее серьезной. Она связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель – оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.
Информация о работе Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права